Экономическое определение услуги

По мнению многих специалистов, термин «услуга» впервые был введён Ж.-Б. Сэем в 1803 году. В своих трудах он писал о существовании нематериального богатства наряду с материальным и рассматривал термин «услуга».

Приведём ряд их суждений, в которых даётся понятие услуги. По мнению Е. Г. Решетниковой, под услугой понимается форма экономических отношений по поводу конкретной трудовой деятельности, в процессе которой создаётся специфическая потребительная стоимость [3]. Услуга, в понимании В. Д. Марковой, - это все виды полезной деятельности, не создающие материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта [4]. Акцент в определении услуги как экономической категории в определении Я. Ф. Фархтдинова смещён в сторону услуги как потребительной стоимости, которая создаётся трудом вследствие присущего ему полезного характера и поддаётся учёту, плановому распределению, но реализуется не как товар, не может накапливаться и размещаться в хранилищах [5]. По Ф. Котлеру, услуга – это любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо [6]. Широкую интерпретацию услуг даёт Т. Хилл. Услуга – изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, с предварительного согласия первой. Широко цитируются в экономической литературе опубликованное в журнале «The Economist» определение: «Услуга – это всё, чем торгуют, но что не может упасть вам на ногу» [7]. По иному определял явление услуг Э. М. Агабабьян: «Под услугой следует понимать полезный эффект, который возникает в результате процесса труда как целесообразной деятельности. Полезный эффект есть совокупность полезных свойств, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности человека. Полезный эффект и есть потребительная стоимость, которая называется «услугой» лишь потому, что природа определённых потребностей человека делает носителем полезных свойств само протекание процесса производства (труда). Предметом потребления человеком, следовательно, может быть само протекание процесса производства какого-нибудь полезного эффекта» [8]. Такие авторы как А. Бабич, В. Егоров и В. П. Красовский пришли к следующей позиции, что услуга – есть определённая деятельность с целью удовлетворения каких-либо потребностей, или комплекс мероприятий, способствующих удовлетворению определённой потребности [9],[10].

Таким образом, весь приведённый анализ экономической природы услуг позволяет сделать следующий вывод, что четкого единого и ясного определения «услуги» в экономической теории не существует. Но из вышеприведённых точек мнения можно выделить специфические признаки услуг. Они следующие:

1) неосязаемость, отсутствие овеществлённого результата;

2) невозможность накапливания, складирования впрок;

3) производство и потребление осуществляется одновременно;

4) потребитель участвует в производственном процессе;

5) непосредственно индивидуальное назначение – услуга выполняется каждый раз для определённого потребителя, исходя из его желаний и запросов.

Рассмотрим ряд услуг на соответствие приведённым признакам. Парикмахерские услуги, массаж, медицинские услуги, образование, посещение театров и кино, консультационные услуги, юридические, информационные и прочие. При всём их разнообразии, все они имеют основные характеристики, которые как объединяют их, так и отличают от товара:

-эти услуги невозможно заранее продемонстрировать, увидеть, попробовать, транспортировать и т. д. Это вызывает проблемы, связанные с риском как покупателя, так и продавца услуг. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продаётся до приобретения услуги, и он вынужден верить продавцу на слово. У продавца возникают проблемы, связанные с невозможностью показа своего товара клиентам, с необходимостью объяснения клиентам того, за что они платят деньги и тем самым привлечь их;

- специфика производства услуг заключается в том, что в отличие от товаров услуги нельзя произвести впрок и хранить. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения, производство и потребление услуг тесно связаны и не могут быть разорваны. Следствием одновременности производства и потребления услуги является изменчивость исполнения услуги. Важным источником изменчивости услуг является сам покупатель. Это объясняет высокую степень индивидуализации услуг в соответствии с требованиями потребителя и делает невозможным массовое производство для многих услуг.

Таким образом, приведённые примеры услуг обладают свойствами неосязаемости, неотделимости от источника, несохраняемости, индивидуальности, то есть полностью соответствуют признакам услуги. Но далеко не все виды услуг подчиняются известному описанию. К примеру, медицинские услуги могут иметь своим конечным результатом изготовление конкретной вещи – зубного протеза; услуги ателье – пошив швейных изделий или вязание трикотажных изделий; услуги фотоателье – изготовление фотографий; техобслуживание бытовой аппаратуры, ремонт автотранспортных средств – наиболее вероятная замена непригодных деталей или узлов; ремонт и строительство жилья – непосредственно само здание или помещение.

Так в настоящее время услуги могут иметь своим результатом вполне определённую вещь, достигая при этом максимальной тождественности с физическим товаром. Один и тот же вид услуг равнозначно может приводить как к овеществлённому результату, так и иметь своей конечной целью саму деятельность по оказанию услуг. То есть, даже если медицинская услуга имеет овеществлённый результат, то трактоваться это будет как медицинская услуга, так как этот результат будет часть единого целого, процесса, связанного с проведением различного рода медицинских обследований, хирургического медикаментозного лечения непосредственно связанного с самим потреблением услуги. Такой же точки зрения придерживается О. Е. Токарева. Она пишет: «Часто с прекращением деятельности, оказывающей услугу, исчезают и сами услуги (врача, артиста, учителя). Но из этого не следует, что труд работника сферы услуг не может быть воплощён в той или иной конкретной вещи. Услуги могут быть материальными и нематериальными. Материальные это услуги транспорта, связи снабжения, торговли, сбыта, коммунального и жилищного хозяйства, бытового обслуживания, средств массовой информации. То есть те услуги, при производстве которых, труд, потреблённый в качестве деятельности, одновременно материализовался в своём предмете. Нематериальные услуги - это юридические, финансовые, образовательные, медицинские. Эти услуги не связаны с созданием или восстановлением потребительных стоимостей предметов, то есть они не принимают вещной формы, не существуют отдельно от исполнителя, потребляются в процессе производства» [11].

В современном экономическом словаре Райзберга Б. А. услуги трактуются как «виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создаётся новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Само оказание услуг создаёт желаемый результат» [12].

То есть, кроме услуг в виде непосредственной деятельности, есть услуги, полезный эффект которых состоит в приспособлении уже созданной вещи к потребителю. Особенность этих видов труда – их овеществляемость. Теоретически их можно отнести к материальному производству.

Идеи разделения услуг на материальные и нематериальные придерживается и А. Маршалл: «Непроизводственная сфера не едина по своей природе. Внутри неё проходит определённая граница, которую нельзя упускать из виду. Одна из областей сферы услуг, куда включаются услуги здравоохранения, бытовые услуги, пассажирский транспорт, связь и т. д., тяготеет к материальному производству, другая же, в которую входят услуги образования, наука, искусство и др., является, если так можно выразиться, непроизводственной сферой» [13].

Некоторые экономисты оспаривают такой принцип услуги как одновременность её производства и потребления. Так, например, Д. С. Ушаков пишет, что принципиальным различием между непроизводственной сферой 1-го (материальные услуги) и 2-го вида (нематериальные услуги) является положение человека в процессе осуществляемой целесообразной деятельности. Если рассмотреть непроизводственную сферу 1-го вида, то можно увидеть, что в ней нет принципиальных отличий от сферы материального производства. Человек, на которого направлено воздействие, является предметом труда – в парикмахерской, в кабинете массажа, у зубного врача и т. д. Здесь осуществляется воздействие на человека как на объект, и результат такого воздействия воспроизводим, как и в материальном производстве.

Услуга не потребляется в процессе её создания: девушка идёт в парикмахерскую не для того, чтобы посидеть в кресле парикмахера: результат услуги – оригинальная причёска – используется впоследствии, а не в процессе её производства.

Средства труда используются в целом в пропорционально полученным результатам, и процесс оказания услуги есть процесс их потребления не в большей мере, чем процесс потребления в рамках любого материального производства.

Предмет труда – человек, результат труда воспроизводим, услуга потребляется после её производства, имеется связь между затратами и результатами, имеются общественно необходимые затраты труда, и, как следствие, имеется их стоимость. Поэтому непроизводственная сфера 1-го вида фактически есть под отрасль материального производства [14].

Бесспорно, существует немало услуг, оказание которых сопровождается присутствием материально-вещественных объектов или происходит при помощи таких объектов. Кроме того, услуги могут получить материальный носитель и существовать самостоятельно. К примеру, услуги могут материализоваться в программном продукте, видеокассетах, кинофильмах, скульптурах, художественных картинах. Но в этом случае качество материального носителя играет не доминирующую роль. Полезный эффект услуги будет определяться главным образом качеством передаваемой информации, содержанием социального и художественного образа.

По мнению автора, свойства услуги – неосязаемость, нехранимость, одновременность производства и потребления, обязательное присутствие потребителя, индивидуальность – никоим образом нельзя абсолютизировать. При современном высоком уровне научно-технического прогресса, сложной инфраструктуре любого сектора экономики осталось относительно небольшое количество видов услуг в, так называемом, «чистом» виде, которым были бы присущи все указанные характеристики без исключения. С одной стороны, многие производители услуг свою основную деятельность сопровождают продажей физических товаров, с другой стороны, большинство промышленных предприятий также предоставляют целый ряд услуг. Таким образом, свойства услуги могут быть присущи ей в большей или меньшей степени, то есть, быть в определённом диапазоне.          

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: