Организация лабораторной работы.
Инструктаж по технике безопасности
Цель работы: 1. Ознакомление с лабораторией ТОЭ и лабораторным
стендом
2. Ознакомление с организацией проведения лабора-
торных работ
3. Изучение правил поведения в лаборатории и правил
техники безопасности при выполнении лабораторных работ.
В результате выполнения лабораторной работы студент должен:
знать: -устройство лабораторного стенда;
- правила техники безопасности и поведения в лаборатории;
уметь: -производить включение в сеть и отключение основных блоков
лабораторного стенда
Оборудование: лабораторный стенд.
Краткие теоретические сведения
Лабораторные работы являются одним из видов практического обучения.
Их цель закрепить теоретические знания, проверить на опыте некоторые положения теории и закон электротехники, приобрести практические навыки в сборке электрических цепей, в проведении эксперимента, научиться пользоваться простейшими электроизмерительными приборами и аппаратами.
|
|
Вдумчивое отношение к лабораторной работе позволит студентам сделать правильные выводы, проанализировать результаты выводов опыта, научиться самостоятельно разрешать некоторые несложные задачи исследовательского характера.
Прежде чем приступить к сборке электрической цепи следует выбрать
необходимые приборы и аппараты. В описании каждой лабораторной работы производится порядок проведения опыта и перечень необходимой аппаратуры. 1. Знакомство с лабораторной установкой
Знакомство с лабораторной установкой включает в себя экскурсию по ла -
боратории ТОЭ, в ходе которой преподаватель знакомит студентов с лабораторным стендом и его основными блоками. Кроме того, студент может самостоятельно изучить компоновку и назначение оборудования, воспользовавшись описанием комплекта типового лабораторного оборудования, приведённым в данном методическом пособии.
Порядок проведения работ
2.1 Сборка электрической цепи
Сборку электрической цепи должен вести только один человек, другие члены бригады контролируют его, подают ему провода, выполняют мелкие поручения. Возьмем за правило: при подключении любого элемента, входом его считать левую (верхнюю) клемму, а выходом - правую (нижнюю). Это правило в значительной мере предупредит ошибки. После сборки электрической цепи необходимо показать её преподавателю для проверки.
|
|
2.2 Включение электрической цепи
Чтобы обеспечить минимальную силу тока в цепи, перед включением цепи движки реостатов следует установить в такое положение, чтобы сопротивление было максимальным, катушку, если она есть в схеме, нужно полностью надеть на сердечник.
Переключатели многопредельных приборов следует поставить на больший предел, проверить, чтобы указатель рукоятки регулятора напряжения, если он предусмотрен схемой, находился на нулевой отметке. После этого схему включают и наблюдают за показаниями приборов, медленно увеличивают напряжение на входе схемы до нужной величины. Если при этом амперметр показывает «0», то это значит, что в неразветвленной цепи имеется обрыв или неправильно подключен прибор. А если, даже при малом напряжении, амперметр «зашкаливает», то это указывает на короткое замыкание в цепи.
Проведение опыта
Если цепь исправна, то можно приступить к проведению опыта. Сначала выполняем пробный опыт: все действия согласно порядку работы, но без записи результатов. Такое опробование необходимо, чтобы убедиться, что приборы выбраны правильно, а если есть необходимость, то изменить, подбирая более подходящий предел измерения. Пробный опыт нужно делать каждый раз, чтобы избежать напрасной траты времени и сил, уменьшить погрешность измерений.
Обязанности в бригаде лучше разделить. Один человек должен изменять параметры электрической цепи, а также наблюдать за показаниями амперметров; другой – измерять напряжения; третий − записывать результаты измерений в таблицу. В ходе проведения эксперимента необходимо записывать значения измеряемой величины; измерения следует производить равномерно по всему диапазону, включая начальную, конечную точки. Показания следует снимать внимательно и одновременно. По окончании эксперимента нужно проанализировать полученные данные и проверить правильность отсчета измеренных величин. Это можно сделать несколькими способами:
· проверить правильность измерений по законам Кирхгофа;
· по характеру изменения токов и напряжений;
· по балансу мощностей.
Не торопитесь разбирать цепь. Покажите сначала свои результаты преподавателю для проверки, т.к. может случиться, что придется делать всю работу заново.
Правила техники безопасности при выполнении
Лабораторных работ
1. Перед началом сборки цепи следует убедиться в том, что выключатель находится в отключенном состоянии.
2. Не допускается использование приборов и аппаратов с неисправными клеммами, неисправными тумблерами, реостатами и т.д.
3. Собранная цепь должна быть проверена преподавателем и может включаться только после его разрешения.
4. Перед включением цепи следует убедиться, что никто не прикасается к оголенным токоведущим частям.
5. Все необходимые переключения нужно производить только при выключенном напряжении.
6. Если во время работы возникает какое-либо повреждение, надо быстро выключить напряжение и сообщить преподавателю о случившемся.
7. Если кто-то попадает под напряжение и не может сам оторваться от токоведущих частей, то не пытайтесь оттащить его - вы сами будете поражены током, быстро отключите напряжение. Сообщите преподавателю о случившемся.
8. Студенты допускаются к лабораторным работам после ознакомления
с настоящими правилами, что должно быть зафиксировано в специальном журнале.
9. Разборка электрической цепи может производиться только после отключения всех источников питания, с разрешения преподавателя.
10. Учащиеся, нарушившие правила ТБ, отстраняются от выполнения лабораторных работ, допуск на последующие лабораторные работы осуществляется только после разрешения заведующего отделением.
|
|
Контрольные вопросы
1. Из каких блоков состоит лабораторный стенд? Их назначение.
2. Возможных неисправности электрической цепи и их признаки при её включении в сеть
3. Что называется пробным опытом и как он проводится?
4. Распределение обязанностей в бригаде при сборке схемы и снятии показаний приборов.
5. Способы проверки результатов измерений.
6. Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.