Отклонение численности персонала в меньшую или большую сторону влияет на уровень трудового потенциала. Это значит, что как дефицит, так и излишек персонала одинаково отрицательно влияют на трудовой потенциал.
Так, нехватка персонала приводит к чрезмерной нагрузке на работников, а содержание излишней численности ведет к недоиспользованию их индивидуального потенциала.
Рассматривая процесс управления персоналом как целостную систему, можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:
1. организационную:
· планирование источников комплектования кадрами;
· информированность населения о наборе кадров и сроках набора;
· объем средств, выделенных на подготовку кадров и жилищно-бытовое строительство, и др.;
2. социально-экономическую:
· комплекс условий и факторов, определяющих использование и закрепление персонала;
3. воспроизводственную:
· обеспечивающую создание учебно-материальной базы и развитие персонала.
Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:
|
|
Ø планирование ресурсов – разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат;
Ø набор персонала – создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
Ø отбор – привлечение наиболее подходящих кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
Ø определение заработной платы и компенсации – разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала;
Ø профориентация – комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи человеку в освоении своей профессии и ознакомление с перспективами трудовой деятельности;
Ø социальная адаптация – взаимное приспособление работника и организации, для его врабатываемости в новых условиях;
Ø обучение – разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения;
Ø оценка трудовой деятельности – разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;
Ø повышение, понижение, перевод, увольнение – разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
Ø подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе –разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров;
Ø занятость – разработка программ обеспечения равных возможностей занятости.
|
|
Глава 2. Работа с персоналом. Конфликты и пути их разрешения
Работа с персоналом – одна из основных обязанностей руководителей всех направлений, которые должны придерживаться определенных правил:
Ø ориентация на требования законодательства о труде;
Ø учет текущих и перспективных потребностей организации в персонале, исходящих из задач ее развития;
Ø соблюдение баланса интересов организации и ее работников;
Ø создание условий для сокращения числа увольнений и сохранения занятости;
Ø максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинств.
Руководить людьми легче тому, кто способен поставить себя на место другого человека и понять мотивы его поступков. Для этого необходимо:
Ø внимательно слушать других людей;
Ø стараться увидеть ситуацию чужими глазами;
Ø уважать взгляды и ценности других людей.
Если руководитель приобретет это умение, то он сможет дисциплинировать своих подчиненных.
Понятие и виды и конфликта
Конфликт – это отсутствие согласия между участниками. При этом одна сторона пытается добиться реализации своих взглядов ипомешать другой, сделать то же самое.
Виды конфликта в зависимости от:
Ø способа решений
Антагонистические – способы разрешения противоречия в виде разрешения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме 1, от участвования в конфликте.
Компромиссные – решение, за счет взаимного изменения целей участников.
Ø природы возникновения
Социальные – высшая стадия развития противоречия в отношении людей.
Организационные – это следствие организационного регламентирования деятельности личности: применение должностных инструкций и др.
Эмоциональные – неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими.
Ø направленности воздействия
Вертикальные и горизонтальные – объем власти, которой располагают оппоненты, на момент начала конфликтных взаимодействий.
Ø степени выраженности
Открытые – столкновение оппонентов: ссоры, споры.
Скрытые – внешние агрессивные действия отсутствуют между сторонами, но используются косвенные. Это происходит тогда, когда 1 из участников конфликта опасается другого.
Методы управления конфликтами
Ø Внутриличностные, т.е. методы, воздействующие на отдельную личность.
Ø Структурные, методы по устранению организационных конфликтов.
Ø Межличностные или стили поведения в конфликте.
Ø Переговоры.
Ø Ответные агрессивные действия – ее применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.