Требования к работе кружка

 

Воспитателям и учителям надо стремиться максимально расширять кругозор детей доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке в занимательной форме воспитывать и прививать жизненно необходимые навыки и привычки.

Работа кружков проводится во второй половине дня. В зависимости от условий образовательного учреждения – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Однако следующие условия должны быть обязательны:

- занятия кружков должны проводиться не ранее чем через 2-3 часа после окончания учебных занятий;

- если занятия кружка проводятся после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;

- как правило, не проводить кружковую работу в вечерние часы (после ужина).

Исключение могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие-либо поделки и эта работа не требует дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов.

Одно занятие кружка продолжается не больше 1часа. Во время работы следует организовать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.

Количество учащихся в одном кружке (за исключением хоровых) не должно превышать десяти. Однако во вспомогательной школе могут быть и кружки в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном кружки, более сложные для основной массы детей. Это, например, кружки художественной обработки дерева, металла, машинной вышивки и вязания, на которые способна лишь небольшая часть детей с легкой степенью не осложненной дебильности.

Надо правильно организовывать работу кружков. Прежде всего надо четко определить время и место работы каждого кружка и узнать, сколько детей, из каких групп будут в это время заниматься.

Занятия каждого кружка во вспомогательной школе и в детском доме следует проводить не чаще одного раза в неделю, но и не реже одного раза в две недели.

Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива, с тем, чтобы очень тактично помочь ученику или воспитаннику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.

Конечно, есть дети, которые с упорством будут настаивать на том, чтобы заниматься в таком кружке, который им заведомо не по силам. В таких случаях не следует настаивать на своих рекомендациях, а записать ребенка в тот кружок, в который он хочет. Практика показывает, что подобные ситуации не так уж часты. Вместе с тем пребывание детей в любом кружке вреда ему не принесет. В процессе работы ребенка можно привлечь к выполнению отдельных, более легких заданий, либо же через определенное время заинтересовать работой в другом кружке. В любом случае очень важно, чтобы дети почувствовали, что каждый из них вполне самостоятельно принял решение заниматься в таком кружке, в котором он хочет.

Каждый ребенок может участвовать не более в одном-двух кружках. Естественно, что кружки с первых дней их работы не могут быть укомплектованы полностью стабильным составом детей. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда переход в другой кружок целесообразен.

В общей системе воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного кружка, вечера – отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и могут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей, еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься кружковой работой более устойчивым и способствует формированию у ребенка стремления и далее совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки.

Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую затем полезную для всех работу они смогут сделать.

Один из видов полезной для школы деятельности – изготовление наглядных пособий или помощь в их создании. Вряд ли целесообразно создавать специально кружок по изготовлению наглядных пособий. Этим весьма полезным и крайне необходимым делом может заняться каждый кружок как одним из видов своей деятельности.

Педагоги должны видеть в практической деятельности детей на общую пользу огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умения трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе общественно-полезный характер, создавать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. Целесообразно организовывать передачу в методический кабинет изготовленных детьми пособий в торжественной обстановке.

Также велико коррекционно-воспитательное значение кружков. Здесь в процессе работы у умственно отсталого ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности.

Организуя работу кружков, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.

Во время работы в любом кружке, где дети делают что-то своими руками, должны четко соблюдаться требования: работу надо выполнять чисто аккуратно. Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому.

 



Заключение

 

Подводя итог, можно сказать:

1. Коррекция недостатков умственного развития учащихся вспомогательной школы в развитии творческих способностей, в обучении (трудовом, эстетическом, нравственном) будет заключаться в том, чтобы научить умственно отсталых школьников всесторонне обдумывать задания, практическом их выполнении.

2. Для успешного выполнения заданий, кроме предварительной ориентировки в задании, необходимо правильно научить учащихся планировать свою работу, самоконтролю в процессе выполнения задания, а также развивать творческое воображение, фантазию детей.

3. Необходимо максимально расширять кругозор детей, привлекая их к практической деятельности во внеурочное время, прививая тем самым жизненно необходимые навыки, привычки, знания и умения.

 

 



Библиография

 

1. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А.Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2000.

2. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва «Просвещение» 1991.

3. А.М. Матюшин «Развитие творческой активности школьников» Москва «Педагогика», 1991.

4. В.Ф. Мачихина, под редакцией В.П. Провоторова «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». Москва «Просвещение», 1978.

5. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская «Артпедагогика и арттерапия в спецобразовании». Издательский центр «Академия», 2001.

6. Б.П.Никитин «Развивающие игры» Москва, издательство «Знание», 1994.

7. Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы» Москва «Просвещение», 1984.

8. В.А. Сластенин «Методика воспитательной работы». Москва «Академия», 2002.

9. Г.И. Перевертень «Самоделки из бумаги». Москва «Просвещение», 1983.

10. Я.А.Рожнев «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских». Москва «Просвещение», 1988.

11. Л.С. Выготский Собрание сочинений в 3 томах. Москва

12. В.А. Сухомлинский «Методика воспитания» Москва, 1989 г.

13. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин Педагогика 100 экзаменационных ответов: Ростов-на-Дону, 2005 г.

14. Л.В. Кузнецова «Гармоническое развитие личности школьника» Москва, 1988 г.

15. А.С. Макаренко «О воспитании» Москва, 1980 г.

16. В.А. Заворотов «Кружок, где всем интересно» Москва, 1989 г.

17. А.Ф. Воловик, В.А. Воловик «Педагогика досуга» Москва, 1998 г.

18. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» Москва, 1990 г.

19. С.С. Ляпидевский «Неврапотология» Владос 2000 г.

20. Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж-Ж Руссо, И.Г. Песталоцци «Педагогическое наследие» Москва, 1989 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: