Применение информационных технологий в системе среднего профессионального образования

 

Информатизация начального профессионального образования – веление времени, приводящее к необходимости внедрения информационных технологий, основанных на современной вычислительной технике, в повседневную практику жизни специалистов любой профессии. Специалист должен обладать т.н. «двойной компетенцией»: помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь знания и навыки работы с информационными технологиями, информационную культуру [24,с.61].

Информационные технологии в средних специальных заведениях  используются для достижения следующих педагогических целей:

1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (кроме передачи информации и заложенных в них знаний):

- развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

- развитие творческого мышления за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности;

- развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

- формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажёрами);

- развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

- формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

- подготовка специалистов в области информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

- повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности;

- углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

Применение современных информационных технологий повышает эффективность самообразования. Это связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном) виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования, когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по электронной почте [20].

Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении являются контроль знаний и самообразование. Высоко оценивают учителя потенциал компьютера, как иллюстративного средства и как средства организации лабораторного практикума.

Особое значение при проведении уроков с применением информационных технологий имеет принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы [12,с.33].

С одной стороны, применение компьютера в качестве индивидуального средства обучения дает возможность продвижения каждого учащегося по собственной образовательной траектории с учетом психолого-педагогических особенностей личности и учебных достижений данного учащегося. Эффективность определяется тем, что предусматривает индивидуальное обучение с учетом уровня подготовки и способностей учащихся. Это характеризуется следующими элементами: темп обучения варьируется в зависимости от способностей, уровня подготовки и быстроты реакции обучаемого; внимание – время компьютера предоставляется только одному обучаемому. При этом компьютер «не устаёт» от учащегося, устраняются отрицательные явления, имеющиеся при личном контакте с преподавателем [18].

Развитие коммуникативных навыков, коллективный поиск решения в проблемных учебных ситуациях при использовании компьютера как мощного мотивационного средства обучения, способствует активизации процесса обучения в коллективе. Так: в начале урока компьютер, оснащенный выходом на проекционный экран, используется для фронтальной работы с группой. Актуализация знаний, проведенная с использованием информационных технологий, настроит учащихся на активную работу.

Когда наступает спад активности учащихся, проводится индивидуальная работа учащихся с электронными учебными материалами. Привлекаются для выполнения тренировочных или исследовательских заданий те учащиеся, которые снизили активность и инициативность участия в учебном процессе. Выбор самих заданий, предлагаемых для выполнения индивидуально, зависит от особенностей восприятия информации каждым учащимся, его личностных качеств.

В средних специальных заведениях часто внедряются системы компьютерной диагностики знаний учащихся. Они используется для контроля и самоконтроля учащихся на занятиях по ряду специальных и общеобразовательных дисциплин, проведения поэтапной аттестации учащихся 1-2 курсов, принятия зачетов, при тестировании участников конкурсов профессионального мастерства, предметных олимпиад, проводимых внутри училищ.

Возможности информационных технологий позволяют получить объективную мгновенную реакцию на действие учащегося, позволяют оценить его успехи, получить информацию о затруднениях в изучаемом на уроке материале и вовремя провести коррекцию.

В практике работы преподавателей используются тематические тесты (тестирующие программы); источником тестов могут служить мультимедиа компакт-диски с обучающими программами или глобальная сеть Интернет.

Учащиеся выполняют задания разного уровня сложности, предлагаемые в электронных учебных пособиях. Так, в начале курса учащиеся изучают клавиатурные тренажёры. Каждый индивидуально в зависимости от темперамента, уровня подготовки проходит все этапы 10-пальцевой слепой печати. Применяются мультимедийные уроки по графическим редакторам, где каждый учащийся выбирает уровень сложности и темп подачи материала. Приемы организации текущего контроля с помощью современных средств обучения могут быть разными: это индивидуальная работа с компьютерным тренажером, и поочередное выполнение отдельных фрагментов общего для группы учащихся задания, и выполнение предложенного в компьютерной программе мини-исследования, которое дублируется учащимся, работающим у доски, с последующим сравнением результатов.

Выполнение проблемных исследовательских заданий, представленных в электронных учебных пособиях, способствует формированию практической преобразующей деятельности каждого учащегося в условиях коллективного обучения [41].

Особый интерес учащихся и дальнейшее углубленное изучение возникает тогда, когда показывается демонстрация удаленных, труднодоступных или не воспроизводимых в условиях училища объектов и явлений. Виртуальные образы доступны для практических преобразований. С помощью компьютера моделируются физические явления, химические реакции, управление производственными или экономическими процессами.

Применяя электронные учебные материалы на уроке, можно справиться с оторванностью обучения от реальной жизни, активизировать внимание учащихся с разной модальностью восприятия информации.

Одним из способов эффективного использования времени является дифференциация обучения, основанная на информационных технологиях.

Применение во время урока электронных учебных материалов, включающих в себя задания разного уровня сложности, с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

Дифференцированный подход является особенно важным для учащихся, опережающих своих сверстников в развитии, для тех учащихся, которые по ряду причин отстают от одногруппников в выполнении коллективных видов работы на уроке. Применение разноуровневых электронных заданий не только позволит интенсифицировать процесс обучения, но и будет способствовать повышению мотивации познания.

Причиной этого является то, что работа на компьютере во время урока, личностно значима для учащихся.

Активно реализуется проектная деятельность учащихся с использованием новых информационных технологий. Большое значение имеет такая работа для более полного усвоения учебного материала, для развития практических навыков использования электронных учебных материалов в познавательной деятельности учащихся. В качестве примера рассмотрим организацию познавательной деятельности учащихся с применением ИТ. Учащимся предлагается поучаствовать в совместном создании электронных и подготовленных традиционным способом проектов учебного назначения с последующим представлением учащимися своей работы в группе.

Учитель консультирует и направляет усилия учащихся, организует конкурс по защите проектов, поощряет всех участников. Лучшие работы могут использоваться в качестве демонстрационного дидактического материала на разных этапах урока. Такая форма применения информационных технологий возможна, учащиеся не только с удовольствием создают и демонстрируют на уроке свои проекты, но и гораздо лучше усваивают учебный материал, на основе которого был выполнен проект.

Создание даже небольшого электронного проекта требует определенного времени на отбор материала, поиска дизайнерского решения и (на первых порах) освоения соответствующего программного обеспечения. Учащиеся училищ  должны чаще посещать библиотеки и искать информацию в книгах. Но возможность использовать компьютер для поиска нужных сведений в ресурсах медиатеки, в Internet либо для оформления подготовленной традиционными средствами работы вполне реальна, социально востребована и личностно значима для учащихся [30,с.41].

Применение ЭВМ в освоении профессий учащихся в училищах предлагает использование ИТ технологий с профессиональной направленностью. Большое значение придается практическим занятиям, которые учащиеся проводят непосредственно за дисплеем для решения конкретных специализированных задач. При изучении текстовых и графических редакторов учащиеся выполняют задания, связанные с будущей профессией: оформляют бланки, ценники для товаров, меню для обеда, визитки, рекламные буклеты, создают схемы и чертежи деталей. Например, учащиеся по специальности «Повар» могут проводить расчеты калькуляции продукции на ЭВМ при выполнении практических работ. Учащиеся по специальности «Автослесарь» рассчитывают показатели надёжности автосистем, выполняют анализ и синтез различных типов цепей, решают ряд других задач. У операторов ЭВМ большой интерес вызывает создание интерактивных программ (программ диалога с компьютером) и создание программ тестирования на языке Турбо Паскаль и в среде Delphi. В аттестационных и итоговых квалификационных работах учащиеся используют мультимедийные программы.

Из рассмотрения применение ИТ в средних специальных заведениях следует следующее заключение: информатизация начального профессионального образования в обучении позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Применение ИТ в освоении профессий учащихся в училищах предлагает использование технологий с профессиональной направленностью. Применение информационных технологий в среднем профессиональном образовании призваны улучшить качество подготовки выпускаемых специалистов. Кроме того повысить уровень самообразования и привить интерес к знаниям и стремление к получению высшего образования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: