Высказывания Святых Отцов

Все страсти исходят из самоугодия, самости, само­любия и на них держатся.

Святитель Феофан Затворник

Страсти живут и в святых, только они ими обуздываются.

Авва Авраамий

Страсть не знает предела, но прекращается только тогда, когда убьет того, кто одержим ею.

Святитель Иоанн Златоуст

Страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.

Авва Исайя

Заповеди даны против страстей, чтобы очистить душу и ввести ее в первобытное состояние.

Святой Исаак Сирин

31

 


Тема для размышления

Вы, может быть, знаете историю о Голиафе. Воевали филистимляне с изральитянами, и враждебные войска стояли строй против строя в ожидании сражения. В это время выступил исполинского роста филистимлянин Голиаф, стал издеваться над израильтянами, поносить как их самих, так и Бога их и дерзко вызывал себе единоборца. Никто не

32

дерзал вступить в единоборство со страшным великаном, Пока молодой пастух Давид, в уповании на помощь Божию, с пастушеской сумкою и пращою в руках (праща - орудие, которым бросали камни в неприятеля) не выступил против него. Искусно и с силою брошенным камнем он повалил Го­лиафа на землю и умертвил его. Тогда филистимляне, уви­дев, что силач их умер, побежали.

Применим эту историю к предмету нашей беседы. Среди всех недобрых склонностей в каждом из нас есть своего рода «голиаф», то есть главный недостаток, главная страсть, главный порок. И против него-то и нужно нам прежде всего направлять удары, чтобы свалить его с ног; ибо если только будет убит этот великан между злыми нашими наклоннос­тями, то войско его тотчас предастся бегству. Говоря про­сто, это значит: старайтесь искоренить главную страсть, и мало-помалу все другие пороки исчезнут сами собой.

Из поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского

 

Не спеша подумай и выполни задание

Корень в словах «страсть» и «страдание» один и тот же. Страстное состояние есть по сути дела непрерывное и беспо­лезное страдание, переходящее за человеком и в вечность, если он не успеет до смерти искренне покаяться. Свобода от страстей на евангельском языке именуется блаженством. Например, от окамененного нечувствия свободны плачущие, от сребролюбия - милостивые, от гнева - кроткие и миро­творцы. Всех их Спаситель в Евангелии именует блаженны­ми. И это блаженство, конечно, переходит с ними и в веч­ность.

33

 

---


Работа со словарем

Страсть - сильное желание чего-либо запрещенного Богом, вошедшее в привычку и ставшее неотъемлемой частью человеческой личности. Второе значение слова страсть в буквальном переводе со славянского языка означает страдание, мучение.

Блаженство - благополучие, счастье, благосостояние, совершенное удовольствие, возникающее в результате воздействия благодати Божией.

Задание

Попробуй пояснить, пользуясь словарем, почему «свобода от страстей именуется блаженством». Приведи примеры.

ВОПРОСЫ на понимание

1. Что такое страсти?

2. Может ли человек без помощи Божией успешно противиться своей страсти? /

3. Почему страсти гибельны?

4. Какое имеет отношение демонический мир к человеческим страстям?

5. Как избавиться от страстей?

 

Ступени воздействия страстей (падших духов) на человека

Ступень 1. Страсти (демоны), уловив человека на крючок временного удовольствия, стремятся все более и более укрепиться в человеке и управлять им че­рез греховные желания и стремления.

Ступень 2. Страсть становится трудно контролируемой. Со временем не человек контролирует свою страсть, а она контролирует человека, побуждает его к дурным поступкам.

Ступень 3. При попытках человека отказаться от своей стра­сти у него возникают различные болезненные со­стояния. Страсти (демоны), поработив человечес­кую душу, без боя не сдают своих позиций.

Ступень 4. Падшие духи всегда вредят физическому, душев­ному и духовному здоровью человека. Подталки­вают к отчаянию, стремятся уничтожить челове­ка (вплоть до самоубийства). Желание погубить духовно, а по возможности и телесно, - отличи­тельный характер действия падших духов.

Ступень 5. Через действие страстей падшие духи искажают у человека верное восприятие жизни. Они стара­ются поддерживать в грешнике иллюзии и лож­ные убеждения, заставляют бездумно прожигать свою жизнь, «закручивают» в жизненную суету.

Ступень 6. Страсти понуждают сопротивляться покаянию, молитве, посту, участию в Богослужении. Пред­лагают человеку перекладывать с себя ответст­венность за содеянное на других людей, искать оправдания своей порочной жизни.

Ступень 7. Страсти мешают человеку обрести истинную веру, высший смысл своего бытия, очищать душу от грехов и страстей, бороться с пагубными вле­чениями.

Когда страсть сформировалась, то избавление от нее про­ходит намного труднее и сложнее, чем при борьбе с ней в самом начале ее зарождения. Это вызвано тем, что в теле и Душе человека при укоренении страсти происходят пагуб­ные изменения.

35


Вопросы на понимание

1. Какие и сколько ступеней воздействия демонов на человека через его страсти ты знаешь?

2. В чем заключается:

1 ступень -?

2 ступень -?

3 ступень -?

4 ступень -?

5 ступень -?

6 ступень -?

7 ступень -?

3. На какой ступени легче всего победить страсть?

 

36

Свобода человека и его произволение

 

Свобода является неотъемлемой частью сущности челове­ка как образа Божия. Как Бог свободен во всех своих про­явлениях и желаниях, так и человеку дан дар свободного выбора своих решений и поступков. Это дар любви Божией: человек может принять волю Творца вселенной или отри­нуть ее, жить согласно заповедям Господним или нарушать их. Но за свою свободу каждый несет ответственность пред Богом, своим произволением (произвольным выбором) во многом определяя свою дальнейшую судьбу.

Если человек нарушает заповеди Божий, эти духовные законы нашего мира, то он выбирает зло и постепенно уко­реняется во грехе, сродняется с темными силами и созна­тельно отпадает от Бога, от добра и вечной жизни.

Если человек соблюдает заповеди Божий и живет по внутреннему голосу своей совести, то он соединяется с доб­ром, с силами света и идет по пути к вечной жизни.

Каждая наша мысль, высказанное слово, поступок несут в себе элемент выбора добра или зла. Человек в своей дея­тельности не может быть нравственно нейтральным. Всегда присутствует выбор, а значит, свобода поступить, сказать, подумать так или иначе.

Например, мама просит выполнить какую-нибудь домаш­нюю работу: вымыть посуду, подмести пол, а тебе лень, или просто хочется почитать книжку, или поиграть на улице. И вот здесь происходит выбор, срабатывает свободное про­изволение: или преодолеть себя, послушаться родителей -и тем исполнить заповедь Божию; или схитрить, соврать -сказать, что болит голова, что задано очень много уроков, -и избежать нежелательной работы. Но в последнем случае произойдет ложь и обман по причине твоего эгоизма и саможаления, что удалит тебя от Бога и сроднит с силами зла.

37


Также, например, на вопрос учителя о причине опозда­ния на урок можно соврать: не сработал будильник, плохо себя чувствовал и т.д., и этим постараться избежать заме­чания, а можно сказать все как есть, то есть правду, не думая о последствиях. Если опоздание произошло по твоей вине, то и наказание заслуженно и незачем его избегать. Так будет по правде, по-Божиему.

 

Жизненный совет

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме.

Святитель Григорий Богослов

 

Тема для размышления

Антоний Великий в письмах говорит: «Многие не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая - Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая - собственная, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья - бесовская, вполне пагубная», Преподобный Серафим Саровский поясняет так: вот эта - та третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, гордо­сти, а не Христа ради. Вторая - собственная воля наша научает нас делать все в услаждение нашим страстям и похотям, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же, воля Божия и всеспасительная, в том только и состоит, чтобы делать добро единственно для стяжания Духа Святого как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.

38

---

Работа со словарем

Произволение - изъявление согласия; свободное отдание себя в чью-то власть, под чью-то волю.

ВОПРОСЫ на понимание

1. Что такое свобода?

2. В чем смысл и назначение свободы?

3. Что происходит, когда человек нарушает заповеди Божий?

4. Что происходит, когда человек соблюдает заповеди Божий?

5. Можно ли быть в своих мыслях, словах, поступках нравственно нейтральным, т.е. не плохим и не хорошим?

 

Кому мы уподобляемся

В процессе своей жизни, делая постоянно произвольный выбор, человек формирует в себе или добродетели, которые приличествуют Богу и силам добра, или страсти и пороки, которые свойственны миру падших духов.

Если человек, например, постоянно выбирает путь лжи, потому что ему так легче, проще, то ложь становится неотъемлемой частью его сути, характера, это удаляет его от Бога и делает сродни диаволу. Ибо лжецом и отцом лжи является падщий ангел, дух тьмы. Но вот приходит смерть и подводит черту формированию человеческой души, и то, что собрано за время земной жизни, получает свое дальней­шее развитие. По законам духовной жизни, подобное тянет­ся к подобному. Так, если человек был исполнен любви, справедливости, смирения, терпения и других добродетелей, то душа его соединяется с Богом, со святыми и ангелами и

39

 

….

 


Когда закончил девятый класс, пошел работать на ме­бельную фабрику. Работа ему нравилась, да и заработок был приличным. Я на трех работах столько не получала. Жизнь стала налаживаться. В 1994 году мы переехали в двухком­натную квартиру.

Жене исполнилось 18 лет, и его призвали в армию. Идти в армию ему не хотелось, но долг - это все. И он, и все его друзья как-то очень отчетливо понимали, что есть вещи, ко­торые хочешь - не хочешь, а делать надо. Ни о каком уви­ливании от армии у них и разговоров не было. Не пытался схитрить Евгений и когда решался вопрос о его командиро­вании в «горячую точку».

- Ведь кто-то должен служить и там, - сказал он мне. -Зато я вернусь на полгода раньше.

- Женя, там идет война, ты даже не знаешь, насколько это серьезно. Там уже есть пленные, есть погибшие, и если это случится, ты ведь знаешь, мне не пережить. Ты у меня один, - отговаривала я его.

- Мама, - ответил он мне, - от судьбы еще никто никог­да не убегал. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит ма­шина. Тебе что, от этого будет легче? А плен... Плен - это уж как повезет.

Плен испокон веков считается самым страшным, что может случиться с человеком. Плен - это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен - это самое страшное, самое бесчеловечное, изу­верское, что вообще может быть на свете.

Простился со мной и уехал. Его командировали в воин­скую часть погранотряда. Ровно месяц Евгений прослужил на заставе и попал в плен. Попал в плен не один, их было четверо: Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яков­лев и Евгений.

Три с половиной месяца Евгений находился в плену. Три с половиной месяца унижений, издевательств, побоев, кото­рые он мог прекратить в любой день. Каждый день ему говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом, и все. И все эти кошмары сразу закончатся». В неполные девят­надцать лет, рядом нет ни мамы, ни офицеров, ни наставни­ков, и юноша делает выбор. Он прекрасно понимает, что значит стать «братом» чеченского боевика. Это значит взять оружие в руки и воевать против своих, против своих дру­зей. Евгению хватило твердости сделать нравственный вы­бор. Его зверски убили.

Я искала своего сына и нашла только через десять меся­цев с огромным трудом. Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле, какие только мог придумать человек. Видно, Господь меня водил по тем доро­гам, где мин было больше, чем камней, и я не подорвалась. Видно, Он защитил меня от бомбежек, не дал мне возмож­ности погибнуть, посчитал, что мой долг, долг матери -найти сына, похоронить его в родной земле; похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с отпеванием, с преданием земле.

Тело Евгения Родионова было привезено мате­рью на Родину в день памяти мучеников Мелитинских. Они были воинами-христианами римской армии, и за отказ отречься от Христа им отсекли головы. Один из этих тридцати трех воинов носил имя Евгений.

Мне отмщение, - говорит Господь. И, действи­тельно, через некоторое время при налете на рос­сийскую погранзаставу был убит родной брат убий­цы Евгения на том самом месте, где прежде были захвачены Евгений и трое других солдат. Спустя пару месяцев был убит и главарь банды мучителей военнопленных.

43

 


Слово в день памяти новомучеников и исповедников Российских

Из проповеди священника Александра Шаргунова

Сегодня я хотел бы выделить из сонма новомучеников и исповедников воина Евгения, принявшего смерть за Христа 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селе­нии Бамут в Чечне.

Что нее произошло? О чем рассказал матери Евгения при многих свидетелях его убийца? Молодым солдатам, захва­ченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульмани­ном». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом убили, отрубив голову. Могилу его за огромные день­ги указали матери сами чеченцы. Мать опознала сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не посмели снять крест.

Постараемся осмыслить подвиг нового мученика Евге­ния. Не было пытки, физической или нравственной, через которую он не прошел. Один молодой человек, переживший чеченский плен, рассказывал: «Вначале они заставляли меня пытать другого. А потом того, другого, - меня». Толь­ко диавол может додуматься до такого. Заставить людей убивать друг друга по очереди, с тем чтобы ввести в смерт­ный грех и разрушить всякую связь между людьми. Мы призваны быть едиными во Христе, а здесь - единство в диаволе. Чтобы никто не верил никому, никто не доверял никому и все боялись друг друга. Чтобы никто не сопротив­лялся торжествующему злу - то, чего диавол добивается в сегодняшнем мире. Чтобы человек почувствовал, что он абсолютно один, одинок, как диавол в аду, чтобы люди не знали, куда они идут, чтобы все были охвачены смертель­ным страхом.

44

Самое существенное, что можно сказать о воине Евге­нии, - он участвовал в страданиях за Христа. Они убили его, потому что он был христианином. Его подвиг - оправ­дание нашего пребывания в сегодняшнем аду. Все золото мира, вся ложь средств массовой информации, вся военная мощь ненавистников России стоит за войной в Чечне, за тем, что происходит сегодня с нашей Родиной. И он пока­зал, что православная вера сильнее.

Его подвиг говорит об очень важном для нашего време­ни - о тайне неразрывного единства целомудрия и муже­ства, без которого не бывает мученичества. Они били его в грудь, по спине, они отбили ему легкие и почки. Наше тело - инструмент, через который враг хочет достать нашу душу. Ему надо растлить тело, чтобы сделать душу уступ­чивой злу. Сластолюбцы не могут быть мучениками за Хри­ста, а становятся ими только возлюбившие чистоту. Об этом и свидетельствует учение Церкви, а в частности житие свя­того мученика Вонифатия и преподобномученицы Елиза­веты.

Подвиг Евгения и сегодня дает нам возможность увидеть и прочувствовать реальность и значимость духовного мира. Понять, что душа дороже всего на свете. Подвиг мучениче­ства за Христа и Его заповеди напоминает, что и в нашей жизни могут быть такие ситуации, когда человек уже не в состоянии жить по совести и правде, быть просто честным гражданином или воином, верным своей присяге, и не стать предателем, если он не христианин.

Сегодня трудные времена для настоящих христиан. Но те, кто ищут чистоты и истины, милостью Божией побеж­дают все искушения и идут по пути святости. Страшны для современных христиан не физические пытки, которым под­вергали древних, требуя отречения от веры. Опасно всеоб­щее религиозное безразличие, жизнь только ради матери­альных ценностей, отсутствие духовного поиска. И здесь не соблазниться примером большинства и устоять в вере очень

 

45


непросто. Но с помощью Божией человек и сегодня может достигнуть святости. И это не просто красивые слова - это правда жизни, о которой свидетельствуют тысячи новых мучеников и исповедников Российских, новомученик Евге­ний и все святые мученики наших дней и о которой призва­ны свидетельствовать и мы.

 

Работа со словарем

 

Мученик - человек, претерпевший за Христа и пра­вославную веру различного рода мучения и принявший насильственную смерть.

Новомученик - мученик, пострадавший за Христа и верность православной вере в ХХ-ХХІ вв.

Исповедник - человек, претерпевший за Христа и православную веру различного рода мучения, гонения, страдания, но оставшийся в живых, и несмотря ни на что, верный своему духовному идеалу.

 

?Вопрос к священнику Что такое нательный крест? Как его следует носить?

 

Ответ. Нательный крест - это подобие Креста Христова.

Крест Христов есть меч духовный, которым побеж­даются враги видимые и невидимые. Он есть Боже­ственное оружие к отгнанию всякого врага и супо­стата. Вот почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы его никто не носил или носил просто как бессмысленное украшение. Нательный крест свиде­тельствует, что носящий его - христианин, и сбере­гает его от многих вражеских воздействий.

46

С нательным крестом связано много поучительных жизненных ситуаций. Например, одна молодая женщина рассказала, что после принятия креще­ния испытала сильное бесовское нападение. Ночью

во сне на нее навалилась такая тяжесть, что она, осознавая присутствие не­чистого, не могла даже пошевелить рукой, чтобы перекреститься. Вкрадчи­вый и гипнотически пове­лительный голос сказал ей: «Сними крестик, ведь он такой маленький». Она уже было послушно потянулась к крестику, но когда коснулась его, пришла в себя, прочла «Отче наш», перекрести­лась и услышала, как диавол с тяжким стоном отошел от нее. Нательный крест нужно носить с благоговением и никогда не снимать.

47


 

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли в наше время стать святым?

2. В чем заключается святость человека в наше время?

3. В чем подвиг Евгения Родионова?

4. Что, по-твоему, самое главное в нашей земной жизни?

5. В чем состоит сила Креста Христова?

 

Из жития святых мучениц Веры, у Надежды и Любови и матери их Софии

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь роди­лись в Италии. Их мать, святая София («София» означает «премудрость»), была благочестивой вдо­вой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских доб­родетелей (ибо что хрис­тианская мудрость мо­жет произвести, как ни веру во Христа, надежду на Христа и любовь ко Христу), София воспиты­вала их в любви ко Гос­поду Иисусу Христу. Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. В то время гонение на христиан свирепствовало: тираны не щадили ни рода, ни пола, ни возраста. По малейшему подо­зрению в вере во Христа схватывали каждого, и жребий

48

узников решался всегда одинаково; должно было или по­клониться идолам, или умереть в лютых мучениях.

На святую Софию и ее дочерей доложили императору Ад­риану (117-138 гг.), и тот велел привести их в Рим. Пони­мая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истяза­ния. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их при­нести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Неви­димой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, свя­тые девы прославляли своего Небесного Жениха и остава­лись непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновен­ное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть муче­ния во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, им­ператор разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая Со­фия, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, пре­дала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 г. покоятся в Эльзасе (ныне Франция).


Жизнь по совести

Слово совесть означает совместную весть, то есть знание, понимание того, что есть добро, а что есть зло. Совесть из­начально заложена в душу каждого человека Богом - это голос Божий, звучащий в каждом.

И если бы все люди поступали согласно велениям своей совести, то мир бы, общество, человеческие отношения были бы совсем другими. Но, как мы с вами уже говорили, у каж­дого человека есть свобода воли. И часто люди живут не по совести, а по велениям своих страстей и греховных жела­ний.

Когда человек поступает вопреки своей совести, вначале его часто гложет стыд, ему как-то не по себе, он испытывает внутренние страдания. Это и есть муки совести. Они свиде­тельствуют о том, что человек отступил от воли Божией, совершил грех, открыл свою душу для воздействий демони­ческого мира. Если же человек не кается, а продолжает грешить, то голос совести звучит в его душе уже слабее, а потом и вовсе замолкает. Это значит, что человек убил в себе совесть. Не случайно в народе говорят: бессовестный, человек с сожженной совестью.

Очень часто люди заглушают голос своей совести, подра­жая дурному примеру своих близких. Совесть им говорит одно, а окружающие люди - другое. И человек начинает ду­мать, что, наверно, он не прав, что, может быть, он какой то неполноценный, урод, не такой, как другие, и, чтобы не выделяться, а быть «как все», поступает и делает наперекор своей совести.

Например, кто-то в классе во время урока начинает себя плохо вести. Шумит, балуется, мешает слушать и занимать­ся другим. Другие ученики понимают, что он поступает

50

плохо, но не только не пресекают подобное поведение, но еще и начинают подражать ему. Совесть подсказывает та­ким ребятам, что они поступают плохо, но им почему-то стыдно и неловко поступить так, как подсказывает внутрен­ний голос. Они молчат или даже принимают участие в баловстве. Это говорит о том, что у таких людей нет му­жества и нет четкого понимания, «что такое хорошо и что такое плохо».

Святой авва Дорофей выделял три аспекта хранения со­вести:

1. Хранение совести к Богу (жить по Его заповедям).

2. Хранение совести к ближнему (не совершать ничего худого по отношению к людям ни словом, ни делом, ни мыслью).

3. Хранение совести к вещам (обращаться с вещами ак­куратно, не бросать без нужды, не давать им портиться и т.д.).

Человек, который хочет хранить совесть чистой, всегда должен внимательно анализировать свое поведение в этих аспектах.

 

Высказывания Святых Отцов

Всяким хранением храни совесть свою чистою и в мыс­лях, и в словах, и в делах, да будет она всегда безукориз­ненна и никогда да не осуждает и не грызет тебя ни за что. Чистая совесть и жизнь твою сделает безукоризненного: ибо тогда она будет чутка и сильна на добро и против зла.

Никодим Святогорец

Совесть - чувство духа человеческого, тонкое, свет­лое, различающее добро от зла.

Святитель Игнатии Брянчанинов

51


В глубину сердца человеческого вложено нечто боже­ственное, как бы некая высшая мысль: совесть.

Епископ Иоанн Шаховской

Пусть меня все хулят, только бы совесть хвалила.

Святитель Тихон Задонский

Совесть в людях есть не что иное, как глас ходящего в сердцах человеческих Бога вездесущего.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Вопросы на понимание

1. Как ты понимаешь, что такое совесть?

2. Всегда ли мы поступаем по велению совести?

3. Почему мы нарушаем советы нашей совести?

4. Когда чаще всего это происходит и при каких условиях?

5. Что нужно для того, чтобы всегда жить по совести?

 

Задание

Самоиспытай свою совесть. Ответь сам себе искренне на все вопросы: как ты умеешь хранить совесть по отно­шению к Богу, к ближним, к самому себе, по отношению к вещам, ко всему живому?

1. По отношению к Богу:

а) Люблю ли Бога всем сердцем и всей душою?

б) Всегда ли помню о Его Всеведении и Всеприсутствии?

в) Живу ли, следуя Его заповедям?

г) Не ропщу ли на Бога?

д) Благодарю ли Бога за все, ниспосылаемое Им мне?

2. По отношению к ближним:

а) Люблю ли я своих ближних (как себя самого)?

б) Не ищу ли я выгоду в отношениях с людьми?

в) Не притесняю ли кого? Не обижаю ли? Не ворую ли? А может быть, завидую кому, осуждаю, презираю?

52

3. По отношению к самому себе:

а) Храню ли чистоту своей души и тела?

б) Не обманываю ли себя?

в) Что более люблю - давать или брать?

г) Анализирую ли свои проступки, промахи, ошибки?

д) Не считаю ли себя лучше, достойнее, умнее других?

е) Обвиняю ли себя в случаях неудач и просчетов или занимаюсь самооправданием, ища виноватых на стороне?

4. По отношению к вещам:

а) Бережно ли отношусь к вещам?

б) Не ломаю ли их, не порчу ли их без нужды?

в) В хорошем ли состоянии содержу принадлежащие мне личные вещи?

г) Не выбрасываю ли раньше времени годное к употреблению?

д) Не прилепился ли к вещам душой?

Не сделал ли из них кумира? Не страдаю ли вещизмом?

5. По отношению ко всему живому:

а) Не обижаю ли животных и птиц?

б) Не ломаю ли деревьев, кустарник? Не рву ли зря цветы?

в) Берегу ли природу?

Запомни на всю жизнь

Совесть является первым законом Божиим, кото­рый Он начертал глубоко в сердце первозданных лю­дей и который впоследствии каждый из нас, рожда­ясь, получает от своих родителей, как ксерокопию.

Старец Паисий Святогорец

 

53


Не спеша подумай

Не величие власти, не множество денег, не об­ширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благоду­шие и радость; но бывает это кладом только духов­ного благоустройства и доброй совести.

Святой Иоанн Златоуст

Вопросы для обсуждения

• Какие выражения с понятием «совесть» ты знаешь?

• Как ты понимаешь их?

После обсуждения можете сравнить свои ответы с ответом на стр. 56.

Жизненный совет

Не раздражайся на погрешающих, на оскорбляю­щих, не имей страсти замечать в ближнем всякие гре­хи и осуждать его, как это обычно нам; всякий за себя даст ответ Богу, у всякого есть совесть, всякий слы­шит Слово Божие, знает волю Божию или из книг, или из разговоров с другими; особенно не смотри зло­намеренно на грехи старших тебя, до коих тебе нет дела, каждый Господеви стоит или падает; ты же грехи свои, сердце свое исправляй.

Проверь себя Вопросы для обсуждения к занятию «Понятие о душе человека»

* Какие выражения с понятием «душа» ты знаешь?

* Как ты понимаешь их?

54

Душа нараспашку.

Так говорят о чистосердечном, прямодушном, откровенном человеке.

Душа не лежит.

Это означает, что нет интереса, склонности, желания, симпатии, доверия к кому-либо или чему-либо.

Душа не на месте.

Так говорят, когда кто-то встревожен, чувствует себя неспокойно.

Душа разрывается.

Так говорят, когда человек испытывает глубокую скорбь, печаль, тяжело переживает что-либо.

Душа ушла в пятки.

Так говорят, когда человек испытывает сильный страх.

Еле-еле душа в теле.

Другими словами - едва живой; так говорят о слабом, больном или уставшем человеке.

Не по душе.

Это означает - не нравится.

Для души.

Другими словами, для удовлетворения внутренних, духовных запросов, потребностей.

От всей души.

Это означает - совершенно искренне, с полной откровенностью, непосредственностью.

За милую душу.

Так говорят в трех ситуациях:

1) с большим удовольствием, желанием, весьма охотно;

2) не задумываясь, без долгих размышлений;

3) вне всякого сомнения; наверняка.

55


Излить душу.

Это означает - откровенно рассказать кому-либо о том, что волнует, что наболело.

Вопросы для обсуждения к занятию «Жизнь по совести»

• Какие выражения с понятием «совесть» ты знаешь?

• Как ты понимаешь их?

Сделать на совесть.

Это означает - хорошо, добротно, добросовестно.

Для очистки совести.

Для того, чтобы потом не винить себя.

Свобода совести.

Это означает - отсутствие ограничений

в исповедании какой-нибудь религии.

Люди с чистой совестью.

Люди, у которых голос Божий ясно звучит в сердце,

и они живут в соответствии с волей Божией.

Испытывать угрызения совести.

Слышать голос Божий в своей душе, который обличает

нас в недостойных поступках, мыслях и чувствах.

Этот поступок лежит на совести.

Греховный поступок, который вызывает угрызения

совести.

По совести говоря.

Говоря по правде, соответственно воле Божией, евангельскому духу.

 

Глава 2

НАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ

Ценности человеческой жизни

 

Какие самые главные ценности в человеческой жизни? Правильность ответа на этот вопрос зависит от того, верит или не верит человек в Бога, в чем он видит смысл своей жизни, на что уповает и на что надеется.

Для православных христиан, а таковыми вот уже тысячу лет являлись наши предки, вопрос предельно ясен и одно­значен. Самой главной ценностью в этом мире является наша бессмертная душа и все то, что способствует ее форми­рованию как образа Божия и развитию по подобию Божию, что дает ей вечную и счастливую жизнь в Боге.

Раньше мы уже с вами говорили о том, что человек со­здан по образу Божию и призван к Богоуподоблению, к обожению. А что значит обожиться? Разве может человек выйти из своего естества и превратиться во всемогущего Творца вселенной? Конечно, нет. Но человек устроен так, что если он захочет и приложит соответствующие усилия, его душа может стать жилищем для Святого Духа. И чело­век, оставаясь самим собой, одновременно исполняется благодатью Божией, этой особой Божественной энергией. Он приобретает мысли и чувства, свойственные Самому Христу, и соответствующие благодатные силы, которые по­зволяют ему чудесным образом воздействовать на окружаю­щий мир. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5, 48), - заповедал людям Иисус Христос.

57


А это значит, что каждый человек призван к святости, к бесконечному духовному совершенству.

Поэтому-то все, что служит этой великой задаче, Богом доставленной перед человеком, и является самой большой ценностью в человеческой жизни.

Итак, ценностями человеческой жизни являются, преж­де всего, ценности духовные. К ним относятся жизнь по за­поведям Божиим и по законам своей совести, искоренение своих недостатков, дурных привычек и страстей, развитие в себе добродетелей, и прежде всего смирения, терпения, люб­ви к Богу и ближним, умения жить не ради себя и своих желаний, а ради других.

Но очень много людей в этом мире живет не по этим ду­ховным ценностям, а по своим телесным и материальным потребностям. Люди думают не о своей душе и вечной жиз­ни, а только о временных материальных нуждах, развлече­ниях и удовольствиях. Это происходит потому, что такие люди или вообще не верят в Бога, или верят неправильно, или не придают духовной жизни свойственного ей, главен­ствующего, значения. Во главу угла жизни таких людей поставлен поиск удовольствий и стремление избежать вре­менных земных страданий. Для них хорошо не то, что дает им вечную жизнь в Боге, а то, что удовлетворяет их времен­ные, сиюминутные телесные потребности и страсти.

 

Высказывания Святых Отцов

Цель жизни обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег, получение почестей. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный, вечный. Делайте добро Христа ради, единственно для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого.

Преподобный Серафим Саровский

58

Назначение человека - быть сосудом и орудием Божества.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Жизнь - ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому живем.

Святая Царица-мученица Александра Феодоровна

?Вопрос к священнику

Что такое жизнь? И зачем мы живем?

Ответ. Что такое жизнь и для чего мы живем, нам до конца не понять, если мы не обратимся к Тому, Кто дал нам эту жизнь. Только Бог, наш Создатель, дает нам пра­вильное и радостное знание о смысле нашей жизни. Только Творец может доподлинно знать, зачем Он со­здал Свое творение.

Как говорят оптинские старцы, «жизнь нам дана для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали вечного царства». Господь хочет, чтобы каждый человек вошел в Царство Небесное, чтобы каждый человек смог спастись. Вот и получается, что смысл жизни в том, чтобы восходить к Богу в этой земной жизни, стать святым, обожиться.

Работа со словарем

Святость — богоуподобление, восстановление образа Божия в человеке, когда человек становится жилищем Духа Святого, богом по благодати.

Стяжание Духа Святого - обретение благодати Божией путем искоренения страстей и приобретения добро­детелей. В результате чего Бог Дух Святой начинает жить в человеке и совершать через него Свою волю.

59


Не спеша подумай

Когда человек кается и изменяет свою жизнь, тогда к нему немедленно приходит божественное утешение вместе с благодатью Божией, которая изменяет его и изгоняет всю его дурную наслед­ственность. Так было со многими людьми, которые стали святыми, хотя прежде они имели множество страстей и дурную наследственность.

Старец Паисий Святогорец

Что такое хорошо и что такое плохо

Извечный вопрос: «Что такое хорошо и что такое пло­хо»? От ответа на него во многом зависит вся внутренняя и внешняя деятельность человека, спасение или погибель его души. Как мы уже с вами говорили выше, согласно право­славному учению, хорошо то, что способствует духовному совершенствованию и спасению души, а плохо то, что вре­дит и мешает этому спасению.

Исходя из этого, многое из того, что людьми современно­го общества почитается достойным и хорошим, на самом деле является плохим и гибельным.

Например, если люди живут идеями потребления и удо­вольствий, то для них самое главное в жизни - деньги, власть, слава, плотские удовольствия. И для достижения этого они готовы на любые, зачастую даже безнравственные, поступки.

Так, мы часто видим, как герой боевика убивает и кале­чит других людей для того, чтобы добыть деньги, стать бо­гатым. Как люди предают друг друга, грабят, воруют, обма­нывают - и все это только для одного: стать богатыми и

60

«наслаждаться жизнью». Часто люди ведут распущенную, безнравственную жизнь, становятся проститутками, банди­тами, наркоманами и алкоголиками, при этом многие из них считают, что живут правильно, хорошо, ибо делают, по их мнению, что хотят и берут от жизни все.

На самом деле они убивают себя духовно и телесно и ни­когда не бывают по-настоящему счастливы. Духовно - пото­му что отдаляют себя от Бога и предают в рабство страстям, физически - потому что порочный образ жизни расшатыва­ет и разрушает психику, подрывает физическое здоровье. Погоня за ложным «счастьем», жизнь по неверным идеалам приводят к духовной гибели грешника, обрекают его душу на вечные муки.

Вопросы на понимание

1. В чем смысл человеческой жизни?

2. Как определить, «что такое хорошо и что такое плохо»?

3. Почему у разных людей разное понимание жизненных ценностей?

 

Жизнь с Богом

Бог создал человека для соучастия в той радости и счас­тье, в котором пребывает Он Сам - Творец вселенной. По­скольку человек создан по образу Божию и призван к Богоуподоблению, то обрести полное счастье, внутренний мир он может, только живя и соединяясь с Богом, идя по пути духовного совершенствования.

Для следования по этому пути человеку дана совесть, даны заповеди, а с пришествием Иисуса Христа - Евангелие и учение апостолов. С момента грехопадения человек стал меньше прислушиваться к голосу своей совести и стал часто

61


поступать наперекор ей. По­этому понадобились внешние законы, которые помогали бы человеку правильно разбирать­ся в том, что хорошо, а что плохо. Так Богом были даны заповеди Моисею, а через него всему его народу. Но люди, как они ни старались, не мог­ли полностью исполнить все законы и постановления Бо­жий, потому что в них жила наследственная склонность ко греху. И только с пришестви­ем Богочеловека Иисуса Хрис­та, благодаря Его крестным страданиям во искупление гре­хов рода человеческого, всем, уверовавшим в Него и крес­тившимся, дана сила до конца побеждать живущий в человеке грех.

Когда человек живет по за­кону своей совести, в общении с окружающими людьми руководствуется заповедями и учением Иисуса Христа, то он живет с Богом. Дух Святой всегда помогает такому чело­веку, и он постепенно просветляется и, в конце концов, ста­новится святым, т.е. исполняет свою главную жизненную задачу.

Но это дается очень нелегко. На пути к святости челове­ку приходится преодолевать различные искушения. Иску­шение - это соблазн, желание поступить по-греховному,

62

а не по-Божиему, чтобы испытать ту сладость и удоволь­ствие, которые может кратковременно принести соделанный грех. И действительно, при совершении греха человек обыч­но испытывает плотское возбуждение, своеобразную плотс­кую радость. Но она быстро проходит, и в душе остается только пустота и горечь от содеянного греха.

Например, мама запретила брать конфеты, но, когда она ушла на работу, дети тайком вскрыли коробку со сластями и съели часть конфет. Когда они ели, им было вкусно, и они испытывали удовольствие. Но потом стало стыдно, что не послушались маму. Долгое время еще мучил страх, что ско­ро родители узнают о проступке и будут ругать и накажут за это, по сути дела, воровство.

Соблазн в данной ситуации состоял в том, что детям хо­телось получить удовольствие от конфет, но это было запре­щено мамой. Если бы дети преодолели свое желание ради послушания родителям, то они не совершили бы грех, а, наоборот, укрепили бы в себе добродетель терпения и по­слушания.

Закон духовной жизни гласит, что каждая победа над со­блазном, искушением укрепляет добродетели человека, уве­личивает его духовную силу, и, наоборот, каждый грехов­ный поступок усиливает страсти и власть греха (диавола) над человеком. Бог всегда помогает в борьбе с соблазнами и грехом, но человек при этом борется сам. И еще: каждому человеку Богом попускаются только такие искушения, ко­торые он может перенести. Может быть, на пределе своих духовных сил, но не выше их. Именно в борьбе с искушениями и соблазнами, при преодолении их, и проис­ходит духовный рост человека, его преобразование по подо­бию Божиему.

63


Вопросы на понимание

1. Зачем человеку жить по заповедям Божиим?

2. Что такое искушение и соблазны?

3. Нужно ли бороться со своими греховными желаниями или можно жить, как захочется?

4. Что дает преодоление искушений?

5. Какой закон духовной жизни ты знаешь?

6. Помогает ли нам Бог при борьбе с искушениями и соблазнами?

7. Что значит жизнь с Богом?

Что значит предать свою жизнь Господу Богу?

высказывания Святых Отцов

Бог есть всякое благо и, вселяясь в душу, ис­полняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество.

Святитель Григорий Богослов

Отчего вся природа и все в природе мудро и в порядке изумительном круговращается? Оттого, что Сам Творец ею распоряжается и ею управляет. Отчего в природе че­ловека - венца творения - столько беспорядков? Отчего в жизни его столько неустройств и безобразий? Оттого, что он сам вздумал распоряжаться собой, помимо воли и разума Творца своего. Человек - грешник! Предай всего себя, всю свою жизнь Господу Богу твоему, и вся жизнь твоя будет круговращаться в мудром, прекрасном, вели­чественном и животворном порядке, и вся она будет прекрасна, как у святых Божиих человеков, кои предали себя всецело Христу Богу и коих Церковь предлагает нам ежедневно в пример для подражания.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими

К сожалению, большинство людей современного общества живут, не соблюдая заповеди Божий и не слушая голоса сво­ей совести. Живут чисто плотскими интересами, не помыш­ляя о духовной жизни и преобразовании себя по образу и подобию Божию. Смысл своей жизни такие люди видят в наиболее полном удовлетворении всех своих желаний и страстных стремлений. Это, по их мнению, и является сча­стьем.

Но так как материальные интересы у разных людей час­то совершенно противоположны, то они вступают друг с другом в конфликты, ненавидят и даже убивают друг дру­га. И действительно, если самое главное в этой жизни - мое «Я», мои желания, мои удовольствия, то что мне до других, до их забот и страданий? Другие люди при этом рассматри­ваются или как возможный источник удовольствий, или как пустое место, если они не затрагивают интересов данно­го лица, или как досадная помеха на пути к поставленной цели.

Естественно, при таком отношении к окружающим лю­дям ни о какой настоящей любви, жертвенности, искренней заботе об окружающих не может быть и речи. «Мой дом -моя крепость», «это твои проблемы» - такие отношения между людьми все в большей и большей степени становятся порочной нормой.

Когда человек в своей жизни преследует только две цели: поиск удовольствий и стремление избежать страдания, то страдание и горе становятся неизбежными спутниками об­щества, где живут подобные идеалы.

Дело в том, что заповеди Божий являются главными за­конами духовной жизни. И по своей значимости они не

 

65


только равны законам материального мира, но и превыша­ют их. Так, если человек не будет жить соответственно с законами материального мира (например, попытается ды­шать под водой), то он неизбежно погибнет. Точно так же, если человек нарушает заповеди Божий, то он лишается Божественной помощи, искажает свою внутреннюю сущ­ность и обрекает себя на духовную, а зачастую и физичес­кую погибель. На духовную - потому что лишает себя гря­дущего Царства Небесного, а на физическую - потому что от него отступает Ангел-хранитель, и он отдает себя во власть сатаны. Падший же дух может только разрушать и разрушаться, поэтому и все его вольные и невольные после­дователи обречены на неизбежную гибель.

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими, не может принести счастье. Ведь счастье человека не зависит от ко­личества имеющихся у него денег или другого имущества. Счастье - это внутреннее состояние человеческой души, которое может быть только у того, кто живет с Богом, живет по Его заповедям. Потому что источник настоящего счастья - это Бог, и жизнь, чуждая Его, счастья принести не может.

ВОПРОСЫ на понимание

1. Чем по своей сути являются заповеди Божий?

2. Чем вызвана необходимость соблюдения заповедей?

3. Почему многие люди не соблюдают заповеди Божий?

4. Что такое счастье? При каких обстоятельствах возможно достижение счастья всех людей нашего общества?

5. К чему приводит жизнь без Бога?

 

66

 

Задание

Прочти еще раз заповеди Божий и постарайся выучить их наизусть.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу и что в воде ниже земли; и не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Вог твой.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, и день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть пер­вая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлю­би ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди Божий - это духовные законы нашего мира, и нарушение их приводит к духовной, а часто и физической гибели. Поэтому их надо не только знать, но и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: