Исходя из четвёртой задачи курсовой работы, составим комплект типовых задач, сводящихся к применению метода замены при решении уравнений.
Пример 1. 
Решение. ОДЗ уравнения есть все действительные
. Сделаем замену неизвестной
, где
. Тогда исходное уравнение запишется в виде
(1)
, то уравнение (1)


Из решения этих уравнений промежутку
принадлежат только
. Поэтому

Ответ: 
Пример 2. 
Решение. Если сделать замену
уравнение упрощается, но остаётся иррациональным. Существенного продвижения можно достичь, если ввести новую переменную: 
или
посторонний корень

Ответ: 
Пример 3. 
Решение. Видим, что к данному уравнению можно применить ранее указанный нами приём – «раскрытие скобок парами». Суммы чисел, стоящих в первой и четвёртой, во второй и третьей скобках, равны, т.е. 1+5=2+4. Перемножив эти пары скобок, приходим к уравнению:

Введём замену:
, получим
Решив квадратное уравнение
находим, что
или 
Возвращаемся к исходной переменной и решаем совокупность уравнений:

В первом уравнении совокупности
корней нет.
Перепишем второе уравнение: 
Ответ: 
Пример 4. 
Решение. Заметим, что произведение чисел, стоящих в первой и четвёртой, во второй и третьей скобках, равны, т.е.
Перемножим указанные пары скобок, запишем уравнение

Так как
не есть решение данного уравнения, то, разделив обе части на
, получим равносильное исходному уравнение 
Делая замену переменных
получаем квадратное уравнение

Обратная замена: 
Решения первого уравнения этой совокупности есть
,
.
Второе уравнение этой совокупности решений не имеет.
Ответ: 
Пример 5. 
Решение. Обозначим
через
. Данное уравнение перепишем в виде
. Поскольку
не есть решение этого уравнения, то это уравнение равносильно уравнению 
Сделаем обратную замену:

Ответ: 
Пример 6. 
Прежде, чем решить заданное уравнение, продемонстрирую алгоритм решения возвратного уравнения:
– разделить левую и правую части уравнения на
. При этом не происходит потери решения, т. к.
не является корнем исходного уравнения при 
– группировкой привести полученное уравнение к виду 
– ввести новую переменную
, тогда выполнено
т.е.
в новых переменных рассматриваемое уравнение является квадратным

– решить его относительно
, возвратиться к исходной переменной.
Решение. Исходя из алгоритма решения таких уравнений, разделим левую и правую части уравнения на
, получим равносильное ему уравнение
.
Сгруппировав слагаемые, перепишем уравнение в виде

или в виде

Положив
получим уравнение

Следовательно, исходное уравнение равносильно совокупности уравнений

Ответ: 
Пример 7. 
Решение. Обозначим


Таким образом, для
и
имеем симметричную систему:

Обозначим
тогда

Таким образом,

Ответ: 
Пример 8. 
Решение. Можно в этом уравнении освободиться от знаменателя, проделать все необходимые преобразования и убедиться, что получившееся уравнение четвёртой степени является возвратным. Но лучше это сделать быстрее. Поделим числитель и знаменатель дроби, расположенной в левой части, на
. Получим

Положим
, тогда

Обратная замена: 
или 
корней нет.
Ответ: 
Пример 9. 
Решение. Так как
не является корнем данного уравнения, то, разделив обе его части на
, получим уравнение

Сделав замену неизвестной
последнее уравнение перепишем в виде

Вернёмся к исходной переменной: 
Ответ: 
Пример 10. 
Решение. Поскольку в левой части стоит сумма двух квадратов, естественно попытаться дополнить её до квадрата суммы или разности. Во втором случае получим



Введём замену:
получим

Вернёмся к «старой» переменной:

Ответ: 
Пример 11. 
Решение. Обозначим
тогда получим


Обратная замена: 
Ответ: 
Пример 12. 
Решение. Так как
не является решением уравнения, то, разделив числитель и знаменатель каждой дроби в левой части на
, перепишем его в виде

Сделав замену переменных
перепишем уравнение в виде

Решения этого уравнения есть 
Обратная замена: 
Ответ:
.
Пример 13. 
Решение. Обозначим
через
, т.е. сделаем замену переменных
или
Тогда первоначальное уравнение можно переписать в виде
или, применяя формулу
в виде

Поскольку корни квадратного уравнения
есть
, то решения биквадратного уравнения есть 
Следовательно, решения исходного уравнения таковы 
Ответ: 
Пример 14. 
Решение. Представляя это уравнение в виде
вводим новое неизвестное
Уравнение примет вид 
Обратная замена:

Ответ: 
Пример 15. 
Решение. Умножив обе части уравнения на 12 и обозначив
через
, получим уравнение
. Перепишем это уравнение в виде
(1)
Замена:
.Перепишем уравнение в виде
. Уравнение (1)
.
Обратная замена: 
Ответ: 
Пример 16. 
Решение. Если раскрыть скобки и привести подобные, то получим уравнение пятой степени стандартного вида. Но если ввести новые переменные
и
, то получим уравнение
, являющееся однородным уравнением степени 3 относительно
и
.
Однородные уравнения относительно
и
обладают тем свойством, что если разделить все члены уравнения на наивысшую степень одной из переменных, например
, если
не является корнем уравнения, то оно превращается в уравнение с одной переменной
.
Решим уравнение
. Разделим многочлен
на
, перейдём к равносильному уравнению


Ответ:
. 
Заключение
В последнее время алгебраические уравнения выше второй степени являются частью выпускных экзаменов за курс средней школы, они встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы, а также являются неотъемлемой частью ЕГЭ. Основные методы решения таких уравнений были отмечены в нашей работе. Также было раскрыто содержание основных понятий и утверждений, относящихся к теории решения уравнений. Определив самый распространённый метод решения уравнений, выявили его применение в стандартных и не стандартных ситуациях.
Исходя из третьей задачи курсовой работы, мы осуществили типизацию приёмов введения новых неизвестных при решении алгебраических уравнений. Выделили, что новая переменная может вводиться как явно, так и неявно.
В данной работе был составлен и решён комплект типовых задач, сводящихся к применению метода замены при решении уравнений.
Итак, нам удалось изучить возможности метода замены неизвестного при решении алгебраических уравнений и продемонстрировать их применение в стандартных и нестандартных ситуациях, т.е. цель курсовой работы достигнута.
Список литературы
1. Черкасов, О.Ю. Математика для поступающих в вузы / О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. – Оформление «Московский лицей», 1996. – 348 с.
2. Фирстова, Н.И. Метод замены переменной при решении алгебраических уравнений / Н.И. Фирстова // Математика в школе – 2002. – №5. – С. 68 – 71.
3. Олехник, С.Н. Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств: Справочник / С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И. Пасиченко. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144 с.
4. Шарыгин, И.Ф. Решение задач: Учебное пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1994. – 252 с.
5. Егерев, В.К. Сборник задач по математике для поступающих в втузы: Учеб.пособие / В.К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В. Зайцев и др.; под ред. М.И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1993. – 528 с.
6. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала анализа. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2005.
7. Гусев, В.А. Справочник по математике / В.А. Гусев, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение, 1995. – 448 с.
8. Литвиненко, В.Н. Практикум по решению математических задач: Алгебра. Тригонометрия. Учеб. пособие для студентов пед. инст-ов по матем-ой специальности / В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
9. Виленкин, Н.Я. Алгебра: Учеб.пособие для уч-ся 9 кл. с углублен. изучением матем-ки / Н.Я. Виленкин, Г.С. Сурвилло, А.С. Симонов, А.И. Кудрявцев; под ред. Н.Я. Виленкина. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.
10. Выгодский, М.Я. Справочник по элементарной математике / М.Я. Выгодский. – М.: Наука, 1986. – 320 с.






