Философские вопросы информатики

Философские проблемы информатики включают вопросы, имеющие философский характер (Что такое информатика? Что такое информация? Каковы отношения различных типов объектов информатики? Каково место информатики в процессе познания? Каково отношение информатики с другими науками?) Информационно-философские проблемы информатики включают вопросы отношений философских терминов и терминов информатики, в формулировку которых наряду с философскими категориями входят термины, обозначающие информационные абстракции и конструкции. Что такое «информационный подход»? Являются ли аксиомы информатики тавтологиями? Увеличивается ли информация в ходе обработки? Является ли информационное взаимодействие отражением процесса мышления? Каково соотношение дедуктивных формальных процедур и естественного рассуждения?. Систематизация исследований первой группы проблем обусловленая системностью информатики как науки. Систематизация исследований второй группы проблем обусловлена системностью философии. Системная трактовка проблем третьей группы требует исследования и анализа. Широкое распространение информационного подхода заслуживает особого внимания в силу того, что во многих науках используются разные информационные модели и процессы обработки информации. Кроме того, различные типы отношений «данныеинформация-знания» служат основой получения знаний. Подобные отношения служат основой извлечения знаний для формирования информационных ресурсов. Изучение сущности окружающего мира включает в себя изучение смысла, изучение процесса познания и анализ предметности познания. Это возможно осуществить только с использованием философского подхода. Современные информационные ресурсы включают различные компоненты: данные, информацию, описания, базы данных, знания и технологические системы. Следует остановиться и рассмотреть взаимодействие человека в информационной сфере [25]. В информационной сфере реализуются все виды информационных взаимодействий, порождаемых взаимодействиями субъектов и объектов инфосферы. Основой взаимодействия является информационное взаимодействие. Оно может быть пассивным (созерцание, наблюдение). Оно может быть активным (измерение, воздействие, эксперимент). Пассивное можно обозначить как информирование, активное как собственно взаимодействие. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ 80 Образовательные ресурсы и технологии•2015’2(10) В информационном поле присутствует такой феномен как «неявное» знание. Для выявления неявных знаний, например скрытой связи между параметрами, применяют специальные методы анализа, к числу которых относится коррелятивный анализ. При передаче знаний, в частности, в образовании, возможен анализ передаваемых знаний субъекту на основе методов тестирования. Однако тестирование решает локальные задачи усвоения материала по узкому направлению. Только на основе обобщения можно ввести понятие «сходимости» знаний, как критерия достоверности полученных знаний. Этот критерий является относительно новым. Но он может быть использован в ряде случаев для проверки достоверности знания. Выводы. Философский подход обогащает науку об информации на основе обобщенного анализа. В то же время некоторые методы наук об информации (не только информатики 2) переносимы и применимы при философском анализе окружающего мира и помогают понять этот окружающий мир. Философия информатики позволяет строить целостную картину мира, дополняя ее штрихами, которые не свойственны другим наукам.

Философия техники

Философия техники зародилась в середине XIX века в Германии как новая форма философской рефлексии техники и научно-технического прогресса. Термин «философия техники» был введён в 1877 г. Эрнстом Каппом. Философия подходит к анализу техники, рассматривая её как определённый вид культурной деятельности и отношения к окружающему миру.

Философия техники изучает наиболее общие закономерности, тенденции исторического развития техники, функционирования как целостного культурно-исторического явления, как многообразие в своем конкретном проявлении видов технической деятельности, по средствам которой реализуется определённое единство субъекта и окружающего мира.

Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу – предметом философии техники является техника, ее развитие, развитие технического сознания. Главная задача философии техники – исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического миропонимания.

Проблемы философии техники: проблема сущности, смысла и понятия техники/технологии; проблема формирования новой концепции природы; проблемы человека, создающего и использующего технику; проблема истоков технической деятельности; проблемы ответственности за использование техники.

Существуют следующие основные подходы к соотношению техники и науки:

1. техника рассматривается как прикладная наука (линейная модель: наука – производство знания, техника – применение знания)

2. процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы (эволюционная модель: наука на некоторых стадиях своего развития использует технику для получения собственных результатов, и наоборот; техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука – для технических).

3. наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов. Это утверждение отчасти верно, т.к. прогресс науки зависит в значительной степени от изобретения соответствующих научных инструментов, но развитие науки не определяется развитием техники. К современной науке, скорее, применимо противоположное утверждение

4. техника науки, т.е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни. Эта точка зрения оспаривает предыдущую.

5. до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентификацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной модификацией. Другими словами, "сциентизация техники" сопровождалась "технизацией науки".

Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические.

Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.) происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук. Этот процесс в новых областях практики и науки происходит, конечно, и сегодня, однако, первые образцы такого способа формирования научно-технических знаний относятся именно к данному периоду.

Третий период – классический (до середины XIX века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.

Наконец, для четвертого этапа (настоящее время) характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и "отпочкования" технических наук от естественных и общественных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: