Сущность и характерные особенности разработки и принятия коммерческих решений

 

В зависимости от функциональной принадлежности решения можно классифицировать на кадровые, маркетинговые, коммерческие, правовые, технологические, экономические и хозяйственные решения.

Более подробно рассмотрим коммерческую деятельность предприятия, как сферу принятия коммерческих управленческих решений.

Рассмотрим немного глубже, что же такое вообще коммерческая деятельность. Коммерческая деятельность – это вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который лежит в основании любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.

Коммерческая деятельность – это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров.

Коммерческая деятельность - это торговля, торговые процессы по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Таким образом, ясно, что специфика коммерческих решений будет заключаться в том, что решения будут приниматься в сфере операций купли – продажи товаров и услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли.

Генеральная цель любого торгового предприятия – обеспечение оптимального функционирования торговой системы. А это значит, обеспечить выживание организации в сложных условиях и ее развитие – ежегодный прирост всех основных показателей хозяйственной деятельности. Генеральная цель достигается в том числе посредством достижения коммерческих подцелей, направленных на получение наибольшей прибыли. Задача менеджера в данном случае – четкое, рациональное управление коммерческой деятельностью, то есть принятие эффективных решений в этой сфере<29>.

Для управления коммерческой деятельностью и предприятием в целом создается сложная система управления, имеющая:

ü Механизм

ü Структуру

ü Механизм развития системы

ü Элементы, позволяющие осуществить процесс управления, принимать управленческие решения и т.д.

 Также можно выделить функции управления, а именно: планирование, организация, мотивация и контроль, которые выполняются во всех подсистемах управления коммерческой деятельностью. Закупка, товарные запасы и ассортимент, а также организация продажи и реклама, являются основными подсистемами коммерческой деятельности (таблица 1.2).

 

Таблица 1.2 - Функции управления в системе коммерческой деятельности

Функции управления

Подсистема

Закупка товаров Товарные запасы в ассортименте Организация продаж и реклама
Планирова-ние Изучение спроса. Выявление источников закупки. Определение величины партии исходя из плана товарооборота наличных и других факторов Планирование ассортимента исходя из доходности. Установление max и min уровня заказов Планирование объема товарооборота. Планирование затрат на организацию продаж и рекламу
Организация Принятие решения о закупке. Заключение договоров на поставку. Создание системы предприятия-поставщики. Формирование устойчивых связей Создание системы способной эффективно управлять запасами и ассортиментом Внедрение форм и методов продаж. Разработка рекламных мероприятий
Мотивация

Создание условий для достижения результативности работы, создание корпоративной культуры

Контроль Оценка целесообразности и эффективности каждой покупки Анализ изменения товарных запасов. Мероприятия по ликвидации сверхнормативных товарных запасов Анализ т/о и других показателей. Сравнение темпов изменения затрат на организацию продаж и т/о.

 

Таким образом, рассмотрев основные функции управления и подсистемы коммерческой деятельности, можно дать более полное определение коммерческим решениям.

Коммерческие решения – это решения, которые принимаются в сфере закупки товаров, их распределения и сбыта потребителю, то есть организацию хозяйственных связей между поставщиком и потребителем товаров в процессе деятельности организации с минимальными издержками и максимальной прибылью<12>,<3>.

Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия включает на каждом этапе коммерческой деятельности:

1. оценку состояния дел в текущий период (ситуационный анализ);

2. определение направления развития бизнеса (постановка задач);

3. составление плана достижения поставленных целей (стратегическое правление, планирование);

4. организацию мероприятий по выполнению плана (этап организации);

5. проверку достигнутых результатов, а в случае их отсутствия - выявление их причин (контроль).

Управление всегда складывается из управления людьми и управления деятельностью. Управление организацией нацелено на достижение нужных результатов в конкретной ситуации<24>.

К коммерческо-функциональным критериям работы предприятия относят: его рост, платежеспособность, рентабельность, финансовое положение, эффективность труда персонала.

К критериям поддержания коммерческой деятельности относят: социальную ответственность, действительность, осведомленность работников о результатах своего труда, организационный климат, представление о фирме во внешнем окружении.

 Схема и методы разработки и принятия коммерческих решений аналогична схеме принятия управленческих решений. Ниже приведены возможные методы анализа и построения решений в сфере коммерческой деятельности (смотри приложение таблица 1.3)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: