Изучение проблемы социальных установок студентов в отношении религии по средствам интервью

 

В современном обществе существует мнение, что российская молодежь абсолютно не религиозна, что на ее духовное развитие не оказывает никакого влияния религия. На этой основе актуализируется проблема, где и был использован социологический метод – интервью.

Проблема: социальные установки студентов факультета социологии и политологии ВИ ЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета в отношении религии

Объект – студенты третьего курса кафедры Социологии и Социальной работы.

Предмет исследования – религиозные представления студентов.

Целью является выявление социальных установкок студентов в отношении религии.

Задачи исследования:

1. Определить уровень религиозности студентов.

2. Изучить религиозные представления современной молодежи, в частности студентов.

3. Определить отношение молодежи к религии.

Гипотеза данной проблемы является то, что в социальных установках студентов кафедры социологии и социальной работы ВИ ЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета религия занимает не значительное место, а их религиозные представления не достаточно развиты.

Операционализация:

Религия – это мировоззрение и мироощущение, а так же соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существования Бога или богов, сверхъестественного.

Религиозные представления – это совокупность идей и образов, в религии.

Религиозные представления молодежи отражает то, что знает он о ее основных положениях.

Студе́нт — учащийся высшего, учебного заведения.

В выборочную совокупность попали студенты третьего курса факультета социологии и политологии ВИЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета.

 

Таблица. Выборочная совокупность

 

Курс

Социология

Социальная работа

Итого

мужчины женщины мужчины женщины
III 2 6 2 10 20

 

Инструментарием данного социологического исследования является бланк интервьюера, который включал в себя закрытые и открытые вопросы, что позволило получить наиболее полную информацию о предмете исследования.

Было опрошено 20 студентов третьего курса факультета социологии и политологии ВИЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета. Среди респондентов было 20 % мужчин и 80 % женщин. По возрастному критерию респондентов разделили на 2 группы:

1. 19-20 – 65 %;

2. 20-21 – 35 %.

В бланке интервьюера для интервью было предложено 6 вопросов.

Первый вопрос отражает влияние религии на духовность студентов.

Во втором же вопросе показывается религиозное представление студентов третьего курса факультета социологии и политологии ВИЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета.

Третий, четвертый и пятый вопросы интерпретируют насколько студент верующий и в чем его вера выражается.

На основе проведенного интервью, мы можем сказать, что у студентов третьего курса факультета социологии и политологии ВИЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета, уровень религиозного представления выше среднего, так как 80 % опрошенных ответили, что религия это вера в Бога или богов, и всего 20 % считают ее идеологией и определенным культом, как отображено на рис.1.

 

«Рис.1»

 

Большинство опрошенных считают себя верующими людьми, но при этом только 60 % студентов посещали религиозные институты (Приложение рис 4).

Таким образом, в ходе изучения проблемы социальных установок студентов в отношении религии, поставленная нами гипотеза подтвердилась частично.


 


Заключение

В данной работе было дано определение социологического метода его главная специфика, которая является тем, что посредством него производится сбор эмпирических фактов, необходимых для проверки гипотез в социологическом исследовании. Кроме этого, были показаны основные типы социологического метода, указавшие, что из всего многообразия методов, со своими особенностями, самым популярным в социологической практике на сегодняшний день является метод интервью.

Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. В социологических исследованиях используется разнообразный спектр интервью, где существует множество классификаций, сконструированные по разным основаниям. В современной социологии выделяют ряд обязательных классификаций интервью, сформулированных по критериям:

· по степени формализации, стандартизации и структуризации интервью как комплексный критерий;

· по количеству опрашиваемых респондентов;

· по процедуре;

· по способу общения социолога и респондента;

· по месту проведения интервью;

· по цели исследования.

Все эти особенности и виды интервью свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирующих на возможность выбора и использования того или иного вида интервью с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Проведение же интервью предполагает определенную процедуру, включающую в себя: выбор объекта,определение места и времени проведения интервью, запись ответов и оформление материалов.

Таким образом, интервью – это специфический метод, характерный для социального познания, имеющий разнообразный спектр классификаций и имеющий уникальные познавательные способности, применяемые в социологическом исследовании для решения заданных проблем, выделяющийся спектром особенностей: во-первых, непосредственным контактом исследователя с испытуемым; во-вторых, устная форма этого контакта; в третьих возможность наблюдать психологические реакции респондента и корректировать беседу.

На основе всего сказанного можно сделать вывод, что поставленная цель курсовой работы достигнута, задачи решены.


 


Список литературы

 

1. Агабекян Р. Л. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: Учеб. пособие для вузов / Р.Л. Агабекян, М.М. Куличенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – 192с.

2. Бабосов Е. М. Прикладная социология: Учеб. пособие – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 496 с

3. Головин С. Ю. Словарь психолога - практика. - 2-е изд., нерераб. И доп. - Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2007. - 976 с.

4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.

5. Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественные подходы. Методология исследование практики: учеб. пособие / А. С. Готлиб – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта:МПСИ,

2005. – 384 с.

6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.- 208 с.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М,2004. – 768 с.

8. Зборовский Г. С., Шуклина Е. А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 176 с.

9. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. М.:Политиздат, 1990. – 288с.

10. Капитонов Э.А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону: издательство «Феникс»,, 1996. – с. 364

11. Кравченко А.И.. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.

12. Пузанова Ж., Троцук И., Витковская М. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований» – М.: Издат. Дом «Высшее образование и Наука», 2007 г. – 272 с.

13. Рабочая книга социолога / Под общей ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. – 480c.

14. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 672 с.

15. Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие – М.: Вузовский учебник, 2008. - 240 с.

16. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.

17. Тавокин, Е. П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие для вузов. - М.: Инфра-М, 2009. - 239 с.

18. Филатова О.Г. Методика и техника социологического исследования. Конспект лекций – СПб: Изд-во Михайлова В.А.., 2000. – 480 c.

19. Фролов С.С. Социология. Учеб. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994/ - 256 с.

20. Хелевин Отар. Социологический метод / пер. с норв. – М.: Издательство «Весь мир» 2002. –192 с.

21. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара. Изд-во "Самарский ун-т, 1995. – с. 541.

22. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание соц. реальности: учеб. пособие / В. А, Ядов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега –Л», 2009 – 567c.

 


[1] Зборовский Г. С., Шуклина Е. А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004, Бабосов Е. М. Прикладная социология: Учеб. пособие – Минск: ТетраСистемс, 2000., Головин С. Ю. Словарь психолога - практика. - 2-е изд., нерераб. И доп. - Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2007., Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998., Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009., Хелевин Отар. Социологический метод / пер. с норв. – М.: Издательство «Весь мир» 2002.

[2] Рабочая книга социолога/Под общ.ред.и предиссл. Г.В. Осипова. Изд.3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. – С.466

[3] Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 – C.268-278

[4]Зборовский Г.Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология: Учеб. пособ. – М.: Гардарики, 2004. – С.108

[5] В.Б.Голофаст.  http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/56029.html

[6] Зборовский Г.Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология: Учеб. пособ. – М.: Гардарики, 2004. – С.121

[7] Зборовский Г.Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология: Учеб. пособ. – М.: Гардарики, 2004. – С. 128

[8] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.

[9] Словарь психолога-практика; Изд. 2-е, перераб., доп Головин С.Ю; 2007 г.- С. 835-836

[10] Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 – С.163-164

[11] Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие/А.С. Готлиб – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МПСИ, 2005. – С.267-270

[12] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — С. 512

[13] Как провести социологические исследование/ под. ред. М.К. Горшкова М, 1990 С. 98

[14] Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие/В.А. Ядов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.С. 249-248



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: