Межличностные конфликты среди учащихся старших классов имеют объективную основу, заключающуюся в условиях организации учебно-воспитательного процесса, социально-психологических характеристиках старшеклассников, в их личностных, индивидуально-психологических и возрастных особенностях. Межличностные конфликты могут оказывать как негативное, так и позитивное влияние на развитие отдельных учащихся и классных коллективов в целом.
Изучение условий возникновения, динамики и разрешение межличностных конфликтов в среде старшеклассников позволило условно выделить мотивационный, когнитивный, организационный и деятельностный аспекты межличностных конфликтов. Выявлено, что собственно межличностный конфликт развивается тогда, когда возникающее в одном или нескольких из указанных сфер - мотивационная, когнитивная, организационная, деятельностная - столкновение несовместимых тенденций участников межличностных отношений переходит в их аффективно-эмоциональную сферу. Вовлеченность в орбиту межличностных столкновений эмоциональных отношений приводит к тому, что конфликтные отношения приобретают тотальный характер, распространяясь на мотивационную, когнитивную организационную и деятельностную сферы. Переход конфликтных отношений в эмоциональную сферу искажает процессы восприятия и понимания оппонентов, приводит к отвержению и неприятию его мнения, целей и ценностей, разрушает совместную деятельность, негативно влияет на организационные компоненты взаимодействия.
|
|
Причины конфликтов и методы их предупреждения отражены в таблице 2.
Таблица 2
Причины конфликтов и методы их предупреждения.
Вид | Источник | Причина | Методы предупреждения |
Когнитивный | Непонимание; недостаток информации; "испорченный телефон". | Ошибка в интерпретации; неправильное реагирование. | Прояснения понятий, позиций, отношений; обеспечение обратной связи; сбор недостающей информации. |
Мотивационный | Конкуренция, переходящая в конфронтацию. | Столкновение намерений, устремлений. | Прогнозирование перспективы, в условиях групповой дискуссии; совместное решение проблемы конструктивной конкуренции или кооперации. |
Деятельностный | Неэффективная кооперация, несогласованность. | Неудовлетворенность отношением затрат к результатам совместной деятельности. | Повышение эффективности совместной деятельности |
Организационный | Несовместимость, неконгруэнтность | Несоответствие индивидуальных возможностей и возможностей, предоставляемых структуре группы. | Повышение гибкости системы и ролевой динамики |
|
|
В связи с этим, основной педагогической проблемой, возникающей при изучении межличностных конфликтов, становится поиск методов и средств диагностики и профилактики для предупреждения негативных межличностных конфликтов и конструирование методик их трансформации в позитивные конфликты.
Диагностика факторов, повышающих вероятность возникновения межличностного конфликта в юношеском возрасте, должна носить комплексный системный характер и фиксировать:
- личностные, индивидуально-психологические особенности членов группы;
- особенности когнитивной сферы членов группы;
- мотивы, цели и ценности как отдельных членов группы, так и преобладающее в группе в целом;
- формальную и неформальную структуру классной группы;
- стиль лидерства в группе;
- наличие микрогрупп и характер отношений между ними и их лидерами.
Разработанная типология межличностных конфликтов определила предмет педагогической диагностики, которым является выявление вида конфликта, обуславливающего логику деятельности воспитателя по созданию условий позитивного преодоления конфликта или предупреждения его возникновения.
Установлено, что наибольшим профилактическим и коррекционным потенциалом обладают психолого-педагогические методики, имеющие интреактивный характер.
Значимым психолого-педагогическим условием в предупреждении межличностных конфликтов в среде старшеклассников является уровень развития межличностных отношений в классной группе.
Предупреждению межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников способствуют создание и использование в учебно-воспитательном процессе определенных психолого-педагогических условий, которые включают предварительное знакомство с методологией анализа межличностных конфликтов как со стороны педагогов, так и в последующем со стороны учащихся и владение методикой диагностики и преобразования эмоционально-личностных столкновений проблемно-поисковые. В данном случае речь идет о спецкурсе или спецсеминаре по основам конфликтологии, которые очень необходимы в современной школе.
В ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении процесса управления межличностными отношениями входит и учет возможных эмоциональных реакций окружающих, психологическую обстановку, сопряженную с ней при определении содержания и структуры предлагаемого вида деятельности. Сложность задачи педагога состоит в умении определить тот момент в динамике межличностных отношений, когда, не имея состояния эмоционального благополучия, чувства защищенности в своей референтной группе, подросток опасается риска не быть принятым в другом коллективе и оторваться от уличных приятелей. Здесь особо опасна торопливость, опережение естественного хода событий, необоснованность действий и выводов.
Осуществляя анализ межличностных отношений, педагог должен видеть психологическую природу этих отношений, состоящих из различных слоев групповой активности. Для совершенствования работы по формированию коллектива подростков целесообразно:
§ Добиваться, чтобы коллектив класса был тесно спаянным, сплоченным, не допускать любых форм антагонизма между отдельными учащимися путем выбора увлекательной для подростков и вместе с тем общественно значимой дл них деятельности и правильной организации системы взаимного руководства и подчинения. Организация и сплочение коллектива начинается с организации актива и укрепления его авторитета;
§ Необходимо, чтобы коллектив подростков был идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, развитой критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому члену. Эти качества складываются, если перед коллективом поставлена общественно полезная цель;
|
|
§ Организуя коллектив подростков, необходимо ставить перед коллективом цель, включенную в систему взаимосвязанных общественно важных целей, с тем, чтобы подросток в своей деятельности мог руководиться системой перспективных целей;
§ Следует сформировать у коллектива подростков умение применять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, тактику.
Сплоченный коллектив обладает большой силой воздействия на своих членов. И воздействует на них в правильном направлении.
В качестве основных методик преобразования негативных, деструктивных конфликтов в позитивные, проблемно-поисковые предлагаются три методики: "Картографирование", "Интрига", "У озера".
"Картографирование" позволяет работать с когнитивными и деятельностными конфликтами. В результате чего корректируются когнитивные характеристики, определяющие восприятие оппонента, преодолевается непонимание. "Картографирование" наиболее эффективно в условиях открытого, недавно возникшего лекального, межличностного конфликта.
"Интрига" (рефлексия значимых отношений) предназначена для работы с когнитивными и организационными конфликтами, позволяет преобразовывать установки и стереотипы восприятия оппонента, создает условия для прояснения индивидуальных "мифов" межличностных отношений. Предусмотрена для работы в микрогруппе, максимально эффективна в условиях латентного, хроническою конфликта в микрогруппе.
"У озера" - предназначена для работы с мотивационным, деятельностными и организационными конфликтами. Позволяет в процессе проблемно-ориентированного поиска корректировать индивидуальные и групповые, мотивационные, целевые и ценностные характеристики, характер объективных взаимодействий в группах. Высокоэффективна для работы с группами от 4-ех до 24-ех человек (с учебным классом в целом). Применяется на стадии возникновения конфликтной ситуации и в ситуации развитых конкурентных отношений.
|
|
Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. Больше влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.
Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавления. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
Важно, чтобы педагог умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности педагога перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.
Основные рекомендации педагогам старшеклассников по управлению конфликтами могут быть следующими:
· контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
· не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
· не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);
· не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;
· дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;
· независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
· не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;
Заключение.
Потребность в общении – одна из главных социальных потребностей, особенно ярко проявляющаяся у подростков.
Противоречие между поиском себя подобного, ориентации на симпатии и столкновение с непохожими – вот источник постоянного развития межличностных отношений. Неадекватное ожидание в отношениях, как и их проявление в поведении, приводят к распаду межличностных отношений.
Будучи важным фактором формирования личности подростка, межличностные отношения содержат в себе огромные педагогические возможности. В тоже время, будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определенные опасности, так как может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в процессе интериоризации их личностью, благодаря экранирующему и трансформирующему характеру ближайшего окружения личности.
Задача повышения эффективности воспитательной работы с коллективом требует тщательного и разностороннего изучения педагогических и социально-психологических процессов, происходящих в нем. Основными процессами, изменяющими состояние школьного коллектива, являются процессы коллективной деятельности и особенности межличностных отношений между подростками.
Важно подчеркнуть, что особенности личности не только формируются и раскрываются в отношениях с людьми, но именно через отношение других людей их можно изменить.
Список использованной литературы.
1. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
2. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989
3. Немов Р.С. Психология. В 3-х т.: Т. 2.: Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практической психологии в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.
5. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М., 1992
6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.,1992.
7. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991