Правовой статус таможенных органов

 


Согласно положениям действующего законодательства таможенные органы - это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации (подп. 11 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Специфику правоспособности таможенных органов придает признание их правоохранительными, поскольку деятельность таких органов направлена на обеспечение правопорядка, предупреждение, пресечение правонарушений и применение государственного принуждения к лицам, нарушившим законность.
Выделяются следующие основные признаки таможенных органов:
- они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
- общее руководство, координацию и контроль за их работой осуществляет Правительство РФ;
- они являются федеральными органами специальной компетенции;
- их правовой статус реализуется в финансовой и правоохранительной деятельности;
- их определенная обособленность подтверждается, в частности, наличием государственной символики (флага, вымпела, эмблемы).
Фискальная функция таможенных органов закреплена в п. 2 ст. 403 ТК РФ, согласно которой таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию. Вклад таможенных органов в формирование доходной части бюджета составляет более 40%, а ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, по оценкам ряда авторов, составляют порядка 200 млн. долл. США.
Таможенные органы составляют единую иерархически построенную систему, в которую входят:
1) Федеральная таможенная служба Российской Федерации;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты (ст. 402 ТК РФ).
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах своей компетенции. РТУ осуществляет определенные полномочия в установленной сфере деятельности, среди которых анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, по обеспечению правильного исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей и соблюдению запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основе показателей и согласно порядку, определяемым ФТС России; а также проведение таможенных ревизий, проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 2, 7 п. 6 Общего положения о региональном таможенном управлении).
В единую систему таможенных органов Российской Федерации входит таможенный пост, осуществляющий свою деятельность под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни. В качестве одной из основных задач таможенного поста можно назвать таможенное оформление и таможенный контроль (п. 12 Общего положения о таможенном посте), а среди функций таможенного поста выделить осуществление таможенного контроля, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации (п. 22 Общего положения).        При этом таможенный пост обеспечивает проведение:
- проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
- таможенного досмотра, в том числе личного досмотра, являющегося исключительной формой контроля;
- учета товаров и транспортных средств;
- устного опроса физических лиц, законных представителей юридических лиц и должностных лиц;
- проверки в пределах своей компетенции системы учета и отчетности;
- осмотра территорий, помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
- таможенного контроля в других формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Организационная структура таможенных органов сформирована в соответствии с Приказом ФТС России «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации».
Приказом ФТС РФ от 20 июня 2005 г. N 563 были утверждены Типовые положения о службе таможенной инспекции регионального таможенного управления и об отделе таможенной инспекции таможни, являющихся структурными подразделениями соответствующих таможенных органов и осуществляющих инспекционную деятельность, а также взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными, контролирующими органами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба таможенной инспекции РТУ решает возложенные на нее задачи непосредственно, через подразделения таможенной инспекции и другие подразделения таможен, подчиненных РТУ. В частности, задачами, стоящими перед указанной службой, является организация, координация проведения и непосредственное проведение таможенного контроля, осуществление взаимодействия с подразделениями таможенных органов по вопросам организации и проведения проверочных мероприятий с использованием системы управления рисками (СУР), анализ и обобщение результатов проведения проверочных мероприятий, оценка их эффективности и другие.
Инспекционная деятельность таможенных органов представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых должностными лицами инспекционных подразделений таможенной инспекции по контролю за:
а) законностью перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;
б) достоверностью сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении и влияющих на применение мер тарифного и нетарифного регулирования;
в) деятельностью декларантов и лиц, выступающих в качестве декларанта, а также таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, с целью выявления и предотвращения фактов неуплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов или ограничений, установленных законодательством Российской Федерации по таможенному делу.
Таким образом, организация и проведение таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной ревизии является функцией подразделений таможенной инспекции регионального таможенного управления и таможни.

Помимо правильной организации контрольного процесса нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, поэтому большое значение для качественного осуществления таможенными органами инспекционной деятельности имеют квалификация, профессиональный уровень, а также личные качества должностных лиц данных органов.
В соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах» сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
К проведению таможенного контроля должны привлекаться сотрудники таможенных органов, прошедшие в установленном порядке профессиональную подготовку или обучение и отвечающие морально-психологическим, профессиональным, образовательно-культурным и этическим критериям, определяемым ведомственными нормативными актами, и, как правило, владеющие иностранными языками.
Подобные требования должны предъявляться и к должностным лицам таможенных органов, которые осуществляют таможенный контроль за правильностью перемещения товаров индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Следует отметить, что правовое положение должностных лиц таможенной инспекции (за исключением начальника отдела, являющегося полковником таможенной службы) определяется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Обязательной для всех сотрудников таможенных органов является профессиональная учеба как непрерывный образовательный процесс, организуемый с целью постоянного роста уровня профессиональных знаний должностных лиц и работников таможенных органов, предусматривающий изучение ими в плановом порядке законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, правовых актов ФТС России, а также иных информационных материалов по профилю деятельности конкретной должностной группы лиц.
Профессиональная подготовка, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации сотрудников таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, учебных подразделениях таможенных органов, а также в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования на основе договоров между Федеральной таможенной службой и соответствующим образовательным учреждением (ст. 23 Федерального закона N 114-ФЗ).
В целях определения уровня профессиональной подготовки, объективной оценки служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определения его соответствия занимаемой должности проводится аттестация, которая должна способствовать совершенствованию деятельности таможенного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Проводится аттестация и в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Необходимо особое внимание обратить на морально-этические качества должностных лиц таможенных органов, поскольку наделение их определенными властными полномочиями может вызвать желание злоупотребить ими в своих корыстных интересах. Не случайно в литературе особое внимание уделяется преступности среди таможенников и отмечается, что, хотя количество должностных лиц таможенных органов, привлеченных к уголовной ответственности, и их удельный вес в общем числе тех, кто совершил преступления против государственной службы, незначительны, это связано в основном с латентностью преступлений, совершенных этими лицами.
Таким образом, таможенный орган следует определить как орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности. Единая иерархическая система таможенных органов включает в себя Федеральную таможенную службу РФ, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. В настоящее время таможенные органы выведены из ведения Министерства экономического развития и торговли и подчиняются непосредственно Правительству РФ.[1]

 

 











































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: