В зависимости от функциональной принадлежности решения можно классифицировать на кадровые, маркетинговые, коммерческие, правовые, технологические, экономические и хозяйственные решения.
Более подробно рассмотрим коммерческую деятельность предприятия, как сферу принятия коммерческих управленческих решений.
Рассмотрим немного глубже, что же такое вообще коммерческая деятельность. Коммерческая деятельность – это вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который лежит в основании любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.
Коммерческая деятельность – это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров.
Коммерческая деятельность - это торговля, торговые процессы по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.
Таким образом, ясно, что специфика коммерческих решений будет заключаться в том, что решения будут приниматься в сфере операций купли – продажи товаров и услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли.
|
|
Генеральная цель любого торгового предприятия – обеспечение оптимального функционирования торговой системы. А это значит, обеспечить выживание организации в сложных условиях и ее развитие – ежегодный прирост всех основных показателей хозяйственной деятельности. Генеральная цель достигается в том числе посредством достижения коммерческих подцелей, направленных на получение наибольшей прибыли. Задача менеджера в данном случае – четкое, рациональное управление коммерческой деятельностью, то есть принятие эффективных решений в этой сфере<29>.
Для управления коммерческой деятельностью и предприятием в целом создается сложная система управления, имеющая:
ü Механизм
ü Структуру
ü Механизм развития системы
ü Элементы, позволяющие осуществить процесс управления, принимать управленческие решения и т.д.
Также можно выделить функции управления, а именно: планирование, организация, мотивация и контроль, которые выполняются во всех подсистемах управления коммерческой деятельностью. Закупка, товарные запасы и ассортимент, а также организация продажи и реклама, являются основными подсистемами коммерческой деятельности (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Функции управления в системе коммерческой деятельности
Функции управления | Подсистема | ||||
Закупка товаров | Товарные запасы в ассортименте | Организация продаж и реклама | |||
Планирова-ние | Изучение спроса. Выявление источников закупки. Определение величины партии исходя из плана товарооборота наличных и других факторов | Планирование ассортимента исходя из доходности. Установление max и min уровня заказов | Планирование объема товарооборота. Планирование затрат на организацию продаж и рекламу | ||
Организация | Принятие решения о закупке. Заключение договоров на поставку. Создание системы предприятия-поставщики. Формирование устойчивых связей | Создание системы способной эффективно управлять запасами и ассортиментом | Внедрение форм и методов продаж. Разработка рекламных мероприятий | ||
Мотивация | Создание условий для достижения результативности работы, создание корпоративной культуры
| ||||
Контроль | Оценка целесообразности и эффективности каждой покупки | Анализ изменения товарных запасов. Мероприятия по ликвидации сверхнормативных товарных запасов | Анализ т/о и других показателей. Сравнение темпов изменения затрат на организацию продаж и т/о. |
Таким образом, рассмотрев основные функции управления и подсистемы коммерческой деятельности, можно дать более полное определение коммерческим решениям.
Коммерческие решения – это решения, которые принимаются в сфере закупки товаров, их распределения и сбыта потребителю, то есть организацию хозяйственных связей между поставщиком и потребителем товаров в процессе деятельности организации с минимальными издержками и максимальной прибылью<12>,<3>.
Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия включает на каждом этапе коммерческой деятельности:
1. оценку состояния дел в текущий период (ситуационный анализ);
2. определение направления развития бизнеса (постановка задач);
3. составление плана достижения поставленных целей (стратегическое правление, планирование);
4. организацию мероприятий по выполнению плана (этап организации);
5. проверку достигнутых результатов, а в случае их отсутствия - выявление их причин (контроль).
Управление всегда складывается из управления людьми и управления деятельностью. Управление организацией нацелено на достижение нужных результатов в конкретной ситуации<24>.
К коммерческо-функциональным критериям работы предприятия относят: его рост, платежеспособность, рентабельность, финансовое положение, эффективность труда персонала.
К критериям поддержания коммерческой деятельности относят: социальную ответственность, действительность, осведомленность работников о результатах своего труда, организационный климат, представление о фирме во внешнем окружении.
Схема и методы разработки и принятия коммерческих решений аналогична схеме принятия управленческих решений. Ниже приведены возможные методы анализа и построения решений в сфере коммерческой деятельности (смотри приложение таблица 1.3)