Проблемы и пути их решения при взыскании и исчислении налогов на имущество с физических лиц

По моему мнению, в сегодняшних условиях инвентаризационная стоимость недвижимого имущества в том понимании, в каком оно представлено в Законе "О налогах на имущество физических лиц", - это не более чем виртуальная стоимость, оставшаяся в наследство от экономики бывшего СССР. Можно предположить, что в прежние времена она несла в себе какую-то экономическую и логическую нагрузку. В условиях перехода к рыночной экономике и тем более в рыночной экономике это понятие если и имеет какой смысл, то весьма относительный и ограниченный, показывая соотношение стоимостей различных объектов недвижимого имущества.

Известно, что сегодня, несмотря на то что экономика России в реальности далеко не рыночная, все сделки, в том числе по купле - продаже недвижимого имущества, давно проводятся по рыночной стоимости. На это нацеливает и ст. 40 1-й части Налогового кодекса, где отмечается, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, соответствующая уровню рыночных цен. Физические лица эту статью начали применять безо всякого кодекса и намного раньше.

Принятие в законе за налоговую базу для расчета налога на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости дает основание предполагать, что мы по-прежнему находимся в плену двойных стандартов. Оценка недвижимости по инвентаризационной стоимости, помимо ее виртуальности, несет в себе и другие негативные моменты. Не секрет, что зачастую при проведении сделки купли - продажи квартир, дач, загородных домов в целях ухода от уплаты налога или занижения его суммы официальное оформление происходит по инвентаризационной стоимости, а фактическая сделка - по рыночной цене.

Движение в направлении отказа от инвентаризационной стоимости уже обозначено. Так, в ст. 5 Федерального закона от 20.07.97 N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери" отмечается, что налоговая база налога на недвижимость исчисляется исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости. И уже к ней применяются утвержденные законодательными органами этих субъектов ставки для определения непосредственно суммы налога.
Понятно, что ввиду заниженности стоимости имущества по инвентаризационной стоимости замена для целей налогообложения квартир и других объектов недвижимости на оценку по рыночной стоимости при сохранении действующих ставок налога приведет к многократному увеличению суммы налога, что для большей части граждан страны, приватизировавших свои единственные квартиры или иные объекты недвижимости, окажется весьма накладно или вовсе неподъемно.

В этой связи отказ от оценки имущества по инвентаризационной стоимости и принятие оценки по рыночной стоимости потребует разработки методов перехода к новому расчету суммы налога посредством различных коэффициентов или иными способами. Главное заключается в построении коэффициентов таким образом, чтобы налог, рассчитанный по действующим ставкам и инвентаризационной стоимости, не превысил бы суммы налога, рассчитанного по рыночной стоимости имущества и новым ставкам налога. Такой принцип должен быть соблюден только до какой-то заранее выбранной стоимости имущества.

При этом, на мой взгляд, следует установить определенные ограничения по стоимости недвижимого имущества, в частности квартир, исходя уже из рыночных цен, налог по которым будет рассчитываться по самой низкой ставке.
С более дорогой недвижимости, переходящей по стоимости сумму, по которой взимается налог по самой низкой ставке, ставки налога должны быть более высокими, как это сделано в действующем законе и как это делается во всех странах с устоявшейся рыночной экономикой.

Следует согласиться с точкой зрения Д.Г. Черника о необходимости перехода к рыночной оценке стоимости имущества. При этом автор предлагает свои пути решения данной проблемы. В частности, он считает, что необходимо ввести высокий необлагаемый минимум, что также практикуется в ряде развитых рыночных государств.

Выступая, Президент страны весьма справедливо и своевременно заметил, что определенные категории россиян уже сегодня имеют возможность и должны платить полную стоимость затрат по содержанию и обслуживанию жилья. В течение относительно короткого периода времени это предложение повсеместно начало воплощаться в жизнь.

Считаю актуальным этот призыв спроецировать на налог на имущество физических лиц путем отказа от оценки по инвентаризационной стоимости и перехода на оценку недвижимости по рыночной цене. Это обусловлено теми же мотивами: определенная часть граждан, построив или купив дорогостоящее, элитное жилье или загородные дома, может и должна уплачивать налог на имущество, исходя из его оценки по рыночной цене и по более высоким ставкам.

В Законе "О налогах на имущество физических лиц" для определенных категорий граждан установлены льготы. Так, освобождаются от уплаты налога на имущество Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации; лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР и ряд др. категорий.
При переходе на оценку объектов недвижимости для целей налогообложения эти льготы необходимо оставить, но при этом установить границу стоимости недвижимого имущества, за которой и для этих категорий граждан должны быть упразднены льготы. При этом можно учесть такие параметры, как количество совместно проживающих со льготниками граждан, постоянно зарегистрированных в данной квартире, стоимость недвижимости, приходящаяся на одного постоянно зарегистрированного на ней гражданина, и другие факторы. Предлагаемое решение аналогично применению льгот по оплате жилья: льготниками оплачивается 50% стоимости коммунальных услуг до какой-то установленной нормы (например, 33 кв. м). Свыше этой нормы гражданин, несмотря на имеющиеся заслуги, оплачивает коммунальные услуги в полном объеме.

С переходом на оценку недвижимости физических лиц по рыночным ценам возникает немаловажный вопрос: кто будет проводить эту работу? Нам видятся три варианта решения этой задачи. Первый - создать при территориальных налоговых инспекциях отдельную группу специалистов - оценщиков. Второй - учитывая, что 1-й вариант потребует некоторого времени для формирования, обучения и становления такой группы, воспользоваться услугами агентств по недвижимости, риэлтерских контор, частных риэлторов. Кстати, такое решение предусмотрено ст. 130 НК РФ. Следует подчеркнуть, что у перечисленных категорий накоплен значительный опыт по оценке недвижимости, они способны весьма профессионально решать подобные задачи. Третий вариант. Поручить функционирующим БТИ с помощью научно - обоснованных коэффициентов перевести инвентаризационную стоимость недвижимости в рыночную.

Нам представляется, что магистральным путем является первый вариант. Об этом говорит опыт стран с развитой рыночной экономикой. Так, структура налоговых поступлений и налоговых инспекций по профессиональному составу стран Западной Европы и США кардинально отличается от структуры поступлений налоговых доходов и профессионального состава работающих в самих инспекциях в России. В первом случае значительный удельный вес инспекторов в территориальных инспекциях составляют сметчики, архитекторы, строители. Численность юристов, финансистов и экономистов существенно меньше. У нас же по профессиональному составу более половины работников территориальных инспекций - это финансисты и экономисты. Что касается сметчиков, строителей, архитекторов и других специалистов строительной индустрии, то в структуре налоговых инспекций их практически нет.

Задача по подготовке специалистов - риэлтеров внутри налоговой службы может быть решена в короткие сроки на базе учебно - методологического центра при МНС РФ.

Принятие за основу рыночной цены недвижимости при наметившейся тенденции роста реальных доходов населения и увеличения на этой основе количества покупаемых квартир, в том числе дорогостоящих и элитных, загородных домов и дач приведет к тому, что налог на имущество физических лиц в отличие от существующего ныне положения будет занимать более заметное место в общей доле налоговых доходов, к изменению структуры налоговых инспекций по профессиональному составу. И к этому необходимо готовиться уже сегодня.

На пути перехода к налогообложению имущества граждан по рыночной оценке много подводных течений, которые сегодня "закрыты временем", и, естественно, их трудно предвидеть. Важно начать движение в этом направлении и по мере возникновения проблем искать приемлемые пути их решения. Главное, чтобы принимаемые законодательные акты не ухудшили материальных условий подавляющего числа граждан.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Обязанность по исчислению суммы выше указанного налога возложена на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
При неуплате гражданами сумм налогов, указанных в уведомлении, им в течение трех месяцев в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ направляется требование об уплате налога.

В случае неисполнения налогоплательщиком - гражданином, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
У налогового органа есть два варианта обращения в судебные органы для взыскания недоимки по налогам с граждан – в порядке приказного производства и в порядке искового производства.

Приказное производство является упрощенным порядком гражданского судопроизводства, что, учитывая большую загруженность как налоговых органов, так и мировых судей, практикуется большинством инспекций. В приказном производстве (глава 11 ГПК РФ) от заявителя не требуется представления второго пакета документов для должника, судья не выносит определения о подготовке к судебному заседанию, отсутствует предварительное слушание дела, приказ принимается судьей единолично, без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений, в течение 5 дней со дня поступления заявления от взыскателя. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом, и, таким образом, для обращения в службу судебных приставов не требуется исполнительного листа.

Так, в силу ст. 128-129 ГПК РФ, судья отменяет судебный приказ, если от должника в течение десяти дней со дня получения приказа поступят возражения относительно его исполнения. При этом, закон не связывает обязательность отмены приказа с тем, являются ли причины возражения должника состоятельными по своей сути, судьями также принимаются возражения без объяснения вообще каких-либо причин.

МРИФНС РФ № 12 по Саратовскому району администрирует четыре района области: Саратовский, Татищевский, Воскресенский, Красноармейский. В настоящее время во всех районах, кроме Воскресенского, имеют место единичные случаи отмены судебных приказов, а в Воскресенском районе отмена приобрела массовый характер. В большинстве случаев возражения должников необоснованны.

Зачастую должник возражает против взыскания с него налогов из-за того, что он не получал уведомления или требования, хотя налоговый орган обязательно прикладывает к заявлению почтовые реестры об отправке налогоплательщику этих документов и справку адресного бюро о месте жительства для подтверждения отправки по адресу.
В такой ситуации налоговый орган может предпринять только взыскание налогов в порядке искового производства. Эта процедура, как уже было сказано выше, намного сложнее не столько для налогового органа, сколько для мирового судьи.

Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции. После принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству. Затем проводится предварительное судебное заседание с участием сторон, по результатам которого, судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.
Затем наступают стадии судебного разбирательства, вынесения решения, и исполнительного производства, которое возбуждается на основании исполнительного листа.

Взыскание недоимки по налогам в порядке искового производства с граждан, заявивших необоснованные возражения при вынесении в отношении них судебных приказов, которые впоследствии были по этой причине отменены, имеет очень важное воспитательное значение. Каждый из них должен убедиться, что, несмотря на отмену судебного приказа, обязанность по уплате налогов остается и принудительного взыскания недоимки не избежать.

 












double arrow
Сейчас читают про: