Тема 1: Определение и характеристика услуг с экономической точки зрения.
Роль услуг для мировой и российской экономики.
Одной из тенденций в современной мировой экономике стало феноменальное расширение сферы услуг. Расширение потребления услуг в экономически развитых странах называют одним из самых значительных явлений в экономической жизни второй половины двадцатого века.
Резко возросло значение секторов услуг в экономике практически всех стран – как развитых, так и развивающихся. Особенно это заметно при рассмотрении структуры занятости населения в сфере услуг, которая существенно компенсировала снижение занятости в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности.
Углубление процессов международного разделения труда и повышение степени интегрированности национальных экономик в мировое хозяйство кардинальным образом изменили ситуацию в отношении международной торговли услугами. В 70-е – начале 80-х годов 20 века в торговой политике ряда стран и, прежде всего, США, заметно возрос интерес к сфере услуг. До этого торговые интересы государств ограничивались теми секторами услуг, которые прямо связаны с движением товаров во внешней торговле, а также международными морскими перевозками. Большинство видов услуг в международном обороте практически не были представлены.
|
|
К началу 1980-х годов значение международной торговли услугами для внутреннего экономического роста и повышения конкурентоспособности товаров промышленного и сельскохозяйственного производства стало очевидным. Банковские услуги, страхование, операции на рынке ценных бумаг, авиаперевозки, строительство, обработка данных, телекоммуникационные, лизинговые, инжиниринговые услуги преодолели национальные границы. Этим изменениям способствовали следующие экономические предпосылки:
Во-первых, возросла роль услуг, которые используются в качестве вводимых ресурсов производства (производственные услуги) – например, проектно-конструкторские разработки, подготовка технико-экономичес-кого обслуживания производства, исследование рынка, обслуживание вычислительной техники, разработка программного обеспечения и обработка данных, бухгалтерский учёт, консультирование в области управления и оптимизации деятельности предприятия, юридическое обслуживание, консультирование по вопросам сбыта, транспортировка, реализация продукции [1]. Производственные услуги выделились в самостоятельный сектр и стали широко использоваться предприятиями на контрактной основе. В результате возникли новые рынки услуг – например, вместо содержания собственного штата высококвалифицированных специалистов в области информатики предприятиям стало выгоднее заказывать разработку необходимого программного обеспечения специализированным фирмам. Широко известна практика обслуживания одним бухгалтером нескольких небольших фирм на контрактной основе.
|
|
Предприятия обрабатывающей промышленности получили возможность удовлетворять спрос без дополнительного инвестирования и расширения постоянного штата сотрудников, а также выбирать наиболее выгодного поставщика услуг, что позволило существенно сократить производственные издержки. В свою очередь секторы услуг производственного характера смогли повысить эффективность на основе специализации.
Во-вторых, технологическая революция, в первую очередь в области телекоммуникаций и информатизации, существенно расширила возможности оказания привычных услуг и даже вызвала к жизни ряд новых. Для оказания многих из них в режиме реального времени уже не требуется физическое присутствие поставщика и потребителя в одном месте. Круг подобных услуг постоянно расширяется – например, многие виды финансовых услуг оказываются на расстоянии посредством телекоммуникаций. Объём одной только, так называемой, электронной торговли составляет, по некоторым оценкам, около 132 млрд. долл. в год или 0,4 % от суммарных продаж в мире [2]. На пороге третьего тысячелетия отсутствие развитой инфраструктуры телекоммуникаций означает отсутствие доступа к всё большему числу рынков. Информация, скорость её получения и соответственно услуги в области информатизации стали ключевым фактором повышения конкурентоспособности в любом секторе экономики.
В-третьих, технический прогресс приводит к трансформации неконкурентных рынков, которые существовали в ряде важнейших секторов услуг в конкурентные (например, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям). В свою очередь развитие конкуренции на внутренних рынках создало предпосылки для выхода на эти рынки иностранных поставщиков соответствующих услуг.
В-четвёртых, появление во многих секторах услуг, особенно в финансовой сфере, крупных транснациональных компаниях одновременно и результат указанных тенденций, и катализатор международной торговли услугами. Крупные фирмы для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрикорпорационных потоков заинтересованы в устранении барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран.
Таким образом, судьба услуг как предмета многосторонних обязательств в рамках международной торговой системы к концу 80-х годов была предопределена.
Тенденции роста сектора услуг наблюдаются и в экономике России, о чём свидетельствуют статистические данные. Так производство услуг в объёме внутреннего валового продукта составило: в 2002 году – 4166,8 млрд. руб. или 52,9 %, а в 2003 году – 5186,6 млрд. руб. или 53,4 %. Чем обусловлено такое явление экономической действительности? В экономической литературе приводятся различные причины, к их числу относят: растущее благосостояние народа; сокращение времени обслуживания домашнего хозяйства за счёт сферы услуг, что повышает качество жизни населения; появление совершенно новых видов товаров и усложнение известных, что требует обеспечения их квалифицированным техническим обслуживанием. Быстрое развитие бизнеса услуг в России связывается также с тем, что эта сфера является привлекательной для предпринимателей, так как в целом ряде случаев не требует значительного стартового капитала.
Для организации деятельности обслуживающего предприятия нужны минимальные средства, значительно меньшие, чем в сферах материального производства, а российская финансово-кредитная система пока не способствует получению таких средств.
Таким образом, сфера услуг является перспективным, быстрорастущим высокодоходным, с гарантированно высоким числом рабочих мест сектором экономики, который в результате действия субъективных и объективных факторов, является на сегодняшний момент наиболее приоритетным объектом предпринимательской деятельности.