Цели и задачи научно-инженерной деятельности, этапы ее исторической эволюции

Изначальная цель инженерной деятельности – служить человеку, удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто употребляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик не предусмотрели того, что, наряду с точными экономическими и чёткими техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены также и требования безопасного, бесшумного, удобного, экологичного применения инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать враждебной человеку и даже подвергнуть опасности само его существование на Земле. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и проектировщика перед обществом и отдельными людьми.

Корни инженерной деятельности теряются в глубине прошедших тысячелетий так как известно, что человеческая цивилизация основана на преобразовании природного мира с помощью орудий труда, а создание разнообразных технических средств, история их создания и появления – одновременно есть и история инженерной деятельности.

Ценой усилий многих поколений человечество по крохам добывало знания, накапливало технические усилия, готовя почву для ростков инженерной мысли. Каждого инженера древности можно смело именовать ученым, философом, писателем, он «обязан» был быть лидером. Хотя и следует заметить, что это занятие было часто уделом простолюдинов, непрестижным занятием.

Пройдя долгий путь становления инженерии, можно выделить в этом процессе такой период, как предынженерный, хронологические рамки которого довольно широки (от I–II тысячелетия до н.э., до ХVII–XVIII в. нового времени), где основными создателями технических нововведений по-прежнему были ремесленники.

Историческая логика развертывания общественного разделения труда в комплексе с набором разнообразных технических, экономических, социальных и психологических факторов привели к обособлению инженерной деятельности от прочих видов умственного труда, и на этой основе возникает новая профессия – инженер. Особенно это характерно для того времени, когда наука и техника начинают сливаться и становиться фактором процесса производства (XVII–XVIII вв.).

Бурный расцвет науки и техники (вторая половина XIX–ХХ вв.) приводит к тому, что инженерная деятельность меняется буквально на глазах. Укрепляются связи инженерного труда, инженера с различными элементами производительных сил, заметно усложняется структура инженерной профессии, расширяется область применения инженерных методов. Появляются новые и наполняются новым смыслом традиционные для инженера функции. На сегодня инженер – представитель одной из самых массовых профессий.

Функции инженерной деятельности широки и разнообразны и это позволяет определить сущность ее как составную часть совместных творческих усилий рабочих, инженеров и ученых по преобразованию производительных сил общества.

 

Этика науки. Социальная ответственность ученого

Этика ‑ значимый аспект функционирования науки. Это система моральных принципов и правил поведения члена научного сообщества («этос науки» по Мертону) и любого познающего вообще.

Основные принципы научной этики:

- универсализм (правила ‑ такие, как объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений и т.п. ‑ общи и обязательны для всех);

- всеобщность (научные результаты – общее достояние ученых);

- незаинтересованность (стремление к истине главнее всего и независимо от внешних факторов);

- организованный скептицизм (критика и самокритика).

(В переводе на общечеловеческий: не халтурь, не жмоть, не подделывай и не заносись.)

Плюс ныне разрабатываемый нравственный кодекс ученого, включающий:

- гражданскую и нравственную ответственность за открытия;

- неправомерность опасного эксперимента;

- добросовестность (ответственность за качество, запрет плагиата, уважение к чужим достижениям);

- решение споров чисто научными средствами без личной неприязни;

- ответственность за воспитание молодежи в духе гуманизма, демократии и честности.

Научная деятельность подчиняется определенной системе этических норм, которые возникают в ходе исторического развития самой науки. Они регулируют взаимоотношения внутри научного сообщества и охватывают разные стороны деятельности ученых – процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий и т.д.

Нормы научной этики включают общечеловеческие моральные требования и запреты (не лги, не кради и др.), адаптированные к особенностям научной деятельности, – запрет на плагиат, сознательное искажение данных исследования. В их состав также входят специфические для науки ценности: бескорыстный поиск истины, ответственность за качество результатов исследований (обоснованность, новизна), независимость от авторитетов, самокритичность. Нормы научной этики имеют большое значение для существования и развития науки, самоорганизации научной деятельности. Они обеспечивают климат доверия в научном сообществе, без которого невозможен рост научного знания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: