Текст лекции
ЛЕКЦИЯ № 8
Литература (основная и дополнительная):
1. Л.Л. Игонина. Инвестиции. Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005.
2. Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран). Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.
3. С.М. Кадочников. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. – СПб.: Экономическая школа, 2002.
4. А.А. Суэтин. Международный финансовый рынок. Учебное пособие. – М.: Издательство «КНОРУС», 2004.
5. С.А. Сосна, Е.Н. Васильева. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.
6. Т.А., Слепнева, Е.В. Яркин. Инвестиции.Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.
7. Е.Ф. Прокушев. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2005.
8. О.В. Батраченко. Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
Основная часть (учебные вопросы).
1-й учебный вопрос: Регулирование иностранных инвестиций на двустороннем уровне. Двусторонние межправительственные инвестиционные соглашения. Опыт зарубежных стран: условия стабильности деятельности иностранного инвестора. Регулирование иностранных инвестиций на региональном уровне. Многостороннее регулирование иностранных инвестиций. Участие России в международном регулировании иностранных инвестиций. "Дедушкина оговорка". Оффшорные операции и соглашения о разделе продукции. Налогообложение иностранных инвесторов в России и зарубежных странах.
|
|
Основная часть (учебные вопросы).
1-й учебный вопрос: Регулирование иностранных инвестиций на двустороннем уровне. Двусторонние межправительственные инвестиционные соглашения. Опыт зарубежных стран: условия стабильности деятельности иностранного инвестора. Регулирование иностранных инвестиций на региональном уровне. Многостороннее регулирование иностранных инвестиций. Участие России в международном регулировании иностранных инвестиций. "Дедушкина оговорка". Оффшорные операции и соглашения о разделе продукции. Налогообложение иностранных инвесторов в России и зарубежных странах.
Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных прямых инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:
— двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;
|
|
— региональные инструменты регулирования;
— многосторонние соглашения.
Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:
— двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений;
— двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.
Двойное налогообложение — обложение налогом прибыли иностранного инвестора на территории страны размещения его филиала или совместного предприятия и на территории страны его происхождения.
В конце 1990-х годов в мире насчитывалось 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых были заключены в 1990-х годах. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны — главные экспортеры капитала, и с другой — развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.
Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций — соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.
В преамбуле таких соглашений, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться:
— национальный резким, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями);
— резким наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами из третьих стран.
В последние годы все чаще используется и еще одна более широкая формулировка — предоставление иностранным инвесторам «справедливых и равноправных условий».
Главная опасность для иностранного инвестора состоит в возможной потере своих инвестиций в результате национализации или экспроприации его собственности. В связи с этим в двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды. Соглашения обязывают стороны искать разрешения возникающих хозяйственных споров путем переговоров. При этом иностранные инвесторы могут защищать свои интересы в национальных судах, в третейском суде или в международном арбитраже.
Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о запрете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.
|
|
Важным элементом современной международной правовой базы для иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой — создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.
Соглашения об избежании двойного налогообложения основаны на принципе взаимности, и предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. Страны Европейского союза (ЕС) имеют около 800 соглашений об избежании двойного налогообложения, более двух третей которых были заключены с другими развитыми странами. Это объясняется тем, что основная масса прямых инвестиций сосредоточена пока в регионе промышленно развитых стран, которые одновременно являются основными экспортерами и импортерами капитала в мире.
Регулирование иностранных инвестиций на региональном уровне. Общая тенденция к глобализации мировой экономики сопровождается усилением ее регионализации, что проявляется в увеличении численности различного рода региональных объединений и группировок стран. Безусловным лидером в развитии интеграционных процессов в мире является Европейский союз (ЕС), членами которого являются 15 западноевропейских стран. Уже в Римском договоре (1957) о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), являющегося предшественником ЕС, провозглашалось, что одной из главных целей создания и развития ЕЭС было достижение свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и людей.
|
|
Статья 73 Маастрихтского договора о ЕС, вошедшего в силу в 1993 г. и заменившего Римский договор о ЕЭС, устанавливает, что в рамках ЕС «...все ограничения на движение капитала между государствами-членами, а также между государствами-членами и третьими странами, должны быть запрещены».
Некоторые положения, облегчающие осуществление иностранных прямых инвестиций, были включены и в конвенцию о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Это были положения о праве учреждения компаний одних стран на территории других стран-партнеров при условии, что значительная часть производства будет реализовываться на рынках стран — членов ЕАСТ. Предусматривалось также предоставление иностранным инвесторам национального режима.
В 1994 г. ЕС и ЕАСТ заключили соглашение о создании Европейского экономического пространства. В результате на страны ЕАСТ были распространены действующие в ЕС положения об обеспечении свободы межстранового движения капиталов.
В 90-х годах ЕС заключило с рядом стран Центральной и Восточной Европы соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (часто называемые соглашениями об ассоциации). В этих соглашениях предусматривается, что в течение нескольких лет ассоциированные страны могут ограничивать допуск инвестиций из стран ЕС в некоторые отрасли экономики, обеспечивающие национальную безопасность, временную защиту и поддержку местных отраслей. Эти ограничения подлежат постепенной отмене к концу первого десятилетия действия соглашения, хотя возможно и продление этого срока.
В 1992 г. США, Канада и Мексика заключили соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли, получившее известность под английским сокращенным названием НАФТА. Как и в случае с ЕАСТ, главными целями этого соглашения являются устранение барьеров во взаимной торговле и создание зоны свободной торговли. Однако и в этом соглашении предусмотрены меры по облегчению взаимных инвестиций. Учитывая более низкий уровень социально-экономического развития Мексики (по сравнению с ее партнерами по НАФТА — США и Канадой), ей разрешено сохранить некоторые ограничения на импорт капитала, в том числе запрет на инвестиции стран-партнеров в добычу энергоносителей и радиоактивных руд, в транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру. В отдельных сферах экономики предусмотрены количественные ограничения для участия иностранных инвесторов в уставном капитале. Одновременно Мексика открывает ряд отраслей промышленности и сельского хозяйства для иностранных инвестиций «в любых пропорциях». Так, иностранному капиталу разрешено финансировать принципиально новые виды экономической деятельности, производство новых товаров и услуг. Постепенно будут отменяться ограничения на иностранные инвестиции в автомобильной промышленности, в банковском и страховом деле. Мексиканские инвесторы будут иметь такой же доступ к осуществлению инвестиций в США и Канаде, который эти страны предоставляют и другим государствам.
Соглашения об иностранных инвестициях заключены в последние годы и в некоторых других интеграционных группировках. В рамках МЕРКОСУР (Южного общего рынка) — интеграционной группировки четырех латиноамериканских стран (Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая) — в 1994 г. введены в действие два соглашения: Протокол о взаимном поощрении и защите инвестиций в МЕРКОСУР и Протокол о поощрении и защите инвестиций из третьих стран (нечленов МЕРКОСУР).
В последнее время Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются 29 наиболее развитых в экономическом отношении стран мира, активизировала свою деятельность по разработке международно-правовой базы иностранных инвестиций. В рамках ОЭСР ведутся переговоры о заключении Многостороннего соглашения по инвестициям, главная цель которого — ликвидация дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с национальными инвесторами. Вокруг будущего соглашения развернулись острые дискуссии. Многие страны ОЭСР возражают против того, чтобы исключить «закрытые» отрасли своей экономики из общего правила либерализации иностранных инвестиций. Будущее соглашение подвергается острой критике со стороны развивающихся стран и профсоюзных организаций, поскольку, по их мнению, оно лишит государства их права регулировать и направлять иностранные инвестиции в интересах национальной экономики, а не ТНК.
Многостороннее регулирование иностранных инвестиций. В отличие от рассмотренных выше региональных соглашений, которые охватывают лишь стран — участниц региональных группировок, под многосторонними соглашениями принято понимать соглашения, в которых участвуют большинство стран мира — развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивались в основном в рамках трех международных организаций: Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО) — преемницы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности.
В рамках ООН эта работа наиболее активно проводилась в 60—80-е годы. В ней отражалось стремление многих развивающихся стран к обретению не только политической, но и экономической независимости, к установлению суверенитета над естественными ресурсами и к привлечению и использованию иностранного капитала в соответствии с национальными интересами. В 1964 г. была учреждена Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая занимается анализом вопросов, связанных с иностранными инвестициями в развивающихся странах, готовит доклады о международных инвестициях и отслеживает политику стран по привлечению иностранных капиталов.
В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила «Хартию экономических прав и обязанностей государств», в которой:
— утверждалось право всех стран свободно осуществлять полный и постоянный суверенитет над своим богатством и над экономической деятельностью;
—было зафиксировано, что каждое государство имеет право регулировать иностранные инвестиции в соответствии с национальными законами и правилами, целями и приоритетами;
—подчеркивалось, что ни одна страна не может быть принуждена к предоставлению преференциального режима для иностранных инвесторов;
—устанавливалось право принимающих государств осуществлять контроль за деятельностью транснациональных компаний (ТНК) и принятия мер к тому, чтобы эта деятельность соответствовала правилам, законам и регулированию принимающих стран, а также целям их социально-экономической политики;
?указывалось на необходимость разрешать спорные вопросы, связанные с иностранными инвестициями, мирным путем.
В середине 80-х годов был принят «Свод многосторонних согласованных равноправных принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой», в котором содержался ряд положений, которые призваны были укрепить позиции развивающихся стран в отношениях с иностранными ТНК и их филиалами. Приняты были и некоторые другие документы, направленные на расширение притока иностранных капиталов в развивающиеся страны с учетом национальных интересов последних.
Конечно, все документы ООН и ее организаций по вопросам иностранных инвестиций не имеют обязательного характера. Кроме того, некоторые из них принимались при прямом противодействии или воздержании развитых стран — главных экспортеров капитала, что объясняется их стремлением защитить интересы западных инвесторов. Например, по этой причине безрезультатно закончились многолетние переговоры о разработке и принятии «Кодекса поведения транснациональных компаний», который призван был создать условия для равноправного сотрудничества между принимающими (в основном развивающимися) странами и ТНК, установить определенные нормы поведения иностранных инвесторов в области соблюдения национального суверенитета и национальных интересов принимающих стран.
Однако даже обсуждение всех этих проблем в рамках международных организаций, безусловно, способствовало лучшему осмыслению и пониманию проблем, связанных с использованием иностранных инвестиций в современных условиях на базе взаимной выгоды и с должным учетом как интересов инвесторов, так и национальных интересов принимающих стран, которые в прошлом сплошь и рядом игнорировались либо учитывались в недостаточной степени.
Важно отметить и то, что названные выше документы и другие резолюции ООН по инвестиционным вопросам имели и важное морально-политическое значение, поскольку содействовали формированию мирового общественного мнения по вопросам прямых иностранных инвестиций и выработке нового подхода к оценке их роли в развитии отдельных стран и мирового хозяйства в целом.
Более узкий характер имела деятельность МВФ и Всемирного банка, который включает четыре организации:
1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР), основанный в 1945 г.; его членами являются 180 государств, которые одновременно должны быть членами МВФ. МБРР и МВФ приняли совместно «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций» — документ, который призван помочь государствам регулировать правила допуска иностранного капитала в страну;
2) Международную ассоциацию развития (MAP), созданную в 1960 г. с целью оказания помощи наиболее бедным странам, душевой доход у которых менее 865 долл.;
3) Международную финансовую корпорацию (МФК), созданную в 1956 г. с целью финансирования коммерческих предприятий путем предоставления займов и участия в их капитале;
4) Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), иногда для его обозначения используется перевод английской аббревиатуры МИГА.
В рамках Всемирного банка подписана Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными инвесторами. Эта конвенция предусматривала возможность обращения конфликтующих сторон к юрисдикции созданного в рамках конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который выполняет функции посредника по улаживанию споров, возникающих между иностранными инвесторами и странами — импортерами капитала.
В середине 80-х годов в рамках Всемирного банка был разработан, а затем и принят «Проект основных положений конвенции об учреждении Многостороннего агентства гарантирования инвестиций (МАГИ)», призванного страховать иностранные прямые инвестиции в развивающихся странах от некоммерческих рисков. Идея создания такого агентства возникла еще в 50-х годах и не раз обсуждалась в рамках МБРР. Эта конвенция явилась первым международно-правовым документом, который на международном уровне стал предоставлять инвесторам гарантии защиты от некоммерческих рисков.
В настоящее время к Конвенции присоединилось более 120 стран. МАГИ предлагает четыре вида страхования:
— страхование от неконвертируемости валюты, защищающее иностранного инвестора от убытков, связанных с невозможностью конвертировать полученную в принимающей стране валюту для ее перевода на территорию страны-инвестора;
—страхование от экспроприации, защищающее иностранного инвестора от последствий действий правительства принимающей страны, которое может урезать или аннулировать право инвестора на владение застрахованными инвестициями или его право осуществлять контроль над ними;
—страхование от войн и беспорядков, защищающее иностранного инвестора от убытков, связанных с военными действиями или беспорядками, нарушающими нормальную деятельность этого предприятия;
—страхование от нарушения договора, защищающее иностранного инвестора от убытков, связанных с его неспособностью добиться исполнения судебного или арбитражного решения, вынесенного в отношении принимающей страны, расторгшей или нарушившей договор обинвестициях на ее территории.
В ходе рассмотрения в МАГИ заявок о страховании инвестиций предлагаемые проекты подвергаются тщательной проверке. Минимальный размер подлежащих страхованию инвестиций официально не установлен, а максимальный предел страхового покрытия составляет 50 млн. долл. на один проект и 150 млн. на одну страну.
Со времени создания МАГИ в 1988 г. были предоставлены гарантии на сумму в 13,5 млрд долл. для инвестиционных проектов в 85 развивающихся странах. Эти гарантии защищают инвестиции от рисков неконвертируемости валюты и ограничений на перевод средств за границу, военных действий и гражданских волнений (включая акты терроризма и саботажа), экспроприации и нарушения договорных обязательств. По состоянию на 30 июня 2004 г. общая сумма действующих гарантий МАГИ составляла 5,2 млрд долл. Проекты, поддерживаемые МАГИ, обеспечивают создание рабочих мест в принимающих странах, приобретение работниками необходимых навыков и получение правительствами налоговых поступлений.
МАГИ предоставляет гарантии только тем инвесторам, которые соответствуют установленным им социальным и экологическим стандартам, считающимся самыми высокими в мире. МАГИ обеспечивает защиту инвесторов от действий правительств, представляющих угрозу для инвестиций. В случае возникновения спора МАГИ вводит в действие свою программу посредничества в урегулировании споров, помогая правительствам и инвесторам уладить разногласия, не прибегая при этом к дорогостоящим процедурам арбитража. Данная программа преследует две цели: она обеспечивает непрерывность инвестиций и помогает странам сохранить репутацию надежных объектов инвестирования. Уникальная возможность МАГИ действовать в качестве своего рода непредвзятого брокера укрепляет уверенность инвесторов в надежности и безопасности инвестирования средств в развивающиеся страны.
В середине 90-х годов были предприняты попытки разработать многосторонние инвестиционные соглашения в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) — преемницы ГАТТ, главной целью которой является дальнейшее укрепление многосторонней торговой системы и ее расширение на новые сферы международных экономических отношений. Вопрос о включении в сферу деятельности ГАТТ регулирования прямых иностранных инвестиций был поставлен еще в ходе «уругвайского раунда» торговых переговоров, в результате которого и было принято решение о создании ВТО. Эта инициатива, исходившая от ЕС, вызвала неоднозначную реакцию со стороны не только развивающихся, но и развитых стран. Развивающиеся государства опасались, что в рамках многосторонней организации, каковой является ВТО, им могут быть навязаны невыгодные для них решения о либерализации режима доступа иностранного капитала. В результате вопросы регулирования иностранных инвестиций не были включены в повестку дня «уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Однако проблема не была полностью снята с рассмотрения и перешла по «наследству» к ВТО.
Но и в ходе «уругвайского раунда» были приняты некоторые соглашения, в которых затрагивались и инвестиционные вопросы. Одним из них было соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей. С целью «поощрения расширения и постепенной либерализации мировой торговли и облегчения движения инвестиций через национальные границы» и учитывая тот факт, что некоторые меры в области инвестиций могут нарушить свободу конкуренции в мировой торговле, в этом соглашении перечислен список мер в области инвестиций, которые участники соглашения обязались устранить в течение двух лет с момента вступления соглашения в силу. Для развивающихся стран этот срок установлен в пять лет, кроме того, им представлен ряд исключений.
Вопросы осуществления иностранных инвестиций были также включены в Общее (генеральное) соглашение о торговле услугами (оно известно под сокращением ГАТС). В начале 1997 г. завершены переговоры о торговле услугами связи. Участниками нового соглашения стали 69 стран, на долю которых приходится 90% мировой торговли услугами связи. Страны, подписавшие соглашение, взяли на себя обязательство открыть (хотя и в разной степени) свои национальные рынки связи для внешней конкуренции и для доступа иностранного капитала. Соглашение охватывает телефонные переговоры, передачу данных, телекс, факсимильную связь, частные лизинговые каналы, спутниковую и мобильную телефонную связь, пейджинговые операции. Ожидается, что стоимость международных телефонных переговоров в результате этого соглашения может снизиться на 80%.
В конце 1996 г. на первой министерской сессии ВТО, в которой приняли участие министры 128 стран, было принято решение включить в программу деятельности ВТО изучение вопросов о взаимосвязи между мировой торговлей и инвестициями. Нельзя исключить и того, что в будущем ВТО может вернуться к идее о заключении специального многостороннего соглашения по вопросам иностранных инвестиций.
Участие России в международном регулировании иностранных инвестиций. Будучи страной с переходной экономикой, перед которой стоят серьезные задачи структурных преобразований и модернизации национальной экономики, Россия, как отмечалось выше, нуждается в привлечении иностранных капиталов. Именно поэтому она должна активно участвовать в разработке и заключении двусторонних и многосторонних соглашений, касающихся регулирования международных потоков капитала. Большую роль в привлечении иностранных инвестиций играют двусторонние соглашения России о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Сегодня капиталовложения в Россию осуществляют предприниматели из 100 стран, однако соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций заключены только с 58 странами (многие еще от имени СССР). Это в основном соглашения с промышленно развитыми странами, которые, как отмечалось выше, являются главными инвесторами в российскую экономику.
В двусторонних соглашениях содержатся юридически выверенные определения понятий инвестиций (капиталовложений), инвесторов, доходов от инвестиций и др. В них детально оговариваются положения о защите и поощрении инвестиций, о переводе средств в связи с инвестициями, о порядке разрешения инвестиционных споров, о суброгации (от англ. subrogate — замещать) — выкупе прав иностранного инвестора государством его происхождения в случае экспроприации имущества инвестора в принимающем государстве для решения вопроса о компенсации на межгосударственном уровне, и др. условия.
Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций позволяют снять существующие у иностранных инвесторов опасения относительно произвольного применения принимающим государством своих внутренних предписаний.
Помимо заключения двусторонних соглашений, Россия участвует в многосторонних соглашениях. В 1992 г. она присоединилась к МВФ и Всемирному банку (МБРР и МФК), а также к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ), устанавливающей международный механизм страхования иностранных инвестиций. Это очень важно, поскольку страхование инвестиций позволяет в определенной степени смягчить негативные последствия такого сдерживающего иностранные инвестиции фактора, как политическая и социально-экономическая нестабильность в принимающей стране. Сегодня влияние этих факторов в России остается существенным.
В июне 1992 г. Россия присоединилась к многосторонней Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других стран, которая была принята в марте 1965 г. в Вашингтоне (отсюда другое ее название — Вашингтонская конвенция). Сегодня участниками этой конвенции, которая также была принята под эгидой МБРР, являются более 100 стран.
Опыт зарубежных стран: условия стабильности деятельности иностранного инвестора. «Дедушкина оговорка». Принимая решение об осуществлении инвестиций в экономику той или иной страны, потенциальный иностранный инвестор оценивает все условия, необходимые для успешной и стабильной предпринимательской деятельности. Это, прежде всего уровень социально-политической и экономической стабильности, наличие развитой законодательной базы, благоприятный и стабильный налоговый режим и т.д., т.е. вся совокупность условий, определяющих инвестиционный климат.
Здесь же следует ограничиться замечанием о том, что в последние годы многие страны предприняли меры по либерализации национальных законов об иностранных инвестициях, внеся в них соответствующие поправки либо принимая новые законы, предоставляющие более благоприятные условия для иностранных инвесторов. Как показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств об иностранных инвестициях в последнее десятилетие относятся следующие.
1.Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование; в некоторых случаях такое разрешение не требуется, например, когда объем инвестиций не достигает определенного уровня, при создании совместных предприятий, при реинвестировании прибылей и т.д. В некоторых странах вводится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение (single-window approach или one-stop services).
2.Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со 100-процентным иностранным владением.
3.Предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных «налоговых каникул».
4.Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.
5.Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.
6.Введение ускоренной амортизации.
7.Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.
8.Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.
9.Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного персонала.
10.Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.
11.Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики.
Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранять независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом — с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.
К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие.
1. Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.
«Налоговые каникулы» — полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.
Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких, как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и т.д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и др. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.
2.Финансовые стимулы — различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.
3.Нефинансовые стимулы — создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.
В тех или иных комбинациях эти меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет выделить следующие особенности методов их привлечения, характерные для различных групп стран.
Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.
Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких, как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.
Каждая из стран применяет названные выше универсальные меры по-своему. Обратимся, например, к опыту США, которые в течение многих десятилетий были нетто-экспортером капитала, т.е. объем их зарубежных инвестиций (экспорта капитала) намного превышал объем иностранных инвестиций (импорта капитала в США). С середины 80-х годов США стали важнейшим импортером капитала, что было связано с
действием таких факторов, как стабильность экономического и политического положения страны, устойчивые темпы экономического роста, открывавшие широкие возможности для вложения капиталов, стабильность и международно признанная роль американской валюты — доллара и т.д. Однако помимо этих объективных факторов на увеличение притока иностранного капитала в США повлияла и политика, направленная на привлечение иностранных инвесторов.
Среди мер экономической политики, стимулировавших приток иностранных капиталов в США, можно, например, назвать следующие:
—введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский внутренний рынок создавать собственное производство на территории США;
—отмена 30-процентного налога на доходы иностранцев от американских ценных бумаг;
—создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионах страны;
— политика властей штатов, предоставляющих иностранным инвесторам налоговые и иные льготы. Например, в штате Миссури 50% чистого дохода корпораций с иностранным участием освобождается от налогов; в штате Коннектикут иностранному инвестору предоставляется компенсация в 1000 долл. за каждое новое рабочее место; в штате Луизиана корпорации с иностранными инвестициями полностью освобождаются от налогов в течение 10 лет.
Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в так называемые зоны развития — территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы. Примером в этом отношении может служить Ирландия, которая привлекла в 1994—1996 гг. иностранные инвестиции на сумму в 5 млрд долл. благодаря предоставлению следующих льгот:
—снижение в отдельных отраслях ставки налога на прибыль до 10% в течение пяти лет;
—финансирование до 50% расходов на НИОКР (до 250 тыс. ирл. фунтов);
—субсидии на оплату аренды (в размере 45—60%) и приобретение недвижимости (в размере 45—60%);
?содержание оговоренного числа служащих и подготовка менеджеров.
Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».
Стабилизационная оговорка — положение договора, позволяющее сохранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.
Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки — так называемая «дедушкина оговорка» (grandfather's clause) — положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.
«Дедушкина оговорка» создает временный иммунитет от действия новых законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. «Дедушкина оговорка» проста и удобна в применении, и если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.
По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Это положение распространяется на КОИИ, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет более 25%, а также на КОИИ, участвующие в реализации приоритетных инвестиционных проектов. В исключительных случаях для инвестиционного проекта с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий и режима.
Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения в нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.
В целом можно сделать вывод, что многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:
—право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;
—право беспрепятственно распоряжаться прибылью;
—право на репатриацию прибыли — вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;
—право на достаточную компенсацию — справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества:
—недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию;
—включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок;
—возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.
Соглашения о разделе продукции. Соглашения о разделе продукции — новая для России форма организации инвестиционной деятельности, чаще всего используемая при освоении месторождений полезных ископаемых. Закон «О соглашениях о разделе продукции» был принят 30 декабря 1995 г. (с дополнениями 1998 г.). Хотя он касается всех потенциальных инвесторов, отдельные его положения рассчитаны только на иностранных инвесторов. Принятие этого закона объяснялось объективными условиями, сложившимися в российской экономике и характеризовавшимися нехваткой финансовых ресурсов, необходимых для финансирования добывающих отраслей промышленности и для расчетов с инвесторами. Рассматриваемый закон позволял использовать для таких расчетов, т.е. для возмещения затрат инвестора, часть производимой продукции, которая получила название «затратной», или «компенсационной продукции».
Соглашение о разделе продукции, заключаемое между инвестором (пользователем) и государством, определяется в законе как гражданско-правовой договор, который обладает некоторыми особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не является обычным, общераспространенным товаром или вещью. Необходимость получения лицензии на право пользования недрами при этом сохраняется, но эта процедура носит регистрационный характер.
Еще одной особенностью Закона «О соглашениях о разделе продукции» является то, что он строит экономику инвестиционного проекта на существенно новой основе. Так, по соглашению о разделе продукции собственностью инвестора становится только часть произведенной продукции. Другая часть поступает в собственность государства. Таким образом, соглашения о разделе продукции — это соглашения, по которым все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции.
Раздел продукции происходит в два этапа:
1) сначала вся произведенная продукция делится на две части: одна поступает государству в счет выплат за пользование недрами, а другая — инвестору, который делит эту часть на две: «компенсационную», которая возмещает затраты инвестора, и «прибыльную»;
2) «прибыльная» продукция делится на валовую долю инвестора в разделе прибыли и на долю государства в разделе прибыли в пропорции, определяемой в соглашении. Из своей доли инвестор выплачивает налоги государству, а оставшаяся часть составляет его чистую долю в разделе прибыли.
Итак, общая доля инвестора в разделе продукции включает:
—компенсационную продукцию;
—чистую долю в прибыли.
Общая доля государства в разделе продукции состоит из:
—выплат инвестора за использование недр;
—доли государства в прибыли;
—налоговых поступлений.
В настоящее время раздел продукции при пользовании недрами используется более чем в 40 странах мира, причем в зависимости от местных условий в них приняты различные схемы такого раздела. Раздел продукции выгоден инвестору, так как освобождает его от необходимости платить многочисленные налоги (в России их насчитывается более 200), многие из которых отличаются высокими ставками и крайней неустойчивостью.
Выгоден раздел продукции и государству, которое получает справедливую плату за использование инвестором национальных природных ресурсов, причем той их части, к эксплуатации которой собственными силами государство не могло бы приступить в обозримом будущем. Так, в нефтегазовой отрасли России большинство месторождений либо в значительной степени выработаны и требуют для своей эксплуатации новейшей и очень дорогостоящей технологии, либо расположены в труднодоступных для освоения регионах, характеризующихся экстремальными климатическими условиями. Во всех этих случаях освоение и разработка таких месторождений при существующей налоговой системе практически невозможны.
Закон «О соглашениях о разделе продукции» такую возможность предоставляет благодаря сохранению рентных платежей (роялти), размер которых зависит от конкретных условий. Рента — регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли (в данном случае от использования недр), не требующий от получателя осуществления предпринимательской деятельности. Так, при богатом месторождении государство устанавливает повышенную ставку рентных платежей, изымая у инвестора сверхприбыль. И напротив, понижение ставок ренты до минимального уровня делает рентабельной эксплуатацию бедных или частично исчерпанных месторождений.
В отличие от других инвестиционных договоров, субъектами которых с российской стороны могут быть любые юридические или физические лица, в соглашениях о разделе продукции российская сторона может быть представлена только государством, от имени которого выступают только Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или другие уполномоченные ими органы. Партнерами государства по рассматриваемым соглашениям могут быть:
—российские и иностранные граждане;
—российские и иностранные юридические лица;
—объединения юридических лиц (товарищества), не имеющие статуса юридического лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности.
Государство заключает соглашение с инвестором только на конкурсной основе. Закон устанавливает следующие принципиальные условия такого соглашения.
1. Временный и возмездный характер уступки государством прав пользования недрами.
2. Исключительный характер предоставляемых прав, означающий, что без согласия инвестора никто, включая само государство, не вправе осуществлять на территории действия соглашения деятельность, право на которую предоставлено инвестору.
3. Право пользования недрами не дает инвестору права собственности на недра, которое безусловно сохраняется за государством.
Компенсационная продукция и часть прибыльной продукции, являющейся собственностью иностранного инвестора, могут быть вывезены за пределы таможенной территории РФ без количественных ограничений.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются указанным соглашением.
Облагаемая прибыль по соглашению о разделе продукции исчисляется как стоимость принадлежащей инвесторам доли прибыльной продукции в рыночных ценах. Закон предусматривает освобождение от взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе на таможенную территорию РФ в рамках соглашения товаров и услуг и вывозе минерального сырья — собственности иностранного инвестора. Кроме того, инвесторам гарантируется стабильность условий соглашения на весь срок его действия.
Возможные споры между сторонами соглашения о разделе продукции разрешаются в соответствии с условиями соглашения в судебном порядке, в арбитражном суде или третейском суде, в том числе и в международных арбитражных институтах.
Еще до вступления в силу Закона «О соглашениях о разделе продукции» Правительство РФ подписало три соглашения о разделе продукции:
— проект «Сахалин-1» с компаниями «Эксон», «Содеко», АО «Сахалинморнефтегаз», ГП «Роснефть»;
—проект «Сахалин-2» с компаниями «Маратом ойл», «Макдермот», «Мицуи», «Мицубиси», «Шелл»;
—проект разработки Харьягинского месторождения нефти в Архангельской области — с французской компанией «Тоталь».
После принятия Закона «О соглашениях о разделе продукции» был принят ряд федеральных законов об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. К таким законам относится принятый 20 октября 1999 г. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». Один из них касался участка недр «Северные территории», который включал расположенные на территории Ненецкого автономного округа Хыльчуюское, Южно-Хыльчуюское, Ярейюское, Инзырейское месторождения углеводородного сырья и перспективный участок недр северной части Калвинского мегавала и Хорейверской впадины. В Законе отмечается, что в интересах экономической безопасности РФ переговоры и заключение соглашений о поисках, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции на указанных участках могут осуществляться только на основе конкурсов и аукционов. Исключение составляют случаи, когда поиск, разведка и добыча сырья осуществляются:
—юридическими лицами, которые являются пользователями указанных участков недр;
—юридическими лицами, которые созданы с участием пользователей указанного участка недр;
—объединением юридических лиц, созданным с участием пользователей указанных участков недр.
Передача прав и обязанностей по соглашениям о разделе продукции третьим лицам без согласия государства не допускается.
Российские компании также подписывают соглашения о разделе продукции с правительствами других стран. Так, в 2005 г. было подписано соглашение о разделе продукции по структуре месторождения «Курмангазы», расположенного в Каспийском море, между дочерней компанией Роснефти «РН Казахстан» и министерством энергетики и минеральных ресурсов Казахстана. Проект рассчитан на 55 лет и включает в себя 10 лет разведки и оценки месторождения, а также 45 лет добычи. По предварительным оценкам, объемы запасов составляют 980 млн. т нефти.
Оффшорные операции. В настоящее время многие инвестиционные сделки с участием партнеров из разных стран осуществляются в рамках оффшорных операций, связанных с оффшорной деятельностью, которая представляет собой любую официально разрешенную коммерческую деятельность через банки, предприятия и т.д., зарегистрированные в оффшорных зонах и центрах.
В современной мировой экономике оффшорные центры — это небольшие территории или государства, в которых действует чрезвычайно льготный режим регистрации, налогообложения и проведения финансовых операций для иностранных компаний и банков.
В отличие от оффшорных центров оффшорные зоны представляют собой не целые государства, а часть территорий отдельных государств с льготным налоговым, валютным, таможенным или административным режимом. Если к оффшорным центрам относятся в основном развивающиеся государства, то оффшорные зоны создаются, по преимуществу, в развитых странах — США, Швейцарии, Великобритании и т.д. В целом в литературе понятие «оффшорный центр» часто используется применительно и к оффшорным центрам и к оффшорным зонам.
История оффшорного бизнеса началась еще в эпоху колониального господства, когда частные компании и их служащие из стран-метрополий исключались из юрисдикции тех колоний, где они действовали. Хотя с распадом колониальной системы этот режим исчез, с течением времени он вновь возродился в форме оффшорных центров и зон, большинство которых располагались на островах, т.е. «на расстоянии от морских побережий» (no-англ.: off-shore) ведущих финансовых центров мира.
Создание оффшорных центров в тех или иных регионах обусловлено двумя основными факторами: близостью к центрам деловой активности и отсутствием у государств внутренних ресурсов для развития. По первой причине ОЦ создавались в промышленно развитых странах — США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии и др. Вторая причина обусловила возникновение оффшорных центров в островных государствах Атлантики и Тихого океана, которые сознательно пошли на принятие законодательных актов, способствующих привлечению иностранных капиталов. Для некоторых стран доходы от оффшорного бизнеса являются основным источником финансовых ресурсов.
Быстрое развитие финансового бизнеса в оффшорных центрах в последние годы явилось результатом внедрения новейших информационных технологий, позволяющих устанавливать и поддерживать в реальном времени круглосуточную связь между ведущими финансовыми центрами мира. Клиентуру финансовой индустрии оффшорных центров составляют банки, инвестиционные фонды, страховые компании, трасты, юридические, консалтинговые и бухгалтерские фирмы практически всех стран.
В настоящее время оффшорный бизнес представляет собой развитую отрасль международных финансов. По оценкам, в настоящее время в 69 оффшорных центрах мира обращается не менее 5 трлн. долл. Однако эта оценка считается заниженной, поскольку в оффшорных центрах существуют не поддающиеся учету тайные счета.
Предоставление иностранным вкладчикам и инвесторам различных оффшорных привилегий — одно из главных средств конкуренции между странами по поводу привлечения иностранных капиталов. Оффшорные центры и зоны предоставляют иностранным экономическим субъектам следующие преимущества: налоговые льготы, отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с нерезидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность и секретность финансовых операций. Большинство оффшорных центров являются также «налоговыми гаванями», предоставляющими иностранным инвесторам следующие льготы в области налогообложения и оформления своих операций.
1. Налог на прибыль в них практически отсутствует или не превышает 1—2%; чаще всего он заменяется ежегодным сбором, который в разных центрах составляет 150—1000 долл. и не зависит от размеров доходов оффшорных компаний и банков. Налоги на вывоз доходов в форме дивидендов, процентов, роялти и т.д., как правило, не взимаются.
2. Процедура регистрации оффшорных компаний максимально упрощена: минимальный размер капитала обычно не устанавливается, личность владельцев фирм не подлежит разглашению, раскрытие их имен возможно лишь в случае расследования по факту совершения ими уголовного преступления.
3. Ограничения на вывоз капитала отсутствуют: фирмы могут свободно осуществлять платежи и открывать депозитные счета в любой валюте и в любых зарубежных банках без ограничений.
4. Процедура управления оффшорной компанией предельно упрощена; чаще всего она управляется так называемой «секретарской» фирмой. Так, в странах Карибского бассейна оффшорные, или международные, компании чаще всего представлены номером или названием в справочнике. Их владельцы и акционеры зачастую неизвестны (или неуловимы), а директорами являются местные юристы, назначаемые адвокатами клиентов.
Собственников оффшорных компаний, банков и депозитов можно разделить на три основные группы.
—Центральные банки и государственные агентства некоторых развитых и развивающихся, особенно нефтедобывающих, стран. Так, Саудовская Аравия имеет на депозитах в оффшорных центрах около 40 млрд долл., или 1/3 государственных валютных ресурсов.
—Транснациональные компании (ТНК) и банки, которые помещают свои средства в оффшорные центры главным образом с целью уклонения от налогов и проведения широкомасштабных валютных спекуляций.
—Частные инвесторы — юридические и физические лица, укрывающие свои средства от налогов либо отмывающие «грязные» деньги от преступного бизнеса.
Наиболее широко представлены в оффшорных центрах банки, которые имеют возможность в этих центрах:
—создавать оффшорные отделения и банки без соблюдения правил о минимальном объеме уставного капитала и требований о создании резервных фондов;
—выдавать ссуды без ограничения их объема и обеспечения необходимых гарантий;
—не представлять регулярные отчеты о финансовом положении и деятельности банка;
—не раскрывать сведений о клиентах банка.
Таким образом, основное преимущество оффшорного банка перед обычным коммерческим банком состоит в том, что его деятельность не ограничена множеством нормативов, в том числе касающихся создания обязательных резервов, и жесткой системой взимания налогов. Оффшорный банк способен обеспечить своим клиентам широкий набор услуг на международном рынке, открывая корреспондентские счета в банках — резидентах различных стран мира.
В специальной литературе проводится различие между оффшорными центрами и так называемыми «налоговыми гаванями» (или «налоговыми убежищами»). Как отмечалось выше, в оффшорных центрах создаются льготные условия для нерезидентов в области проведения ими финансово-кредитных операций с другими иностранными резидентами в иностранной валюте. В «налоговых гаванях» устанавливается льготный налоговый режим, позволяющий обосновавшимся здесь компаниям или их филиалам укрывать значительные средства от налогообложения. Если посмотреть списки оффшорных центров и «налоговых убежищ», то они практически совпадают. В некоторых странах существует льготное налогообложение только для некоторых видов доходов: в Люксембурге — для доходов банков, в Швейцарии и Лихтенштейне ? для холдингов, посреднических и торговых компаний, а во многих островных оффшорных центрах действует полное освобождение от налогов любых доходов. В отличие от оффшорных центров «налоговые гавани» распространяют налоговые льготы не только на иностранные, но и на местные компании.
Особое внимание к налоговым гаваням проявляют судовладельческие фирмы, которые имеют возможность распределять владение, оперативное руководство, размещение офиса и регистрацию судна по четырем различным странам или административным территориям. По имеющимся оценкам, к началу 90-х годов 31% мирового флота (в расчете по брутто-регистровому тоннажу) ходило по морям «под удобным флагом», т.е. были зарегистрированы в странах, осуществляющих открытую регистрацию судов и предъявляющих заниженные требования к техническому состоянию и квалификации экипажа. В настоящее время открытую регистрацию судов осуществляют следующие страны: Либерия, Панама, Кипр, Коста-Рика, Марокко, Сингапур и Сан-Марино, а также ряд оффшорных зон (Багамы, Бермуды и др.).
Открытая регистрация судов под «удобным флагом» дает возможность судовладельцам пользоваться следующими преимуществами:
— использовать упрощенную процедуру регистрации судов, при которой судовладельцам предъявляются заниженные требования к техническому состоянию судна и квалификации экипажа;
— получать значительные прибыли, поскольку регистрационные сборы составляют не более 1 долл. за регистрационную тонну. Ежегодная плата за регистрацию составляет от 10 до 40 центов за тонну в год. Благодаря этому, например, английская компания «Бритиш петролеум» смогла сэкономить 2 млн. долл. на регистрации своего флота «под удобным флагом».
Обратной стороной регистрации «под удобным флагом» является повышенная аварийность зарегистрированных таким образом судов, поскольку, как отмечалось выше, к ним предъявляются заниженные требования к техническому состоянию и составу экипажа. Так, по имеющимся оценкам, среднемировой коэффициент выбытия тоннажа морских судов составляет 0,4%, тогда как у судов «под удобным флагом» он не опускается ниже 0,7%.
«Родчелские правила» — правила, разработанные специальной международной комиссией по надзору за «удобным флагом», созданной Международной федерацией транспортных рабочих (International Transport Worker's Federation).
Особенности и механизмы функционирования оффшорных центров позволяют им быть важнейшим звеном в международной системе отмывания «грязных» денег. По данным ООН, ежегодные доходы международной организованной преступности составляют не менее 1 трлн. долл., что превышает доходы 500 крупнейших компаний мира и совокупные доходы наименее развитых стран. Функционирование оффшорных центров позволяет преступным синдикатам сравнительно легко отмывать огромные суммы.
В последние годы предпринимаются попытки разработать международные правила и нормативы. На состоявшейся летом 1996 г. в Стокгольме международной конференции банковских инспекторов представители органов надзора из 138 стран (в том числе оффшорных центров) пришли к соглашению о необходимости ускорить внедрение минимальных стандартов по надзору за международными банковскими операциями. В подготовленном для конференции обзоре отмечалось, что 20% стран не требуют сводной финансовой информации о глобальных операциях банков, а около 80% испытывают трудности при проверке надежности таких данных на местах, так как правовые нормы ряда стран не позволяют использовать все инструменты анализа, имеющиеся в распоряжении надзорных органов. Участники стокгольмской конференции призвали расширить сотрудничество между надзорными органами страны, где зарегистрирован банк, и страны нахождения его филиалов и отделений; ускорить разработку правил определения эффективности деятельности национальных органов надзора и процедуры проведения ими проверок в стране нахождения заграничных филиалов банков; совершенствовать стандарты по надзору в этих странах.
Опыт создания оффшорных центров в России. В России имеется опыт создания так называемых внутренних оффшорных зон, наиболее известными из которых являются «Ингушетия», «Калмыкия» и «Алтай», в которых для привлечения компаний-нерезидентов этих зон были отменены все местные налоги, а остальные уменьшены до разрешенного законом минимума. Например, ставка дорожного налога снижается до 0,03% для торговых операций и до 0,4% для прочих операций (обычная ставка составляет 1%). Вместо местных налогов регистрируемые в зоне компании уплачивают фиксированный годовой сбор, составляющий 6800 долл. в «Ингушетии», 3953 долл. — в «Калмыкии» и 3000 долл. — в «Алтае». Эти сборы приносили двум первым зонам до 20 млн долл. в год.
В отличие от рассмотренных выше оффшорных зон, которые рассчитаны на привлечение иностранных юридических и физических лиц (нерезидентов), российские оффшоры привлекают отечественных экономических субъектов (резидентов) и направлены в основном на развитие территорий и республик, где создаются такие зоны. Результаты их деятельности весьма неоднозначны и противоречивы, что во многом обусловлено отсутствием развитой правовой базы и несоблюдением уже принятых законов.
Перспективы развития оффшорного бизнеса в России во многом зависят от разработки законодательных актов, четко регулирующих процессы создания и функционирования оффшорных зон и территорий и предусматривающих жесткие санкции за нарушение законодательства. Важно также добиться того, чтобы принятые законы неукоснительно соблюдались. Как показывает опыт, практика принятия постановлений центральных и местных органов по предоставлению налоговых и прочих льгот в отдельных зонах себя не оправдала, поскольку многие льготы предоставлялись без достаточного экономического обоснования.
Налогообложение иностранных инвесторов в зарубежных странах и в России. В различных странах мира в отношении регулирования и налогообложения иностранных компаний может быть установлен:
—режим наибольшего благоприятствования, при котором ко всем иностранным инвесторам применяется одинаковый налоговый режим;
—национальный режим, при котором в области налогообложения иностранному инвестору предоставляются те же права и предъявляются те же требования, что и местным инвесторам.
В последнее время в большинстве экономически развитых стран в отношении иностранных инвесторов применяется национальный режим налогообложения. Хотя налоговые законодательства разных стран различаются между собой по соотношению (удельному весу) различных налогов и сборов, по величине налоговых ставок, по способам исчисления налоговой базы (т.е. налогооблагаемых сумм), набор налогов в целом почти одинаков. Во всех странах налоги делятся по способу взимания на две большие группы: прямые и косвенные. К прямым налогам, которые взимаются непосредственно с доходов или стоимости имущества налогоплательщика, относятся налог на прибыль предприятий (корпорационный налог), подоходный налог с физических лиц, земельные, имущественные и др. налоги. К косвенным налогам, которые рассчитываются как доля от цены продукции и включаются в цену или тариф оплачиваемого потребителем товара или услуги, относятся: н