Основы управления правовой работой в меняющемся мире военных угроз

История России была такова, что в первый период своей жизни (1055-1462) она имела в среднем один год войны на один год мира (данные С.М.Соловьева), а во второй период своей жизни (вплоть до двадцатого века) она имела в среднем два года войны на один год мира (данные ген. Н.Н.Сухотина). В связи с чем И.А.Ильин обоснованно замечает: «Нам не дано предвидеть будущего, но мы не имеем никаких оснований считать, что русские границы замирены, что государственное достояние России закреплено в международном отношении и что нам не грозят новые оборонительные войны. По-видимому, дело обстоит как раз обратно…»[498].

Вся история России, особенно военная история, свидетельствует о великом противостоянии русского народа непрекращающейся на протяжении веков (и перешагнувшей уже во второе тысячелетие) агрессии со стороны практически всего внешнего мира, в лице его наиболее развитых в экономическом отношении государств, претендующих на порабощение русского народа, захват его национального достояния (земли, недр, моря, биоресурсов и т.п.). Такой истории не имеет ни одно государство мира, такой мощной агрессии не выдерживал ни один народ в истории мировых цивилизаций, такого несгибаемого, высокого духа, выкованного в горниле более тысячелетней непрестанной борьбы за свое существование, не удостаивался никакой другой народ – и в этом главная сила и несокрушимая мощь России. Против этих духовных основ и направляется на протяжении веков главный удар, приобретший в последнее время особенно утонченный и изощренный характер[499].

Именно в духовном порабощении и состоит главный смысл современных войн, ключ к разделению и уничтожению противника, и главным оружием здесь выступает информационно-психологическое, извращающее историю народа и уничтожающее его историческую память, разлагающее сознание и душу народа, погружающее его в рабство порока и самоуничтожения (вымирания), разрушающее его волю к борьбе и сопротивлению надвигающейся агрессии, расчленяющее единое народное тело на множество частей – независимых государств, противостоящих друг другу и неспособных оказать достойный отпор агрессору.

Как справедливо указывал еще в 1949 году И.А.Ильин: «Не следует закрывать себе глаза на людскую вражду, да еще в исторически-мировом масштабе. Не умно ждать от неприятелей — доброжелательства. Им нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах и в расчленении. Им нужна Россия с убываюшим народонаселением …. Им нужна Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри, вечно застревающая в разногласии и многоволении, неспособная ни оздоровить свои финансы, ни провести военный бюджет, ни создать свою армию, ни примирить рабочего с крестьянином, ни построить необходимый флот. Им нужна Россия расчлененная, по наивному «свободолюбию» согласная на расчленение и воображающая, что ее «благо» — в распадении.

Но единая Россия им не нужна» [500].

Как сегодня уже становится очевидным, замыслы эти во многом реализовались, спустя полувековой период после указания на них И.А.Ильиным в середине прошлого столетия. Это и не удивительно, поскольку история ярко показывает, что враждебные силы замышляли и стремились к этому на протяжении всего существования России, нет поводов и оснований полагать, что эта стратегическая линия международных агрессивных сил изменится по отношении к России и в будущем. Как отмечает депутат Государственной Думы доктор политических наук А.Н.Савельев: «Информационная война против России и не заканчивалась. Просто сейчас она приняла характер мощного вторжения по всем направлениям. Главные фронты этой информационной войны проходят там, где идет борьба за умы, за мировоззрение, за дух. И нам предстоит сегодня не столько отстоять территорию с оружием в руках, сколько сохранить нацию, ее информационное и культурное пространство. К сожалению, мы здесь отступили так далеко, что стоим на грани утраты суверенитета. Информационная система, образование и здравоохранение страны направлены, скорее, на разрушение мировоззрения, духа и здоровья нации, чем на их укрепление»[501].

Анализ всего выше изложенного дает основание полагать, что духовная агрессия в современных способах ведения войн есть, по сути, один из наиболее эффективных способов ведения противоборства, поскольку позволяет в максимальной степени избежать физические потери в живой силе и военных средствах при выполнении военных задач, достижении в том или ином виде победы над противником. В последнее время понимание этого все больше и больше обнаруживается в различных исследованиях, однако наиболее глубоко понять суть этих социальных явлений можно, взглянув на них с духовной, религиозной точки зрения.

Изучая угрозы, надвигающиеся на человечество в духовной сфере, А.А.Тер-Акопов формулирует понятие духовной безопасности, под которым им понимается состояние защищенности духовных ценностей человека и общества, являющихся частью общечеловеческих ценностей и соответствующих интересам данного общества. Предметом духовной безопасности являются духовные качества, составляющие основу личности и социального благополучия[502]. Данный вывод представляется достаточно важным, поскольку показывает, что в центре внимания духовных угроз лежат, прежде всего, именно человеческие качества личности и разрушение этих качеств ведет и к разрушению самой личности, ее гибели сначала духовной, а затем и физической. Духовно опустившийся человек в большей степени склонен к совершению преступных деяний, морально разложившаяся личность более предрасположена к противоправному поведению. Поэтому для эффективной борьбы с угрозами исходящими их духовной сферы, наносящими вред и правосознанию, и правовой работе, необходимо основной упор делать на всемерное оздоровление, укрепление и повышение духовных качеств личности. 

Исследуя надвигающиеся на Россию угрозы в духовной сфере с позиции христианской религии, Ю.Г.Носков отмечает, что понятие «духовная безопасность человека» в религиозной канонической литературе ему обнаружить не удалось, а самым близким к нему им указывается понятие «спасение». Пытаясь дать определение понятию «духовная безопасность» с точки зрения христианской религии, используя светскую форму определения, Ю.Г.Носков отмечает, что «духовная безопасность человека – это понятие, отражающее такое состояние его души, в котором она живет в полной гармонии со Святым Духом». Сохранение этой гармонии, по его мнению, – главное условие обеспечения духовной безопасности человека. Источником же опасности для этой гармонии, как приходит к выводу ученый, является природная склонность человека к греху, полученная им под воздействием сатаны. Преодоление ее – главная задача жизни христианина, поскольку от выполнения этой задачи зависит судьба его души на том свете[503].

Рассматривая понятие «духовная опасность», Ю.Г.Носков приходит к заключению, что она представляет собой совокупность условий и факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования духовной жизни человека и общества. При этом, духовную жизнь общества он определяет как сферу общественной жизнедеятельности связанную с производством, распространением и потреблением идеалов и духовных ценностей[504].

В этой связи возникает закономерная потребность в целенаправленной деятельности, связанной с организацией надежной, многоуровневой системы обороны от этих реально существующих или потенциально возможных угроз, в т.ч. и военных. Важным элементом этой деятельности, ее неотъемлемым компонентом является правовая работа, призванная содействовать, всемерно способствовать достижению этих целей только специфическими, свойственными ей правовыми средствами. Одной из главных ее задач выступает помимо прочего чуткое реагирование на изменения в системе угроз и создание адекватных, соразмерных степени их военной опасности, организационно-правовых средств, механизмов, предназначенных для ликвидации таких угроз либо эффективному противостоянию им.

Среди всей совокупности этого вида деятельности следует особо выделить два наиглавнейших составляющих ее элемента, тесно между собой взаимосвязанных. Первый из них состоит в своевременном выявлении угроз и объективной, беспристрастной, трезвой их оценке на степень военной опасности, второй – в оперативной выработке адекватных эффективных организационно-правовых мер по устранению угроз (противодействию им), а также причин их вызывающих, и быстром внедрении этих мер, приведении их в действие. Задача эта одновременно и чрезвычайно сложная, и достаточно тяжелая, трудоемкая, требующая высоких духовных и интеллектуальных качеств от ее исполнителей и участников, правильного определения приоритетов в ее решении, грамотного распределения сил и средств, необходимых для ее осуществления. Как свидетельствуют многие страницы истории, неправильная оценка угроз или несвоевременность принятия адекватных правовых мер дорого обходились русскому народу.   

Не потеряли актуальности и в современный период строки из дневника русского генерала от инфантерии М.В.Алексеева в его бытность начальником штаба Ставки Верховного главнокомандующего (август 1915 г. – март 1917 г.): «Говорят, что причиной развала армии являются «большевики» и их пропаганда. Это неверно… Разрушили армию новые непродуманные законы…»[505]. Возможно, история России развивалась бы по-иному, если бы своевременно были выявлены все существенные опасности, в т. ч. и исходящие от этой пропаганды военные угрозы, а также выработаны (до конца продуманы) законы, необходимые для предотвращения последствий этих опасностей, в т.ч. и разложения войск от их пропагандирования, – этого одного из опаснейших видов информационно-психологического оружия, активно используемого и в наши дни.

Одной из основных мер противодействия негативному воздействию этого оружия в условиях жизнедеятельности воинских коллективов является общественно-государственная подготовка личного состава Вооруженных Сил РФ, организуемая в соответствии с приказом Минист­ра обороны РФ 1993 г. № 250, призванная заложить у личного состава твердые основы здорового правосознания, правильной ориентации в окружающем воина мире. Однако в современных условиях плюрализма мнений, распространения через СМИ ложных, а зачастую и вредных (пацифизм, культ силы, жестокости и насилия, эгоизма, пьянства, грубости, паразитирования за счет других и т.п.) ценностей, этой меры уже становится явно недостаточно. Непринятие адекватных организационно-правовых мер ведет к утере военнослужащими глубокого смысла воинского долга по защите своего Отечества и высокого предназначения военной службы, к постепенной деморализации войск, неуклонному росту преступности в армейской среде, что может во многом привести к последствиям, постигшим Вооруженные Силы в 1917 году, накануне несостоявшегося (в связи с их развалом, разложением изнутри) победоносного окончания войны с Германией.

Однако для правильного определения угроз и опасностей, их степени и возможных негативных последствий необходимо иметь правильную, универсальную, устойчивую, стабильную систему координат, критериев, непреходящих духовных ценностей (неподверженных изменению от воздействия внешних, в том числе и враждебных, сил), на основании и относительно которой можно было бы оценивать опасность того или иного социального явления, измерять степень его опасности для человека и общества как в конкретной ситуации, в определенный исторический момент, так и в течение времени, в динамике в целом. Такая система координат должна основываться и вырабатываться, исходя из целей существования человека и общества. Без создания такой системы и оценки социальных событий и явлений в ее координатах, в свете ее в первую очередь духовных критериев, ориентироваться в системе угроз и бороться с ними эффективно не представляется возможным.

Вместе с тем, такая система оценки угроз (в т.ч. и военных) в России давно выработана и опробована многовековой историей государственного строительства в лоне учения Русской Православной Церкви, создаваемого на основе Священного Писания и в особенности многочисленных трудов ее святых отцов, духовенства указывавших в разные времена на опасности угрожающие человеку и обществу, а также пути и способы борьбы с ними.

Наглядным подтверждением этому является, например, официальный документ, разработанный на основе Священного Писания, творений святых отцов и принятый в августе 2000 г. Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором изложены базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и ряду современных общественно-значимых проблем, а также устанавливается ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами. Проблемам войны и мира Основы отводят целый раздел, в котором указывается, в частности, что война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти (см. п. VIII.1.).

Поскольку, как уже ранее указывалось, войны имеют духовные истоки и сущность, а способы и средства их ведения все более и более перемещаются в духовную сферу человечества, эффективно и действенно организовать и проводить правовую работу по выявлению военных угроз и борьбе с ними невозможно без упора на духовные знания и опыт, без привлечения специалистов в духовной сфере, в области жизни человеческого духа. В этой связи выдвигается потребность в решении, в т.ч. и с помощью правовых средств, двух главных задач на этом направлении:

- обеспечить, чтобы субъекты данного вида правовой работы имели достаточно высокую подготовку в области духовных знаний и практики их применения, т.е., по сути, имели здоровое и крепкое правосознание (и постоянно его повышали), позволяющее максимально объективно, правильно и беспристрастно выполнять свои обязанности (эффективно выявлять угрозы и бороться с ними с помощью правовых средств);

- выработать и широко внедрить (на всех уровнях органов государственного и военного управления вплоть до отдельной воинской части) оптимальные, наиболее плодотворные формы взаимодействия с Русской Православной Церковью по сотрудничеству с государством в этой специфической области аналитической и практической деятельности, поскольку трудно найти более авторитетных и глубоких специалистов духовной составляющей жизни человека и общества, опирающихся в своей деятельности на накопленный  богатый тысячелетний практический опыт применительно к русской действительности.

Высокий уровень духовных знаний позволит лучше ориентироваться в системе угроз и их источниках, имеющих в основе своей духовную природу, являющихся «физическим проявлением скрытых духовных недугов человечества», объективнее оценивать степень их общественной опасности и грамотнее устанавливать приоритетность угроз, их уровни, иерархию, взаимозависимость. Указанные знания также позволят более основательно вырабатывать комплекс правовых средств противодействия возникшим и потенциальным угрозам и их ликвидации, а также более осознанной, целенаправленной и действенной реализации уполномоченными органами и должностными лицами этих правовых средств.

Наиболее глубокими, проверенными веками знаниями, на которых сформировалось, выросло и окрепло Российское государство, является Православие, пронесшее через века неизменными христианские догматы, проверенные и доказавшие свою действенность на опыте многих поколений, формировавшие и питавшие правосознание русского народа на протяжении многих веков государственного строительства и вооруженной защиты.

Христианство, по мнению И.А.Ильина, давало людям мерило совершенства и этим научало их отличать лучших от худших. Оно указывало людям, чему должен служить правитель, какова высшая цель государства, и тем самым определяло, кто именно призван стать во главе государства. Христианство учило гражданина любви, любви и доверию к согражданам («ближним»), любви, доверию и уважению к предлежавшим властям, ибо «начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13, 4). Так оно пропитывало общественный строй духом солидарности и лояльности, тем духом органического единения, который углубляет, накопляет и сосредоточивает национальную силу и политическую гениальность народа. Именно с этим, как указывает И.А.Ильин, была связана та, выношенная средними веками, уверенность, согласно которой государство имеет религиозную задачу – служить своею властью Божьему делу на земле. Эту религиозную задачу церковь то указывала светской власти, то пыталась взять в свои руки, а государство понимало религиозно свою высшую цель даже тогда, когда оно отказывалось от повиновения церкви. В те времена человек, делая государственное дело, старался поднять свой взор к Высшему, к Богу, и делал, как мог, религиозно осмысленное дело… Христианство своим религиозным светом осмысливало и облагораживало дело права и государства, и в то же время оно утверждало в человеческой душе такие благодатные силы (любовь, совесть), которые вдохновляли человеческое правосознание и придавали ему некую неразложимую абсолютную опору[506].

В свете Христианства многие социальные явления приобретают иное истинное (не затуманенное ложными сиюминутными ценностями) значение, получают максимально объективную оценку на предмет их пользы или опасности для общества и человека. Православие содержит в себе те единые, незыблемые, проверенные временем критерии, точки опоры, непреходящие истины, опираясь на которые можно глубже проникать в сущность угроз, выявлять их причины (имеющие, как правило, духовные истоки), возможные последствия, взаимосвязь и определять степень опасности этих угроз, их иерархию, приоритеты в борьбе с ними.

Как указывает Архиепископ Серафим (Соболев): «…православная вера должна быть для нас критерием истины при оценке всякого человеческого учения или деяния. Эта оценка, вне всякого сомнения, будет соответствовать истине, ибо православная вера побудит нас для разрешения того или другого вопроса обратиться к Богооткровенному и святоотеческому учению, проникнутому Духом Святым, Которого Господь назвал Духом истины»[507].

Более того, Православие содержит в себе огромное количество накопленных на протяжении веков и проверенных многими поколениями средств борьбы с духовными недугами, способов оздоровления духовных, нравственных, а зачастую и физических немощей и болезней, угрожающих нормальной здоровой жизнедеятельности человека и общества. Много таких негативных духовных явлений, влияющих на боевой дух, морально-психологическое состояние и боеготовность войск, и в армейской среде. Это и дезертирство, и трусость, и измена, и уныние, и пьянство, и наркомания, и халатное исполнение своих служебных обязанностей, и неуважительное, грубое отношение к сослуживцам, подчиненным и командирам, и открытое или скрытое неповиновение командирам (начальникам), и лень, и взяточничество, и мздоимство, и казарменное хулиганство, и эксплуатация сильными слабых («дедовщина») и рукоприкладство командиров, и обман, и приписки, и воровство, и многое другое, что, по сути, является проявлением низкого уровня духовных качеств личного состава, нездорового правосознания, т.е. проявлением духовных болезней. Следовательно, и лечиться эти духовные болезни должны в первую очередь духовными средствами. И огромная роль в этом принадлежит прежде всего командирам всех степеней, которые должны ясно понимать сущность этих угроз и вести непримиримую борьбу с этими духовными болезнями, угрожающими Отечеству разложением и гибелью войск изнутри. Для того, чтобы эффективно вести борьбу с этими духовными недугами подчиненного личного состава необходимо глубокое, основательное духовное воспитание командиров, чтобы они могла не только хорошо разбираться в таких угрозах, но также имели глубокие знания в духовных средствах борьбы с этим видом угроз, а также твердую, непреклонную духовную волю, без которой победа в этой борьбе немыслима. Наиболее глубокие познания о средствах и способах духовного воспитания, лечения духовных болезней, духовного оздоровления и укрепления, борьбы с угрозами, негативно влияющими на внутренний мир человека, накоплены Православием.

В основе таких заключенных в Православии средств и способов лежит прежде всего общение с Богом (изучение Священного Писания и Предания, молитва, таинства и др.). Вместе с тем, по утверждению И.А.Ильина общение с Богом есть –

- главный источник творческого вдохновения;

- главная опора настоящей, истинной науки;

- главная основа чистой и могучей совести;

- месторождение окрыленного гениального искусства;

- неколеблющийся фундамент благородного государственного и политического правосознания;

- абсолютная основа характера;

- живой источник любви, доброты, жертвенности и социальности;

- величайшая гарантия волевой дисциплины и беззаветной храбрости [508].

Правовой и военной наукой духовные, религиозные средства как таковые не исследуются, не изучается и их влияние на военное дело и правовую работу, а между тем, как можно увидеть из выше приведенного, они содержат в себе неисчерпаемые возможности по улучшению положения дел в названных областях человеческой деятельности, в том числе и в выработке с помощью этих средств мер эффективной борьбы с надвигающимися угрозами.

Поэтому в правовой работе по выявлению и устранению военных угроз также особое место должно отводиться активному использованию с помощью правовых средств могучего духовного потенциала, накопленного на протяжении веков русским народом и, прежде всего, Русской Православной Церковью. Для этого необходимо создать такой правовой режим, который в максимальной степени будет способствовать духовному оздоровлению личного состава, а, следовательно, укреплению его боевого духа, морально-психологического состояния, правосознания и воинской дисциплины, повышению в войсках уровня правовой работы и боеготовности в целом, а также, вместе с тем, эффективно, действенно предохранять войска от воздействия информационно-психологического оружия, разрушающего духовные и нравственные основы строительства Вооруженных Сил и подрывающего их мощь изнутри.  

Данные меры должны носить комплексный характер и пронизывать все уровни государственного управления, от которых зависит решение вопросов военного строительства. Такая правовая работа должна вестись на каждом из уровней по трем стратегическим направлениям, нормотворческом, правоприменительном и правовоспитательном. При этом правовоспитательная составляющая является главной и определяющей, поскольку она направлена в первую очередь на оздоровление и укрепление правосознания органов управления и граждан, в связи с чем от успешного решения задач правового воспитания во многом зависит уровень правосознания, а значит и уровень нормотворческой и правоприменительной работы в условиях динамично меняющихся военных угроз.

Другими словами, успех правовой работы по борьбе с военными угрозами во многом определяется духовным уровнем субъектов этой работы, их умением грамотно использовать духовные и правовые средства в такой борьбе. Все это выдвигает потребность в введении в воинские коллективы специального субъекта правоотношений, который бы специализировался на укреплении духовных основ противодействия военным угрозам, оздоровлении духовных источников повышения уровня боевой готовности, вооруженной защиты Отечества.  

Исторический анализ и исследования современного состояния общества показывают, что на роль такого субъекта может претендовать лишь одна реальная и действенная в России духовная организация общества – Русская Православная Церковь. Поэтому главная задача правовой работы на исследуемом направлении является выявление и правовое закрепление наиболее полезных, действенных и прогрессивных форм взаимодействия государственных органов, участвующих в системе противодействия военным угрозам, с Русской Православной Церковью, с целью активизировать и мобилизовать весь духовный потенциал русского народа на военное строительство, в деле вооруженной борьбы с агрессором.

 Народ творит. Государство правит. Церковь учит. Во внешнем – государство властвует над народом; в земном – государство повелевает и Церкви. Но во внутреннем и благодатном – Церковь учит и народ и правителей; она учит правителей, не покушаясь на учреждающую и упорядочивающую власть государства; она учит народ, не покушаясь на свободу его творчества. Народ есть источник жизненной силы и созидания; Церковь есть источник благодатной мудрости; государство есть источник внешнего порядка и мира. Государство есть оборона и опора независимой Церкви, а Церковь есть духовник и ангел-хранитель христианского государства.[509]. Такое взаимное дополнение, которое заложено в народе, государстве и Церкви позволяет глубже осознать необходимость их тесного взаимодействия и места в этом процессе каждого из них.

Кроме того, успех в любом деле в значительной мере зависит от степени единения или разделения участвующих в этом деле лиц. Особо остро это проявляется в деле государственного строительства как одном из наиболее сложных и тяжелых видов человеческой деятельности. В условиях Вооруженных Сил, выступающих, по сути, единым организмом, в силу специфики решаемых ими задач, единение приобретает максимальное значение и оказывает зачастую решающую роль в военном деле, будь то подготовка к войне или ведение боевых действий, сражение. Оно существенно влияет на слаженность действий должностных лиц, подразделений и частей, их более глубокому взаимодействию, взаимопониманию, взаимодополнению, взаимозаменяемости и взаимовыручке, что, в свою очередь, оказывает огромное влияние на успешность решаемых органами военного управления задач как в мирное время, так и в боевой обстановке. Следовательно, чем глубже в воинских коллективах такое единение, тем выше уровень боеготовности частей и подразделений, тем крепче обороноспособность страны в целом.

Отсюда следует вывод о необходимости всемерного укрепления единства, монолитности воинских коллективов как залог несокрушимой их твердости и несокрушимости, как средство от разделений, расколов, разногласий, взаимной неприязни и ненависти в армейской среде, несущих в себе «дедовщину», казарменное хулиганство, раздоры, недоверие и разложение войск, подрыв их боевой мощи и гибель.

Вместе с тем, как справедливо замечает И.А.Ильин, самое глубокое единение людей возникает из их духовной однородности, из сходного душевно-духовного уклада, из сходной любви к единому и общему, из единой судьбы, связующей людей в жизни и смерти, из одинакового созерцания, из единого языка, из единой веры и из совместной молитвы [510]. Как видно из изложенного основы укрепления единства Вооруженных Сил, их мощи лежат в духовной сфере. Поэтому укрепление единых духовных основ как в армейской среде, так и в обществе, которое воспитывает будущих воинов, является первостепенной задачей государства. Следовательно, на повестку дня неумолимо выдвигается сложный вопрос выбора единой духовной платформы, которая в максимальной степени отвечала бы интересам государственного строительства (строительства Вооруженных Сил) и могла бы объединить, привлечь к себе максимальное число граждан, создав таким образом единое, монолитное ядро общества и твердую, незыблемую опору государства. Даже поверхностный анализ указывает, что единственным в России духовным центром, фундаментом, отвечающим таким требованиям и способным справиться с этой тяжелой задачей, является Православие (охватывающее свыше 80 % населения страны), а социальным институтом, вот уже второе тысячелетие, по сути, и выполняющим эту социальную функцию, выступает Русская Православная Церковь, не имеющая равных (по значимости для укрепления государства и масштабам духовной деятельности) не только на российском, но и на постсоветском духовном пространстве. А это значит, что крепить единение и тем самым противостоять угрозам расколов, разделений, разложений и социальных столкновений, конфликтов необходимо на основе православного вероучения, ставящего во главу угла долг, обязанность, ответственность, служение каждого человека и гражданина Богу, народу (ближним), государству (властям), но никак не наоборот (личным правам, льготам и свободам), и тем самым консолидирующего общество, оздоровляющего и укрепляющего государство.

Однако на этом пути существуют серьезные препятствия, в т.ч. и правового характера. Это, прежде всего, Конституция России, в которой содержатся правовые средства разрушительного свойства, несущие гибель не только для войск, но и для страны в целом. Речь идет об уже рассматриваемых ранее (в предыдущем параграфе) конституционных положениях, провозглашающих, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). В Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13).

Более того, не может устанавливаться в качестве государственной также и никакая религия (ст. 14). Подобные правовые нормы противоестественны, идут в разрез с законами человеческого естества, развития и процветания государства, его сущностью. Человек, лишенный высшей духовной идеи, высшего духовного смысла существования (которые как раз и указывает религия и которые должно провозглашать также и государство), превращается в животное, порабощенное удовлетворением лишь своих физиологических потребностей, в которых он и видит главную цель своей жизни. В результате государство, не объединяющее своих граждан высшей идеей, обрекает себя на погибель и раздирание ненасытными волями составляющих его граждан, у которых права, являясь высшей ценностью, превозносятся над обязанностями перед государством, желания (усмотрения) и похотения – над терпеливым перенесением тягот и лишений государевой службы, жажда наживы, корысть и алчность – над долгом (перед своим народом и Отечеством), честью и совестью.

Таким образом, внимательное рассмотрение положений Конституции России в свете неизменных духовных истин, на которых и держится мир, приводит к заключению, что ряд ее правовых норм представляет собой серьезную угрозу государству Российскому, является источником повышенной социальной опасности, сталкивающей русский народ в пропасть расколов, разложения, хаоса и гибели, что собственно, и наблюдается вот уже второе десятилетие.

В этой связи возникает вопрос о средствах противодействия этим негативным социальным явлениям, путях устранения как самих угроз (государству, его благосостоянию, боевой мощи), так и их источников возникновения. Что противостоит эгоизму, паразитизму, алчности граждан государства, составляющих питательную почву для действия в нем центробежных, разрушающих сил? Что способствует укреплению государственной мощи, выполнению им своего главного предназначения? Ответы на эти вопросы занимали и занимают многие умы человечества, которые в качестве одного из основополагающих факторов, несущих созидательное начало в государстве, указывают патриотизм.

Патриотическое единение людей, как отмечает И.А.Ильин, покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности – внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности), и внешней (природа, климат, соседи). Вся эта внутренняя и внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом, причем она и со своей стороны формирует дух народа, то облегчая ему его пути, то затрудняя и загромождая их. В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство[511].

Такое понимание патриотизма, патриотического единения людей, вскрывает его глубинные духовные корни, обнаруживает связь с Богом. В основе его лежит духовный уклад народа, исторически сформировавшийся на протяжении многих веков. Если внимательно всмотреться в историю России то можно легко увидеть, что сложился этот духовный уклад в лоне Православия, которое на протяжении тысячелетней истории формировало сознание русского человека, его культуру, мировосприятие, отношение к ближним и государству, проникало в быт, насыщало его высоким духовным содержанием.

Данное обстоятельство является чрезвычайно важным и должно безусловно учитываться в правовой работе. Нормотворческая, правоприменительная и правовоспитательная деятельность уполномоченных органов и должностных лиц должна максимально способствовать укреплению и распространению этого духовного уклада, несущего в себе созидающее и оздоравливающее государство начало, очищающего правосознание от духовных болезней формализма, нормотивизма, доктринерства и всепоглощающего эгоизма.

Обосновать идею родины и чувство патриотизма значит, по мнению И.А.Ильина, показать не только их неизбежность и естественность в историческом развитии народов, и не просто их государственное значение и их культурную продуктивность, но – их верность перед Богом, их религиозную (сверхисповедную и сверхцерковную) священность, а потому их правоту перед всем человечеством. Тот, кто говорит о родине, разумеет (сознательно или бессознательно) духовное единство своего народа. Это есть единство, возникшее из инстинктивного подобия, общения и взаимодействия людей в их обращении к Богу, к данной от Бога внешней природе и друг к другу. Это единство вырабатывается исторически, в борьбе с природой, в создании единой духовной культуры и в самообороне от вторгающихся нарушителей… Каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природу и историческую «данность» и духовно проработать ее, одолеть ее, одухотворить ее по-своему, пребывая в своем своеобразном национально-творческом акте. Это его неотъемлемое, естественное, священное право и в то же время это его историческая, общечеловеческая и, что самое главное, – религиозная обязанность. Он не имеет духовного права – отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдет с лица земли[512]. Именно такой губительный отказ от исторической, общечеловеческой, религиозной обязанности закреплен в главном, основополагающем документе правовой работы – Конституции России, а также и в изданном на ее основе законодательстве, сориентированном на рыночные, товарно-денежные отношения, на получение в первую очередь материальных, а не духовных благ, а значит, заставляющих граждан служить мамоне, а не Богу.

Все выше изложенное свидетельствует о том, что правовую работу должны организовывать и вести, осуществлять управление ею духовно одаренные и воспитанные представители народа, способные осознавать, глубоко понимать эту духовную обязанность русского народа, его воинства, а также грозящие надлежащему ее исполнению опасности, и с помощью правовых средств правильно направлять его жизнедеятельность, творческое развитие и духовное совершенствование в исполнении этой обязанности и призвания, в чем, собственно, и состоит его возрождение и процветание. Поэтому одной из главнейших задач правовой работы является создание такого организационно-правового механизма, который в максимальной степени способствовал бы выявлению таких личностей среди граждан и назначению их на соответствующие их духовному и профессиональному уровню государственные должности. В особенности остро стоит эта проблема в войсках, где духовный фактор является основой военного дела, движущей силой военной организации общества. Неправильное, неудачное его решение оборачивается деморализацией командования, а за ним и всего личного состава. И наоборот, высокие духовные качества командиров ведут за собой к духовному росту, к духовному совершенствованию, к духовным вершинам и их подчиненных.

Следующий достаточно важный вопрос состоит в предоставлении таким лучшим представителям общества достаточных полномочий для быстрого реагирования на систему быстро меняющихся внутренних и внешних угроз существования и процветания России и ее граждан. И здесь существуют также серьезные проблемы организационно-правового характера. Прежде всего, это сложный механизм нормотворческой деятельности органов государственного управления, который в первую очередь не способствует ни качеству законодательной деятельности страны, ни своевременности принятия жизненно важных для общества законов, ни созданию необходимых условий для их претворения в жизнь.

Законы должны не превращаться в бесконечные инструкции, до мельчайших подробностей прописывая каждый шаг правоприменителя, сковывая его творческую инициативу и подрывая к нему доверие, но лишь указывать незыблемые наиболее социально значимые цели, ориентиры, направления совершенствования, стратегическую линию развития общества и государства в различных областях жизни и деятельности. Механизмы реализации этих целей должны разрабатывать и внедрять наиболее ответственные и опытные структуры соответствующих отраслей народного хозяйства, исходя их реального состояния того или иного сектора, его потребностей и состояния финансирования, объемы, которого в свою очередь должны определяются на основании оценки системы угроз, а не мнимых, оторванных от жизни предложенных (а точнее навязанных) России ложных ценностей демократии и либерализма.

Нормотворческая деятельность должна находиться в тесной взаимосвязи с правоприменительной, в этом состоит основа эффективного управления любой организационной структурой, тем более такой огромной как государство, да еще самое большое (по территории) в мире. Это легко можно увидеть на примере военных организаций, в которых единоначалие является основой военного управления. Лишь максимальная концентрация власти в руках командира (начальника) способна в максимальной степени гарантировать успех в достижении целей и задач военной организации. Сложно себе представить, как развивалась бы ситуация, если бы при командирах были созданы не подчиняющиеся и неподконтрольные ему нормотворческие органы, которые издавали бы приказы, обязательные для исполнения их командиром, а в состав этих органов включили бы, например, на выборных началах (по аналогии с парламентом) различных проживающих в пределах гарнизона представителей из интеллигенции, разнорабочих и других слоев общества, хоть и мало что понимающих в военном деле и управлении войсками, зато на основе свободных демократических выборов. Последствия таких введений отразились бы самым негативным образом на управлении войсками не только в условиях боевой обстановки, но и в условиях мирного времени. Сомнений в абсурдности такой подход в управлении ни у кого не вызывает, однако проведение в жизнь подобных мероприятий в масштабах целой страны, требующей в своем управлении еще большего проявления профессионализма, воли к достижению целей, еще большего единства слова и дела, закона и его применения, почему-то никому не кажется абсурдным.

Кроме того, вызывает недоумение и состав депутатов, принимающих самые важные и ответственные решения (в т.ч. и в военной области) в масштабах самой огромной страны мира. Основную массу их составляют лица, не имеющие образования, достаточных знаний, опыта работы в области управлении государством, нормотворческой или правоприменительной деятельности, другими словами, не соответствующие занимаемой должности. Нередко в числе депутатов можно встретить певцов, артистов, музыкантов, спортсменов, режиссеров, юмористов и т.п. Какое качество законов можно ожидать от людей, далеких от понятий о государстве и праве, не имеющих опыта в государственном управлении, военном строительстве?

Наряду с низким профессионализмом депутатов особо бросается в глаза и их общий, среднестатистический, усредненный духовный уровень (нравственные качества, правосознание), который также, как показывают систематические драки, ругань отдельных депутатов и отношение к этим явлениям остальных «избранников народа», оказывается не на должной высоте. К каким высоким духовным целям может повести за собой народ такой состав высшего нормотворческого органа государства?

В этой связи, как следствие, большую угрозу, особые опасения вызывает законодательный процесс и неуклонно снижающееся качество принимаемых законодательных актов, все менее и менее способных полноценно регулировать общественные отношения, положительно влиять на жизнь и уровень благосостояния народа, укрепление обороноспособности страны. Особенно бросается в глаза чрезмерное обилие законодательных норм, их дублирование, засоренность детальной регламентацией второстепенных вопросов, в то время как насущные вопросы остаются неурегулированными и нерешенными, превращение законов в технологические инструкции, бесконечные изменения и дополнения в действующие законодательные акты, мешающие организации работы по их исполнению, непроработанность правовых норм, несоответствие их сложившимся в обществе отношениям, потребностям, их необеспеченность материальными средствами; заскорузлость, медлительность, чрезмерная сложность и неповоротливость нормотворческого процесса и т.п. Весь этот брак является результатом соответствующего уровня правосознания депутатов, их духовного и культурного состояния.

Следует отметить, что в значительной степени способствует перечисленным недостаткам в правовой работе и угроз, исходящих от этого, порочный правовой механизм, предусматривающий отделение законодателя от исполнителя и их противопоставление, а также систему выборов, ставящую во главу угла не высокие духовные качества претендента, его профессионализм, знания и опыт работы в наиболее важных для государства областях, в правовой сфере, а скорее прямо противоположные данные – большие денежные средства для проведения избирательной компании[513] (которые у честных государственных служащих (а особенно у военнослужащих) имеющих в большей степени необходимые духовные качества, знания и опыт управления страной, как правило, отсутствуют), самовосхваление, многообещание (нередко заведомо ложное), наглость и чрезмерную самоуверенность, умение осуждать, а зачастую и откровенно клеветать на конкурентов по избирательной компании. Такие действия согласно христианскому учению являются проявлением различных видов греха, порочности (стяжания богатства, гордости, лжесвидетельства, ложной клятвы и др.). А это свидетельствует о том, что такой правовой механизм способствует проникновению на высокие государственные должности людей порочных, имеющих низкий уровень духовности, культуры, правосознания, а не наоборот, как это должно быть.

Сложившаяся правовая ситуация создает большую угрозу для государства, поэтому правовой механизм разделения властей и назначения на должности в законодательные органы государства требует серьезной переработки с учетом духовных законов. Безответственность государственных органов и должностных лиц необходимо устранять посредством объединения их под единое руководство одного главы государства, имеющего высокие духовные качества, крепкую духовную волю, необходимые знания и опыт, здоровое правосознание, осознающего всю полноту ответственности за вверенный ему народ, широкие полномочия по управлению страной грозно и честно – на страх врагам и на благо Отечества.

Охватить всю систему угроз в военной области и совокупность правовых средств борьбы с ними в рамках одного параграфа невозможно, однако рассмотрение даже немногих из них наглядно показывает, что основным источником угроз, их областью воздействия является духовная сфера жизнедеятельности человека и общества, с этой стороны наносится главный удар, здесь через умы и сердца людей пролегает основной фронт борьбы и противостояния Светлых и темных сил, проявляющийся в состоянии правосознания граждан, нормотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Поэтому главным средством борьбы с угрозами в военной сфере является постоянное и неуклонное повышение правосознания граждан путем укрепления в первую очередь духовного единения граждан, патриотизма, других духовных качеств на основе Православия, в тесном взаимодействии и сотрудничестве в этом тяжелом деле с Русской Православной Церковью. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: