Теория и методика преодоления конфликтов в системе отношений старшеклассников

Межличностные конфликты среди учащихся старших классов имеют объективную основу, заключающуюся в условиях организации учебно-воспита­тельного процесса, социально-психологических характеристиках старшек­лассников, в их личностных, индивидуально-психологических и возрастных особенностях. Межличностные конфликты могут оказывать как негативное, так и позитивное влияние на развитие отдельных учащихся и классных коллективов в целом.

Изучение условий возникновения, динамики и разрешение межличностных конфликтов в среде старшеклассников позволило условно выделить мотивационный, когнитивный, организационный и деятельностный аспекты межличностных конфликтов. Выявлено, что собственно межличностный конфликт развивается тогда, когда возникающее в одном или нескольких из указанных сфер - мотивационная, когнитивная, организационная, деятельностная - столкновение несовместимых тенденций участников межличност­ных отношений переходит в их аффективно-эмоциональную сферу. Вовлеченность в орбиту межличностных столкновений эмоциональных отношений приводит к тому, что конфликтные отношения приобретают тотальный характер, распространяясь на мотивационную, когнитивную организационную и деятельностную сферы. Переход конфликтных отношений в эмоциональную сферу искажает процессы восприятия и понимания оппонентов, приводит к отвержению и неприятию его мнения, целей и ценностей, разрушает сов­местную деятельность, негативно влияет на организационные компоненты взаимодействия.

Причины конфликтов и методы их предупреждения отражены в таблице 2.

 

Таблица 2

Причины конфликтов и методы их предупреждения.

Вид Источник Причина Методы предупреждения
Когнитив­ный Непонимание; недостаток информации; "испорченный телефон". Ошибка в интерпретации; неправильное реагирование. Прояснения понятий, позиций, отношений; обеспечение обратной связи; сбор недостающей информации.
Мотивационный Конкуренция, переходящая в конфронтацию. Столкновение намерений, устремлений. Прогнозирование перспективы, в условиях групповой дискуссии; совместное решение проблемы конструктивной конкуренции или кооперации.
Деятельностный Неэффективная кооперация, несогласованность. Неудовлетворенность отношением затрат к результатам совместной деятельности. Повышение эффективности совместной деятельности
Организационный Несовместимость, неконгруэнтность Несоответствие индивидуальных возможностей и возможностей, предоставляемых структуре группы. Повышение гибкости системы и ролевой динамики

 

В связи с этим, основной педагогической проблемой, возникающей при изучении межличностных конфликтов, становится поиск методов и средств диагностики и профилактики для предупреждения негативных межличностных конфликтов и конструирование методик их трансформации в позитивные конфликты.

   Диагностика факторов, повышающих вероятность возникновения межлич­ностного конфликта в юношеском возрасте, должна носить комплексный системный характер и фиксировать:

- личностные, индивидуально-психологические особенности членов группы;

- особенности когнитивной сферы членов группы;

- мотивы, цели и ценности как отдельных членов группы, так и пре­обладающее в группе в целом;

- формальную и неформальную структуру классной группы;

- стиль лидерства в группе;

- наличие микрогрупп и характер отношений между ними и их лидерами.

   Разработанная типология межличностных конфликтов определила пред­мет педагогической диагностики, которым является выявление вида конф­ликта, обуславливающего логику деятельности воспитателя по созданию условий позитивного преодоления конфликта или предупреждения его воз­никновения.

  Установлено, что наибольшим профилактическим и коррекционным по­тенциалом обладают психолого-педагогические методики, имеющие интреактивный характер.

  Значимым психолого-педагогическим условием в предупреждении межличностных конфликтов в среде старшеклассников является уровень развития межличностных отношений в классной группе.

  Пре­дупреждению межличностных конфликтов в системе отношений старшек­лассников способствуют создание и использование в учебно-воспитатель­ном процессе определенных психолого-педагогических условий, которые включают предварительное знакомство с методологией анализа межличност­ных конфликтов как со стороны педагогов, так и в последующем со сторо­ны учащихся и владение методикой диагностики и преобразования эмоцио­нально-личностных столкновений  проблемно-поисковые. В данном случае речь идет о спецкурсе или спецсеминаре по основам конфликтологии, ко­торые очень необходимы в современной школе.

  В ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении процесса управления межличностными отношениями входит и учет возможных эмоциональных реакций окружающих, психологическую обстановку, сопряженную с ней при определении содержания и структуры предлагаемого вида деятельности. Сложность задачи педагога состоит в умении определить тот момент в динамике межличностных отношений, когда, не имея состояния эмоционального благополучия, чувства защищенности в своей референтной группе, подросток опасается риска не быть принятым в другом коллективе и оторваться от уличных приятелей. Здесь особо опасна торопливость, опережение естественного хода событий, необоснованность действий и выводов.

Осуществляя анализ межличностных отношений, педагог должен видеть психологическую природу этих отношений, состоящих из различных слоев групповой активности. Для совершенствования работы по формированию коллектива подростков целесообразно:

§ Добиваться, чтобы коллектив класса был тесно спаянным, сплоченным, не допускать любых форм антагонизма между отдельными учащимися путем выбора увлекательной для подростков и вместе с тем общественно значимой дл них деятельности и правильной организации системы взаимного руководства и подчинения. Организация и сплочение коллектива начинается с организации актива и укрепления его авторитета;

§ Необходимо, чтобы коллектив подростков был идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, развитой критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому члену. Эти качества складываются, если перед коллективом поставлена общественно полезная цель;

§ Организуя коллектив подростков, необходимо ставить перед коллективом цель, включенную в систему взаимосвязанных общественно важных целей, с тем, чтобы подросток в своей деятельности мог руководиться системой перспективных целей;

§ Следует сформировать у коллектива подростков умение применять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, тактику.

Сплоченный коллектив обладает большой силой воздействия на своих членов. И воздействует на них в правильном направлении.

   В качестве основных методик преобразования негативных, деструктив­ных конфликтов в позитивные, проблемно-поисковые предлагаются три методики: "Картографирование", "Интрига", "У озе­ра".

    "Картографирование" позволяет работать с когнитивными и деятельностными конфликтами. В результате чего корректируются когнитивные ха­рактеристики, определяющие восприятие оппонента, преодолевается непонимание. "Картографирование" наиболее эффективно в условиях открытого, недавно возникшего лекального, межличностного конфликта.

"Интрига" (рефлексия значимых отношений) предназначена для работы с когнитивными и организационными конфликтами, позволяет преобразовы­вать установки и стереотипы восприятия оппонента, создает условия для прояснения индивидуальных "мифов" межличностных отношений. Предусмот­рена для работы в микрогруппе, максимально эффективна в условиях ла­тентного, хроническою конфликта в микрогруппе.

   "У озера" - предназначена для работы с мотивационным, деятельностными и организационными конфликтами. Позволяет в процессе проблем­но-ориентированного поиска корректировать индивидуальные и групповые, мотивационные, целевые и ценностные характеристики, характер объектив­ных взаимодействий в группах. Высокоэффективна для работы с группами от 4-ех до 24-ех человек (с учебным классом в целом). Применяется на стадии возникновения конфликтной ситуации и в ситуации развитых конку­рентных отношений.

Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. Больше влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в стар­шем школьном возрасте.

Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавления. В зависимости от ситуации может быть необходимо администра­тивное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

Важно, чтобы педагог умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности педагога  перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.

Основные рекомендации педагогам старшеклассников по управлению конфликтами могут быть следующими:

· контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

· не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

· не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

· не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;

· дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

· независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

· не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;

 

Заключение.

 

Потребность в общении – одна из главных социальных потребностей, особенно ярко проявляющаяся у подростков.

Противоречие между поиском себя подобного, ориентации на симпатии и столкновение с непохожими – вот источник постоянного развития межличностных отношений. Неадекватное ожидание в отношениях, как и их проявление в поведении, приводят к распаду межличностных отношений.

Будучи важным фактором формирования личности подростка, межличностные отношения содержат в себе огромные педагогические возможности. В тоже время, будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определенные опасности, так как может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в процессе интериоризации их личностью, благодаря экранирующему и трансформирующему характеру ближайшего окружения личности.

Задача повышения эффективности воспитательной работы с коллективом требует тщательного и разностороннего изучения педагогических и социально-психологических процессов, происходящих в нем. Основными  процессами, изменяющими состояние школьного коллектива, являются процессы коллективной деятельности и особенности межличностных отношений между подростками.

Важно подчеркнуть, что особенности личности не только формируются и раскрываются в отношениях с людьми, но именно через отношение других людей их можно изменить.

 

 

Список использованной литературы.

1. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

2. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х т.: Т. 2.: Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практической психологии в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.

5. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М., 1992

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.,1992.

7. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: