Государство: сущность, основные признаки и типы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общественных наук

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Политология»

 

Тема: «Государство как ядро системы политической власти.

Структура политической власти в России»

 

Выполнила студентка

4-го курса Сз 17

Казарцева (Алексеева)

 Елена Владимировна

 

Проверила: Филимонова Н.Б

 

 

Балашиха

2011 г.
План работы

Введение …………………………………………………………………………….3

1. Государство: сущность, основные признаки и типы ………………………… 4

2 Политическая власть: сущность, структура и свойства………….……………12

3. Политическая система: сущность, структура и функции. Особенности политической системы в современной России …………………………………. 17

Заключение …………………………………………….………….……………….24

Список использованной литературы ………………………………….………….25




Введение

Современная Россия – сильное, надёжное и стабильное государство. Но в истории нашей страны были моменты, когда государственная власть постоянно стремилась к трансформации исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами стали, прежде всего, этатизм и патернализм, которые являются в известной степени универсальными в массовом сознании европейцев.

Этатизм: а) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития; б) процесс усиления роли государства в экономической и политической жизни общества.

Патернализм – отеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам.

Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка в качестве антитезы локализму и хаосу. И этот «этатистско-патерналистский» порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. Поэтому дуализм общественного бытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первую очередь в таких тенденциях, где одной из сторон всегда выступает универсальная и автономная государственность. Это — конфликт между государственностью и регионализмом, государственностью и национальными культурными традициями, государственностью и социальными общностями.

Эти и другие особенности государственной власти в России определили нашу самобытность. Поэтому тема данной работы актуальна как сейчас, так и будет актуальной еще многие годы.

К тому же социальный работник должен знать особенности и тенденции современной политической системы в России, так как по профессии мы часто сотрудничаем с различными государственными структурами.



Государство: сущность, основные признаки и типы

В политологии существует несколько определений понятия «государства». Но, проанализировав имеющуюся в моём распоряжении литературу, считаю, что одно из лучших определений дал К.С. Гаджиев: «Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития»[1].

Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов по поводу государства, обращает на себя внимание множество теорий его происхождения. К наиболее относятся: теологическая (Ф.Аквинский); патриахальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая (Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс). В.И. Ленин,Г.В.Плеханов[2]. Но в данной контрольной работе не ставится цель раскрытия их содержания, поэтому перечислю сущностные признаки государства:

- территория: законы и правила, нормы и постановления, санкционируемые государством, действуют только на определенном пространстве, обладая соответствующими ограничениями в регулировании поведения граждан;

- наличие особого аппарата управления, то есть особой группы лиц, профессионально занимающихся осуществлением функций по руководству и регулированию общественных отношений;

- суверенитет: только государство может издавать законы, нормы и правила для постоянно проживающего на его территории населения, кроме того, государство обладает правом отменять решения и постановления негосударственных политических институтов и организаций, противоречащие государственным решениям. Тем самым государство устанавливает для проживающих на его территории людей гражданский статус, означающий как признание властью собственной ответственности перед нами, так и установление за гражданами известных прав и обязанностей перед государством;

- монополия на легальное применение силы, то есть на физическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений;

- монопольное право на взимание налогов, которые используются для материального поддержания социальной организации совместной жизни.

Кроме того, авторы обязательно выделяют основные функции государства. Традиционно их подразделяются на две группы.

Первая группа: внутренние функции:

- охрана правопорядка;

- экономическая функция;

- идеологическая функция;

- социальная функция.

Вторая группа: внешние функции:

- поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях;

- внешнеэкономическая функция;

- военная функция: оборона собственной территории и наступательные действия, обеспечивающие интересы совершающего их государства.

Форма государствавнутренняя структура государства, взаимоотношения между различными его органами, особенности формирования этих органов, его территориальная организация. [3]

Форма правления определяет порядок формирования высших органов власти и взаимоотношения между ними.

Выделяют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархияформа правления, при которой верховная власть в государстве формально сосредоточена в руках единоличного правителя – монарха. Власть обычно передается в порядке наследования [4].

Монархии бывают:

Абсолютные – монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. К таким государствам относятся: монархии (Бутан, Саудовская Аравия, Свазиленд и Тонга), султанаты (Бруней и Оман), шейхства и эмираты (Катар и Объединенные Арабские Эмираты), а также папство в Риме.

Ограниченные – ограничение полномочий монарха и распределение государственно-властных полномочий между несколькими центральными органами.

По степени и характеру ограничений монархии подразделяются на:

Дуалистические – монарху принадлежит вся полнота исполнительной власти, однако существует и парламент, который издает законы, принимает бюджет. Монарх сохраняет за собой право смещать и назначать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании, Бахрейне, Кувейте.

Парламентарные – монархи в основном обладают представительскими функциями, символизируя традиционное единство государства. За монархом сохраняются определенные полномочия, но они либо носят резервный характер, либо монарх пользуется ими по инициативе правительства. К таковым монархиям относятся Великобритания, Испания, Швеция, Бельгия, Япония и другие.

Республикаформа правления, при которой высшие органы власти избираются гражданами. [5]

Республики бывают:

Парламентские

Парламентская форма правления характе­ризуется существенными особенностями:

1. Полномочия главы государства отделены от полномочий главы правительства, а также от политиков, представляющих отдельные партии, функционирующие преимущественно как патриотические и церемониальные средоточия нации.

2. Глава государства избирается либо членами парламента, либо коллегией выборщиков, в которую входит не менее половины членов парламента.

3. Выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства.

4. Органы исполнительной власти формируются законодательным собранием и непо­средственно подчинены ему. Кроме того, срок их функционирования также зависит от поддержки собрания или парламента. Другими словами, парламент может объя­вить вотум недоверия правительству в результате изменения структуры органов исполнительной власти или всеобщих выборов.

В настоящие время 25 государств с республиканской формой правления можно отнести к парламентским республикам.

Президентские

Президентская форма правления характе­ризуется существенными особенностями:

1. Соблюдается строгое разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти.

2. Президенты избираются на определенный срок для выполнения дуалистической роли главы государства и главы правительства.

3. Президент и парламент избираются отдельно.

4. Статус президента сохраняется за ним в те­чение определенного срока, если он не совершит серьезного проступка, противоре­чащего конституции. Президент США, например, не может быть отстранен от должности Конгрессом иначе, чем в поряд­ке импичмента. Однако в рамках президентской республики президент не может распустить парламент.

5. Президент осуществляет руководство стра­ной совместно с кабинетом, который явля­ется консультативным органом и состоит из назначаемых президентом должностных лиц, подотчетных непосредственно ему.

Смешанные формы:

Соединяют характеристики президентской и парламентской республик. Так, например, в Российской Федерации президент и парламент избираются раздельно, однако президент не является главой правительства, он может при соблюдении определенных норм и в особо оговоренных случаях распустить легислатуру и назначить новые выборы, у президента есть право законодательной инициативы.

Форма государственного устройстваполитико-территориальная организация государства. Выделяют следующие формы организации государства:

Унитарное - это единое, слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. [6]

Унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной. Вместе с тем унитарные государства различаются по степени самостоятельности местных органов в отношении центральных и широты компетенции муниципальных органов в решении местных вопросов.

В рамках унитарного государства могут существовать автономные образова­ния, органы которых обладают более широкими полномочиями в области внутреннего управления по сравнению с местными органами других административно-территориальных единиц. Автономия не меняет в принципе унитарного характера государственного устройства, хотя придает ему особые черты, представляя собой фор­му известной децентрализации государственных функций с учетом географических (например, удаленность от основной материковой территории архипелагов Мадейры и Азорских островов) или исторических (к примеру, в Испании - Андалусия и другие исторически сложившиеся области) особенностей данной территории, либо этнонациональных (многочисленные примеры, в том числе автономные районы и области для зарегистрированных племен в индийских штатах Ассам, Мегхалая, Мизорам, Западная Бенгалия, Каракалпакстан в Узбекистане, автономные образования в Китае и пр.) или религиозных (например, в Греции - Афонский полуостров, где проживают, главным образом, православные монахи в ряде монастырей, в Грузии до 1990 г. - Аджарская Автономная Республика, значительную часть коренных жителей которой составляют грузины, обращенные в свое время в ислам) особенностей населения какой-либо территории. Иногда основанием для предоставления автономии становится комбинация указанных выше факторов.

В последнее время в литературе встречается специальный термин -«регионалистское государство» [7], используемый для обозначения децентрализованных унитарных государств, территория которых целиком состоит из автономных образований (примеры - Италия, Испания). Предлагается считать «регионалистское государство» особой, промежуточной (между федерацией и унитарным государством) формой государственного устройства.

Федерация - это союзное государство, состоящее из государственных образований, каждое из которых имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. По сути дела, это форма сочетания двух государственных суверенитетов.[8]

С точки зрения своего внутреннего строения федерация отличается:

- наличием двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией в вопросах представления интересов граждан;

- конституционным распределением исполнительных и законодательных полномочий Центра и субъектов федерации;

- обеспечением представительства региональных интересов на федеральном уровне (чаще всего за счет образования второй палаты федерального парламента);

- верховенством федеративной конституции, которая не может изменяться односторонне и требует согласия большинства членов федерации;

- наличием третейского (независимого) суда, разрешающего споры властей разного уровня;

- наличием института межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы относительно предметов совместного ведения сторон.

Федерации могут быть договорными, т. е. образованными на основе первоначального договора, заключенного его субъектами, с присоединением к нему новых субъектов (Швейцария, США, СССР с 1922 по 1991 г., Танзания, ОАЭ и др.), или созданными актами центрального правительства без установления договорных отно­шений между его субъектами в момент создания (Бразилия, Австрия, ФРГ, Чехослова­кия с 1968 по 1992 г. и др.).

Выделяют, также симметричную и ассиметричную федерацию.

Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъектами федерации, а под асимметричной - федерацию, части которой имеют различный правовой статус.[9] Симметричными являются, например, ФРГ, Папуа - Новая Гвинея (по Конституции 1975 г. и Органическому закону 1980 г.), Бразилия (по Конституции 1988 г. федеральные территории преобразованы в штаты, а Федеральный округ, практически, получил равные со штатами права) и др. Ярко проявляется асимметрия в Индии, которая состоит из 25 штатов и 7 союзных территорий, статус которых различен.

Конфедерация - союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам. [10]

Конфедерация представляет собой довольно неустойчивое образование и либо превращается в федерацию, либо распадается. Так, в 1990 г. распалась просуществовавшая с 1982 г. Сенегамбия - в нее входили Сенегал и Гамбия. Отметим, что само слово «конфедерация» присутствует в названии некоторых государств (например, Швейцарии и Канады), что не меняет их федеративного устройства. При этом в названии Швейцарии слово «конфедерация» сохранилось исторически, поскольку конфедеративное вначале объединение кантонов (первоначальное название этого объединения - Eidgenossenschaft, что дословно переводится как Товарищество, Скрепленное Клятвой), переросло в федерацию. Федеративное государство США также выросло из конфедерации.

К разновидностям государственных объединений конфедератив­ного типа относятся:[11]

кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);

ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);

договорные союзы, представляющие собой такое политическое устройство, при котором большее государство односторонне влияет на меньшее, не имеющее практически никакого воздействия на уп­равление большей частью (Бутан и Индия) и др.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: