double arrow

Сциентические и антисциентические традиции

1

Контрольная работа

Общая характеристика современной западной философии

Современной западной философией принято называть философию, которая возникла после немецкой классической философии и в значительной степени развивалась на ее базе (XIX-XXI вв.). Главным принципом стал критерий разумности бытия. Предполагалось, что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами (божественными, природными, духовными). Также преобладало убеждение, что эти законы познаваемы человеком. Однако в силу исторических обстоятельств, все сильнее нарастали сомнения в разумной организации жизни человечества, природы, в возможностях прогресса. Это приводит к образованию различных философских течений. Современная западная философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека; во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией; в-третьих, разум отдельного человека не понимаются теперь как независимая структура. Он оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государства, партий, авторитетов и даже иррациональных сил – магов, предсказателей, экстрасенсов; в четвертых, активно проводится идея двух непересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющихся своим конечным продуктом «научную линию» и «философскую правду». Эти две линии предвещают главное противостояние неклассической философии-конфликт между сциентизмом и антисциентизмом.

Сциентические и антисциентические традиции

Эти традиции представляют собой две противоположные мировоззренческие позиции, каждая из которых имеет своих сторонников и свои собственные философские направления.

Одна из них –сциентизм в своей основе имеет представление о науке, научном познании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Необходимо отметить, что идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а результаты и методы естественнонаучного познания. Отождествляя науку с естественнонаучным знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой. В качестве осознанной ориентации сциентизм утвердился в западной культуре в конце XIX века.




Направления:

1)Позитивизм-течение в современной философии, основанное О. Контом, Д. Ст. Миллем и Г.Спенсером. Возникает в середине прошлого столетия как реакция на господство натурфилософии, которая претендовала на роль царицы наук и не могла быть прогрессивным фактором в духовном развитии. Основная проблема позитивизма – это отношение философии и науки. Позитивизм отрицают роль философии (метафизики), сводят её к науке, противопоставляют науку и философию. Он считает истинной наукой только конкретную, экспериментальную науку. В своем развитии прошел 3 этапа:

а)Классический позитивизм- отрицает роль философии, когнитивную (мыслительную) ценность философских исследований. Согласно основоположникам позитивизма, философские проблемы носят обобщенный, абстрактный характер и не могут быть ни проверяемы, ни решаемы при помощи эксперимента, поэтому они провозглашают их фальшивыми и лишенными смысла.

б)Эмпириокритицизм (махизм)- известный ещё как «второй позитивизм» - течение, основанное во второй половине 19 века Э. Махом и Р.Авенариусом. Эмпириокритицизм означает «критика опыта». Как философское течение ставило перед собой цель очистить опыт от всяких метафизических элементов и формулировать новую философию современных наук, которая преодолела бы противоположность материализма и идеализма. Основные идеи эмпириокритицизма – это теория элементов мира, принципиальной координации и интроекции. В конце 19 века эмпириокритицизм проявил себя как физический идеализм.



в)Неопозитивизм- возникает в 20-е годы ХХ столетия как Венский кружок и охватывает множество различных теорий, имеющие основу логические идеи Б. Рассела и Л. Витгенштейна . Основные представители – Р. Карнап, М. Шлик, Н. Рейхенбах, Г. Риль, И. Остин, А. Айер являются математиками, логиками, физиками и т.д. Они попытались формулировать новую более четкую и строгую философию по аналогии с логикой. Неопозитивисты заменяют философию логическим анализом языка и считают научными только те проблемы, которые имеют экспериментальное или логическое решение. Философские проблемы возникают, по их мнению, при неправильном употреблении языка. Они утверждают, что как материализм, так и идеализм являются метафизическими спекуляциями и лишены всякого смысла.

2)Герменевтика-течение в современной философии, имеющей своим предметом теорию и практику интерпретации и понимания текстов, психологических феноменов, исторических событий и социального мира. Основана Ф. Шлейермахером и В. Дильтеем развита дальше Х.Г. Гадамером П. Рикером Ю. Хабермасом и др.

3)Прагматизм-одно из сaмых распространенных течений в современной философии. Возник в '70 – '80 гг. ХХ века в США. Основоположниками были Ч. Пирс, У. Джемс и Дж. Дьюи Они развивали множество идей – теорию бытия, познания, силлогизма, значения. Как и позитивисты, основное внимание уделяли проблемам логики и теории познания. Представители прагматизма пришли к выводу, что жизнь есть основа познания, что познание есть деятельность, что истинность какого-либо суждения зависит от успешности действия. Познание предполагает переход не от незнания к знанию, а от сомнения к вере, к убеждению. Убеждение такое состояние сознания, которое ведет к устранению сомнения и формирования соответствующего способа поведения. Различные убеждения отличаются разным поведением. Следовательно, истина есть не отражение объективной реальности, а субъективное убеждение приводящее к пользе. Разновидностью прагматизма является инструментализм – философская концепция, развитая Дж. Дьюи. Он считал, что понятия, категории, законы и теории науки не отражают действительность, а являются инструментами деятельности и преобразования реальности.

4)Структурализм-совокупность направлений современной философии, которая абсолютизирует структурный метод. Понятие структуры используется в математике, психологии, лингвистике (Ф. Соссюр), физике (Шрёдингер), химии, биологии (Берталанфи). Структурализм считает объекты как системы, как организованные совокупности элементов. Структура проявляется как идеальный тип или модель независимо от природы содержания. По мнению структуралистов, структура есть первичное и главное понятие, она определяет как предметы и реальность, так и человеческое мышление. Главная цель структурализма в раскрытии универсальных структур реальности и человеческого мышления. В этом смысле они достигли определенных успехов не только в лингвистике, психологии, но и в этнографии, в изучении первобытных обществ (К. Леви-Стросс), в изучении отношений подсознательного и бессознательного (Лакан), некоторых проблем культуры (Фуко).

5)Феноменология- описательное изучение совокупности феноменов, метод предложенный Э. Гуссерлем. До него (Ламберт, Кант, Гегель) феноменология понималась как описательное исследование. Гуссерль, будучи логиком, пытается описать операции сознания, выделить сущности, которые индивид воспринимает. Он поставил себе цель создать науку о науке, раскрыть внутренний мир, мир повседневной жизни как основу познания. Гуссерль полагал, что изучение внутреннего мира надо начинать с сознания, поскольку реальность доступна людям только через сознание (неоспоримое фундаментальное бытие). Важна не реальность сама по себе, а то как человек её воспринимает и понимает.

6)Постпозитивизм-совокупность методологических концепций философии науки, которые пришли на смену методологии логического позитивизма. Возник в 60 – 70 гг. под влиянием идей К. Поппера (1902-1994). Он ставил проблему отличия науки от псевдонауки и считал, что все научные теории не истинны, а только вероятны. К. Поппер критикует попытки неопозитивистов апеллировать к опыту и индукции, и считает их недостаточными для различия науки от псевдонауки, показывая, что экспериментальную проверку могут выдержать самые невероятные астрологические прогнозы. Следовательно, критерием науки является не проверяемость (верификация), а фальсифицируемость т.е. способность некоторого высказывания или теории быть отвергнутой опытом. Основная характеристика постпозитивизма – это наличие множества методологических концепций и их взаимная критика. Среди них фальсификационизм К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, концепция неявных знаний М. Поланьи, идеи С. Тулмина, Д. Агасси, У.Селларса и др.

 

Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека, силу, разрушающую культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений –абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники. Направления:

1)Иррационализм- философское учение, которое ограничивает, принижает или отрицает решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д. В зависимости от основной идеи их можно разделить на три группы:

1. Критика ограниченности интеллектуальных способностей человека, берущая свое начало в античном скептицизме (Паскаль, Гаман, Якоби, «Философия жизни»).

2. Реакция на гегелевский рационализм и панлогизм (Кьеркегор, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше).

3. Признание несводимости человеческой личности к интеллекту (экзистенциализм)

2)Экзистенциализм- акцентирует своё внимание на уникальности бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубину эмоциональной природы. Он ставит в центр изучения и изображения человеческое существование и утверждает интуицию в качестве основного метода постижения действительности. Основные представители-А.Камю,Э.Хемингуэй,С де Бовуар

3)Психоанализ- это и психотерапевтический метод, и теория психики (в которой бессознательному отводится ведущая роль), и теория личности (трех ее структур: «Я», «Сверх-Я», «Оно»). Основная идея учения Фрейда заключается в том, что причиной наших неврозов и личностных расстройств во взрослом возрасте являются бессознательные детские сексуальные фантазии и забытые события из детства. Главные представители это Фрейд и Юнг

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1

Сейчас читают про: