Наибольшее применение в промышленности получили трёхфазные асинхронные двигатели (рис. 6.1). Это объясняется тем, что они просты по конструкции, дешевы, надёжны в работе, имеют высокий КПД при номинальной нагрузке, выдерживают значительные перегрузки, не требуют сложных пусковых устройств.
Наряду с преимуществами асинхронные двигатели (АД) имеют ряд недостатков, основными из которых являются: низкий коэффициент мощности (cos j) при неполной нагрузке (при холостом ходе cos j 0= 0,2...0,3); низкий КПД при малых нагрузках; малоудовлетворительные регулировочные характеристики.
Основными частями АД являются статор и ротор, отдалённые друг от друга воздушным зазором (0,3…0,5 мм). Их сердечники собраны из листов электротехнической стали. На внутренней части поверхности статора и на внешней ротора выштампованы пазы, в которые уложены обмотки. Сердечник статора помещён в корпус, на котором закреплены клеммы статорной обмотки, состоящей из трёх отдельных катушек, сдвинутых в пространстве на 120° (рис. 6.2). Сердечник ротора укреплён непосредственно на валу двигателя или на ступице, надетой на вал.
|
|
Обмотка ротора может быть выполнена короткозамкнутой или трёхфазной, аналогичной обмотке статора. Короткозамкнутая обмотка ротора выполняется в виде " беличьего колеса ", состоящего из стержней и замыкающих их на торцах колец (рис. 6.3, а и б).
У АД с фазным ротором (рис. 6.1, в) одни концы обмоток 2 ротора 1 соединяют с контактными кольцами 3, расположенными на валу двигателя, а другие - объединяют в общую точку (рис. 6.3, в и г). Контактные кольца 3 соединяются с контактами неподвижной части машины с помощью щёток 4 и щёткодержателей. К ним подключают пусковой реостат 5.
Принцип действия АД основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля статора (неподвижная часть машины) с токами, индуктируемыми в роторе (подвижная её часть).
Рассмотрим принцип создания магнитного поля машины. Трёхфазная обмотка статора питается от трёхфазной системы напряжения (см. рис. 6.1, а) с фазными напряжениями U 1 ф . Так как три фазные обмотки (сдвинутые в пространстве одна относительно другой на 120° (рис. 6.2) и имеющие числа витков w 1) соединяют по схеме звезда или треугольник, то в них протекают токи i 1, создающие три магнитодвижущие силы (МДС) F 1 = i 1 w 1. Под действием этих трёх МДС образуется вращающееся магнитное поле, результирующий вектор магнитного потока которого Ф р = 3 Ф m /2, где Ф m - магнитный поток, созданный фазной МДС F 1.
Согласно закону электромагнитной индукции в обмотках статора и ротора наводятся ЭДС е 1 и е 2. Цепь обмоток ротора всегда замкнута, поэтому в фазных обмотках ротора протекают токи i 2, значения которых зависят от нагрузки. Согласно закону Ампера от взаимодействия токов ротора с вращающимся магнитным полем статора на валу двигателя возникает вращающий момент М, и, если он больше момента сопротивления М с на валу, ротор приходит во вращение. Согласно правилу Ленца токи ротора, как и создаваемое ими вращающееся магнитное поле, воздействуют на токи статорных обмоток и магнитный поток Ф р машины, вызывая рост тока статора, компенсирующий размагничивающее действие токов роторной обмотки.
|
|
Частота вращающегося магнитного поля статора (в об/мин) равна
, (6.1)
где f - частота напряжения сети; р - число пар полюсов машины (в частности, три обмотки статора создают одну пару полюсов, шесть обмоток - две пары и т. д.).
Рассматриваемая машина называется асинхронной потому, что в ней частота вращения ротора n 2 не равна частоте вращающегося магнитного поля статора n 1. Если бы эти частоты были одинаковые, то магнитный поток статора был бы неподвижен относительно вращающегося ротора, и в обмотках ротора не индуктировались бы ЭДС, не было бы в них токов и не возникал бы вращающий момент на валу.
Разность частот вращения поля статора и ротора называют частотой скольжения n s = n 1 - n 2, а её отношение к частоте n 1 - скольжением S, т. е.
или (выраженное в процентах) . (6.2)
Диапазон изменения скольжения в асинхронном двигателе 1 ³ S ³ 0; при пуске S = 1, при холостом ходе S = 0,001...0,005, при номинальной нагрузке S = 0,03...0,07.