Проблема конфликта и его преодоления в психолого-педагогической литературе

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

Учебная дисциплина

«Педагогическая психология»

 

 

Методы разрешения межличностных конфликтов в коллективах старшеклассников

Контрольная работа

 

 

                                                                                    

студентки 2 курса, группы Д981У
Желтухиной С.Н.

 

Руководитель:

Ст. преподаватель  Федотова Г.Р.

 

Казань, 2009 г.

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
1. Проблема конфликта и его преодоления в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….5

2. Межличностные отношения как фактор развития личности подростка...11

3. Теория и методика преодоления конфликтов в системе отношений старшеклассников……………………………………………………...............16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…..24

 




Введение

    В подростковом возрасте происходят очень серьезные физиологические и психологические изменения в очень короткие сроки. Это в свою очередь имеет очень плодотворную почву для появления и развития конфликтного поведения, которое в дальнейшем может перерасти в более серьезные формы его выражения, например преступная деятельность. Следовательно, необходимо изучать конфликтное поведение и учить подростков разрешать конфликтные ситуации. Историческая практика показывает ограниченность социальных утопий, мифологичность бесконфликтного бытия, абсурдность развития, лишенного в своей глубинной основе борьбы противоположностей. Необходимо признать, что естественное развитие социальных систем всегда сопряжено с конфликтами как на макро -, так и на микроуровне. Человек не в состоянии осознать собственные позиции, интересы, прибли­зиться к постижению таких понятий, как Свобода и Воля, без переживания социальных, межличностных и внутриличностных коллизий. Нынешняя молодежь, особенно учащиеся старших классов оказались в тяжелом положении. Большинству из них предстоит искать и добиваться своего места в жизни в условиях социальной неопределенности, эмоциональной напряженности, жесткой конкуренции. Положение усугубляется тем, что имеется серьезный дефицит позитив­ного воздействия на детей всех институтов социализации - семьи, учреж­дений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений. Рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса. Руководители школ легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской и комсомольской, но и вообще от всех детских самодеятельных объединений. Произошли изменения в системе отношений воспитателей и воспитанни­ков. Отношения стали более раскованными, но менее доверительными. Зна­чительно возросло количество межличностных конфликтов среди старшеклассников. Учителя, представители школьной администрации и родители признают свою компетентность в данном вопросе недостаточной. Это подтверждается и тем, что в рамках учебно-воспитательного про­цесса предметом пристального внимания по-прежнему остаются конфликты поведения или невыполнения домашних заданий, в крайнем случае эмоционально-личностные столкновения учителей и учащихся. По мнению же стар­шеклассников, межличностные конфликты между учащимися привлекают вни­мание воспитателей лишь став очевидными и приобретя открытый и публич­ный характер.

Предприняв анализ состояния проблемы конфликта,  как в зарубежной, так и в отечественной педагогической, философской, психологической литературе можно утверждать, что проблематика конфликта уже долгие годы привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей (Бодалев В.А., Божович Л.И., Донченко Е.А., Донцов А.И., Кабанофф Б., Ковалев А.Г. Кон И.С., Кричевский P.Л, Кроник А.А., Левин К., Петровская Л.А., Рояк А.А., Робер М.А., Рыбакова А.А., Смолин Г.Л., Тильман Ф., Ященко М.М.). Однако,  наиболее изученными и широко представленными в психолого-педагоги­ческой литературе являются преимущественно негативные, деструктивные стороны и последствия конфликтов, тогда как конструктивный потенциал межличностных конфликтов изучен слабо. По сути дела, отечественная конфликтология как научная дисциплина только начинает оформляться. Актуальность и неразработанность в педагогической теории проблемы конфликта в современных условиях определили тему нашего исследования.

   Целью нашей работы является рассмотрение проблемы межличностного конфликта в системе отношений старшеклассников.

 

 

Проблема конфликта и его преодоления в психолого-педагогической литературе

Как показал анализ, понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Имеют место различные подходы к рассмотрению конфликта. Проблематика конфликта широко представлена в исследованиях различного рода коллективов и групп: спортивных, научных, семейных, производственных, учебных, детских. Несмотря на большое количество работ, процесс становления понятийного аппарата продолжается, а общая концепция и теория конфликта далеки от своего завершения. Большинство исследователей рассматривают меж­личностные конфликты как ситуацию, возникающую в процессе межличностного общения людей и выражающую столкновение их взглядов, способов поведения, установок.

   Анализируя подходы к изучению конфликтов, обнаруживается разнообразие теоретических позиций и объектов исследования у различных авторов, которые можно условно подразделить на:

- исследование взаимоотношений и взаимодействий в группах различ­ного уровня в условиях совместной деятельности;

- работы, посвященные развитию теоретической концепции конфликтов и их типологизации;

- изучение конфликтов с помощью методов математического моделиро­вания;

- исследование реальных конфликтов в моделируемых условиях.

    Изучая различные воспитательные факторы, программируя их в плане предупреждения, преодоления межличностных конфликтов, педагогика сти­мулирует соответствующую деятельность общества. При этом педагоги­ческая теория опирается на кардинальные философско-социологические (В.Ф. Асмус, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, Э.В. Ильенков, П.В. Копнин), психологические (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, A.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн) положения.

     Разработке методологических, теоретических и методических основ воспитания посвящены труды О.С. Богдановой, Е.А. Бодиной, А.Л. Бугаевой, Г.Е Волкова, Л.Ю. Гордина, Е.С. Дежниковой, С.А. Козловой, Ф.Ф. Королева, В.М. Коротова, К.В. Кулаева, Б.Т. Лихачева, Э.И. Моносзона, И.А. Невского, В.И. Петровой, Р.М. Роговой, Е.М. Торшиловой, Г.Е. Филонова, Б.П. Юсова и др.

   Вопросы активизации самой личности как субъекта предупреждения, преодоления, разрешения межличностного конфликта, воспитания в стар­шеклассниках толерантности нашли отражение в работах А.О. Зосимовского, И.С. Кона, М.Е. Кульпединовой, А.В. Мудрика, А.А. Остапец-Свешникова, В.А. Петровского, В.А. Сухомлинского, М.Е Ященко и др.

   Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной изучению различных форм поведения учащихся показывает, что практически общепри­нятой является мысль об объективной основе межличностных конфликтов в системе отношений школьников. В последнее время все чаще в литературе высказывается мысль о том, что межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов и ценностных ориентации.

    Принято различать конструктивный (стимулирующий развитие) и деструктивный (тормозящий развитие) конфликты. Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта, где выделяется объект и стороны конфликта. В школе одним из объективных оснований для конфликтных ситуаций является ролевая ассиметрия участников педагогического процесса, когда за учеником закрепляется роль пассивного участника, готового лишь к восприятию информации.

   Структура конфликта по мере своего развития может изменяться: в ней может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники.

 Продуктивный или конструктивный конфликт - конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность психолого-педагогических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности. Проблемно-поисковый, проблемно-ориентированный межличностный конфликт представляет собой поиск или исследование проблем и причин межличностных столкновений в условиях учебно-воспитательного процесса (столкновение по поводу проблемы столкновения). Это  позволяет эмоционально-оценочные межличностные столкновения преобразовать в эмоционально - интеллектуальные, рефлексивно - анали­тические, способствующие личностному развитию участников взаимодействия.

   Конфликтный процесс в целостности и единстве его объективных и субъективных компонентов можно представить в системном описании деятельности субъекта. Личность являет собой многослойную структуру, где представлены и в различные моменты активизируются в разной мере слои психофизиологический, эмоционально-волевой, рациональный, идеологи­чески мировоззренческий, отсюда процесс осознания и эмоционального отношения к противоречивым положениям представляется как процесс сложно­го взаимодействия личностных черт с образами объективной действительности

   Модель деятельности личности в таком случае наиболее обобщено можно изобразить при помощи следующих ступеней: 1) осознание ситуации; 2) борьба мотивов; 3) целеполагание; 4) выбор средств; 5) акт действия. Конфликт таким образом можно представить как состояние личности, охва­тывающее все уровни ее сознания, ее эмоциональной и волевой сферы, приводящее в активное состояние чувство долга, совести, ответственности.

Сложность изучения структуры межличностного конфликта заключается в противоречивости их объективации. Не всегда интенсивность конфликта в индивидуальном сознании находит свое прямое и непосредственное воплощение в поступках и действиях личности; видимое его проявление зачастую не совпадает с сущностью, что существенно осложняет процесс преодоления и предупреждения межличностных конфликтов.

Остается нерешенной окончательно проблема типологизации и классификации конфликтов. Принципы классификации могут быть самыми различными: 1) по сферам деятельности; 2) между различными уровнями исполнения деятельности или различными уровнями сознания (теоретического и обыденного, общественного и личного); 3) по стадиям и ступеням проявления; 4) по содержанию (конфликт между знанием и реальным поведением, между целью и средствами ее достижения, между мотивам и результатами деятельности, между устоявшимися ценностями и новым опытом и т. д.);  5) по субъектам, носителям конфликтной ситуации (между обществом и личностью, коллективом и личностью, между отдельным людьми.); 6) по характеру ("открытые", "закрытые", "внутренние", "внешние"); 7) по типам отношений, возникающих между субъектами и т. д.

Однако, множественность классификаций не раскрывает эффективных способов преодоления и предупреждения межличностных конфликтов, которые, как показывает педагогическая практика, до сих пор заключаются в основном либо в подавлении конфликтов, либо в примирении враждующих сторон, либо в изъятии конфликтогенных факторов (например, педагоги - новаторы сами выдавали детям карандаши, чистые листочки, рассаживали учащихся по одному за партой и т.д.), что, по нашему мнению, не более чем "исцеление возникшей диссоциации", стремление восстановить состояние, предшествующее размежеванию, вызванному конфликтной ситуацией.

     Предупреждением межличностного конфликта, с нашей точки зрения, должно стать конструктивное изменение отношений и качеств всех участников конфликтной ситуации, вплоть до нового уровня целостности личностных возможностей каждого субъекта.

Детерминация межличностного конфликта определяется взаимодействием объективных и субъективных факторов: первые создают потенциальную возможность конфликта, вторые - особенности его протекания. Конфликтогенные факторы можно подразделить на:

- факторы макро- и микросоциальной среды;

- личностные особенности учащихся старших классов;

- особенности организации и протекания совместной деятельности;

- особенности мотивационной сферы членов группы и динамика мотивов в условиях совместной деятельности.

Межличностный конфликт в системе отношений старшеклассников необ­ходимо рассматривать в общем контексте воспитательного процесса в рам­ках жизнедеятельности школы как социально-педагогической целостности. Поэтому педагогический подход к проблеме должен включать в себя изуче­ние возрастных особенностей конфликтного поведения и условий эффективного предупреждения конфликтов с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.

Под предупреждением межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников имеется в виду деятельность педагога, направленная на:

- предотвращение возникновения конфликтных ситуаций, способных привести к деструктивному межличностному конфликту;

- на создание условий для преобразования деструктивных межличност­ных конфликтов в конструктивные, в проблемно-поисковые;

- на развитие у старшеклассников навыков конструктивного преодоле­ния межличностных конфликтов.

  Межличностный конфликт с точки зрения педагога представляет собой аффективно детерминированную модель социального поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения и ценностных ориентации, мотиваций и формами отстаивания интересов, где субъектами системы отношений могут являться учащиеся, педагоги, родители и школьная администрация. На практике часто встречаются различные варианты взаимосочетаний перечисленных субъектов.

   В педагогической литературе сложилась тенденция рассматривать межличностные конфликты в системе учитель - ученик, тогда как межличностные конфликты в среде учащихся различных возрастных групп, особенности их возникновения, протекания и преодоления изучены недостаточно. Боле того, в процессе исследования выявлено, что в большинстве случаев учащиеся вообще не обращаются к учителям за помощью в разрешении межличностных конфликтов в силу целого ряда причин (не доверяют, не видят возможности получения эффективной помощи и т. д.).

  Обобщая результаты анализа можно заключить, что межличностный конфликт в общеобразовательной школе - явление неизбежное, сложное и закономерное, вытекающее из глубинных основ педагогического процесса, поэтому он должен стать предметом изучения специальной научной дисциплины - педагогической конфликтологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: