Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

Содержание

Введение

1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных

3. Структура и основные требования отчета о социологическом исследовании

Заключение

Список используемой литературы

 



Введение

 

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей, гипотез, построения теоретических моделей. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

 



Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

 

Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля над качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов.

Вначале проверяется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости исправляется. Например, на вопрос: «Знаете ли вы основные условия, заложенные в трудовом договоре?» чаще всего отвечают: «Да, знаю». Но далее в анкете стоит открытый контрольный вопрос: «Если знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается незаполненным. В этом случае альтернативу «да, знаю» надо зачеркнуть и отметить другую, скорее всего «нет ответа», «затрудняюсь ответить» и т.п. Затем подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10-15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку «нет ответа», и анкета идет на обработку на ЭВМ.

Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик (пол, возраст, образование), если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива.

Допущенные к обработке документы нумеруются, в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив передается кодировщикам. Но перед тем, как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило составляется не менее пяти шифров-кодов. Выше уже приводился один из открытых вопросов: «Если вы знаете, назовите, пожалуйста». Ответы могут быть самыми разнообразными: от полных, глубоких, обстоятельных, до ответов схем. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос. Обычно кодировка таких ответов проходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений каждого варианта – частота его повторения. Затем варианты группируются по смысловой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика набирается четыре-пять, и каждой из них присваивается свой шифр или код.

Кодировка выступает связующим звеном между качественной и количественной информацией. На данной основе как раз и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память машины. Если во время кодировки произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называются социологической информацией. Решение о способе обработки инструментария принимается заранее. При опросе 60 – 70 человек обработку вполне можно провести вручную на микрокалькуляторе. Если анкета сравнительно невелика (содержит до 20 вопросов), то ручная обработка возможна при наличии 200-350 анкет. Но если в инструментарии более 20 вопросов, тогда предел для ручной обработки – 100-200 анкет. При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, поэтому здесь нужна помощь программиста.

Каждый вопрос в анкете или бланке интервью представляет собой в определенной степени шкалу измерений. Единицами измерений выступают соответствующие альтернативы (позиции), варианты ответов. По эти позициям (вариантам ответов) проводится группировка респондентов. Кроме того, определенную шкалу измерений представляют объективные характеристики опрашиваемых, их субъективные оценки, предпочтения и пр.

Измерение производится с помощью различных шкал, которым соответствуют различные правила математического анализа данных. В социологических исследованиях применяются, как правило, шкалы трех основных типов: номинальная, ранговая (порядковая) и интервальная.

Простейшая шкала – номинальная. Чаще всего она фиксирует (отражает) дихотомичный ответ: «да» или «нет», «тепло» или «холодно». Применяя ранговую шкалу, можно зафиксировать более определенное состояние, определяющее ранжированное распределение типа «холодно» - «тепло» - «горячо». Но цифровые величины пока отсутствуют. Если же мы точку замерзания воды примем за нуль, а точку кипения (пар) за 100 и расстояние между этими точками разделим на 10 равных интервалов, то получим интервальную шкалу.

Номинальной шкале в анкете обычно соответствуют вопросы, способствующие выделению мнений, установок, объективных характеристик респондента (пол, возраст, национальность и т.д.). Ранговой шкале (порядковой) соответствует основное число вопросов анкеты или бланков интервью. Варианты ответов в вопросе распределены в строгом порядке убывания или возрастания интенсивности признака. Интервальная шкала более детальна, глубока. Она допускает обстоятельную математическую обработку информации. В социологическом исследовании с ее помощью измеряются те характеристики, которые можно выразить числами: возраст, образование, стаж работы и др. По этой шкале возможно вычисление различных величин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: