Описание процедуры исследования

 

Данная методика изучения ценностей в подростковом возрасте была взята из дипломной работы выпускницы ППФ КГУ 2005 года Т.В. Фильковой «Влияние ценностных ориентаций на представление о риске в подростковом возрасте». Исследование проводится в виде группового интервью, с элементами игровой процедуры.

Процедура включает в себя:

1. формирование банка ситуаций проб (риска) адекватных данному возрасту в данное время;

2. формирование банка желаемого, то есть, возможных ценных приобретений, ради которых совершаются пробы;

3. выяснение ценных потенциальных «потерь» в ситуации пробы (того, что можно потерять в ситуациях риска, выложить в качестве платы за желаемое приобретение);

4. групповое ранжирование списка желаемых приобретений при подсчете средних рангов за каждое приобретение.

5. индивидуальное ранжирование ценных потенциальных потерь на карточках по принципу: самый высокий ранг (балл) соответствует самой значимой ценности, самый низкий ранг - самой незначительной;

6. проведение «аукциона»: индивидуальное выкладывание ранжированных карточек за желаемые приобретения, фиксация индивидуальных «плат» за желаемое в специальном бланке, подсчет баллов за каждое приобретение.

Подробные вопросы группового интервью для исследования ценностных ориентаций см. в Приложении 1.

Преимущества нашего метода исследования по сравнению с другими методами исследования ценностных ориентаций состоит в следующем:

1. Методика позволяет выявить ценностные ориентации через исследование представлений о риске, тем самым мы получаем возможность исследовать не только ценностные ориентации, но и представление о риске постара

2. Набор ценностей в нашей методике не задан заранее в отличие от других методик исследования ценностных ориентаций. Распредмечивая ситуации проб (риска), раскрывая содержание этих ситуаций, мы получаем набор ценностей, характерный для определенной группы подростков.

3. Процедура позволяет выявить два набора ценностей: ценные желаемые приобретения, ради которых совершается проба, и ценные потери, возможные в ситуациях проб.

4. С помощью группового интервью, то есть, при непосредственном общении с подростками, мы получаем возможность описать ценности и представление о риске на «языке» подростков.

 

Проведение исследования

Этап. Набор респондентов для группового интервью

На первом этапе нашей работы предстояло отобрать участников для группового интервью. Участники групп отбирались по возрасту и полу.

В исследовании принимали участие ученики 13-14,15-17 лет (7, 9, 11 классов) двух школ г.Красноярска. Одна школа (в данном исследовании назевается первой) Советского района №7. Вторая школа (в данном исследовании называется вторая школа) мр-н. «Черёмушки» №89. Обе школы занимаются по традиционной программе.

Выборка: Группы для исследования, составом 8-12 человек, формировались по половому признаку (всего 74 человек; из них - 35 мальчиков, 39 девочек) и возрасту (всего 74; из них 36- подростки 13-14 лет, 38-поростки 15-17 лет.

В группы 1 типа - подростки 13-14 (ученики 7 класса) обеих школ.

В группы 2 типа – подростки 15-17 лет (ученики 9, 11 классов) обеих школ.

Подростки, входящие в группы 1 типа:

Было проведено 4 группы – 2 группы девочек (13-14 лет) по одной группе из каждой школы, 2 группы мальчиков (13-14 лет) по одной группе из каждой школы.

Подростки, входящие в группы 2 типа:

Было проведено 4 группы – 1 группа девочек (16-17 лет) из первой школы, одна группа мальчиков (16-17 лет) из первой школы, 1 группа девочек (15-16 лет) из второй школы, 1 группа мальчиков (15-16 лет) из второй школы.

Итого: исследование было проведено в 8 группах подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: