Профсоюзное движение в республике Беларусь

 

2.1 РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РБ

 

          Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения.

          В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-ХII «Об общественных объединениях» общественным объединением «является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав». В Конституции Республики Беларусь в статье 36 определено право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы.

          По состоянию на 1 января 2011г. в республике зарегистрировано 15 политических партий, 36 профессиональных союзов, 2 221 общественное объединение (224 международных, 702 республиканских и 1 295 местных), 22 союза (ассоциации) общественных объединений, а также 75 фондов (8 международных, 3 республиканских и 64 местных). По направлениям деятельности на территории РБ зарегистрированы следующие общественные объединения: физкультурно-спортивные – 521, благотворительные – 350, просветительские, культурно-досуговые, воспитательные – 289, молодежные – 168 (в том числе детские – 23), инвалидов войны и труда, ветеранов – 138, национальных меньшинств – 103, научно-технические – 98, сторонников природы, памятников истории, культуры – 71, творческие – 42, женские – 33 и прочие – 408.

          Профсоюз в Беларуси – это добровольная общественная организация, которая объединяет граждан связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов.

          Права и интересы граждан, которые должен защищать профсоюз, вытекают из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в Беларуси международными договорами.

          В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, все граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Это касается не только работников, но в том числе студентов обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.

          Работники, состоящие в профсоюзе, являются частью организованной группы, которая сплачивается по вопросам защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов. Начиная от вопросов, касающихся распорядка трудового дня, оплаты отпуска, выплаты пособий, и, заканчивая вопросами увеличения заработной платы и безопасности на рабочем месте, решаются группой. Работнику, вступившему в профсоюз, не надо решать эти проблемы самостоятельно.

          Члены профсоюза также получают квалифицированную защиту в случае, если они вступают в трудовой спор с нанимателем и решают его через суд.

          Некоторые профсоюзы проводят обучение и поддерживают профессиональное развитие своих членов.

          Профсоюзы имеют право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и другие коллективные действия по защите интересов своих членов. Все мероприятия должны проводиться в соответствии с законодательством РБ.

 

2.2 ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

 

          Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) – национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение профессиональных союзов, их объединений и ассоциированных членов, созданный для координации деятельности членских организаций, отстаивания и защиты законных прав и интересов членов профсоюзов, организаций, входящих в ФПБ.

          Федерация профсоюзов Беларуси – самое крупное профсоюзное объединение трудящихся Беларуси, насчитывающее в своих рядах более 95% экономически активного населения страны.

          Цели деятельности Федерации профсоюзов Беларуси – координация действий профсоюзов по защите трудовых и социально-экономических прав и законных интересов членов организаций, входящих в ФПБ, укрепление солидарности и единства действий профсоюзного движения республики, а также совершенствование и развитие системы социального партнерства.

          Главное направление деятельности Федерации профсоюзов Беларуси – защита конституционных и трудовых прав членов профсоюзов. По инициативе и с участием ФПБ разрабатываются различные нормативные правовые акты, которые являются правовой основой защиты трудящихся и деятельности профсоюзов. ФПБ участвует в разработке и контролируют реализацию республиканских и региональных государственных программ занятости, оздоровления трудящихся и членов их семей, других социальных программ.

 

          Федерация профсоюзов Беларуси осуществляет общественный контроль за выполнением законодательства о труде, охране труда; представляет интересы профсоюзных организаций в примирительно-арбитражных, судебных органах при решении коллективных трудовых споров (конфликтов); осуществляет информационное, организационное и правовое обеспечение деятельности членских организаций.

          Деятельность ФПБ сосредоточена на отстаивании позиций по улучшению материального положения и условий жизни людей, обеспечении полной занятости населения, создании новых рабочих мест, обеспечении социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи, активизации участия профсоюзов в разгосударствлении и приватизации государственной собственности.

          Представители ФПБ, членских организаций и их структур принимают участие в работе коллегиальных органов министерств, ведомств, областных и районных исполнительных комитетов, советов предприятий, что позволяет более оперативно, компетентно и эффективно решать актуальные вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников.

          Основными принципами организации и деятельности Федерации профсоюзов Беларуси являются:

- добровольность вступления в ФПБ и выхода из нее;

- равные права всех членских организаций, их организационная и финансовая самостоятельность;

- взаимное признание членскими организациями профсоюзного членства и сохранение профсоюзного стажа при переходе члена профсоюза на работу на предприятие, в учреждение, организацию другой отрасли;

- коллегиальность и гласность в работе выборных органов ФПБ, их регулярная отчетность перед членскими организациями и Съездом ФПБ;

- обязательность выполнения членскими организациями решений руководящих органов ФПБ, принятых в соответствии с Уставом ФПБ;

- солидарность, единство действий членских организаций в реализации целей и задач ФПБ;

- равноправное участие всех членских организаций в формировании руководящих выборных и контрольно-ревизионных органов ФПБ путем их избрания Съездом, Советом ФПБ из представителей, рекомендованных профсоюзами.

          Целями деятельности Федерации профсоюзов являются:

- координация действий профсоюзов по защите трудовых и социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюзов. организаций, входящих в ФПБ;

- укрепление солидарности и единства действий профсоюзного движения республики.

          Одним из ключевых направлений деятельности ФПБ по защите прав и социально-экономических интересов трудящихся является социальное партнерство (взаимодействие органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы при разработке и реализации социально-экономической политики государства).

          Главные задачи ФПБ:

- дальнейшее совершенствование и развитие системы социального партнерства,

- обеспечение взаимодействия профессиональных союзов в защите трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов,

- разработка стратегии и тактики профсоюзов, разработка программных документов профсоюзного движения республики.

          Одно из главных направлений деятельности ФПБ – защита конституционных и трудовых прав членов профсоюзов. По инициативе и с участием ФПБ разработаны многие законы, кодексы законов, нормативные акты, которые являются правовой основой защиты трудящихся и деятельности профсоюзов. ФПБ участвовала в разработке и реализации республиканских и региональных программ занятости, оздоровления трудящихся и членов их семей, других социальных программ; инициировала становление и развитие системы социального партнерства. ФПБ содействует стабилизации политической и социально-экономической жизни страны. ФПБ является членом Всеобщей Конфедерации профсоюзов, представляет трудящихся Беларуси в Международной организации труда, сотрудничает со многими профсоюзными центрами Содружества Независимых Государств, Европы, Азии, Америки.

          В состав ФПБ входит ряд ассоциированных членов, выполняющих задачи и цели, стоящие перед организацией по различным направлениям:

1) Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси "Международный институт трудовых и социальных отношений", в котором ежегодно обучается 4,5 тысячи студентов по 7 специальностям;

2) Санаторно-курортное предприятие "Белпрофсоюзкурорт", в составе которого 13 санаториев, 2 пансионата с лечением, 1 дом отдыха;

3) Туристско-экскурсионное предприятие "Беларустурист", объединяющее 6 гостиниц во всех областях Беларуси, 9 туристско-оздоровительных комплексов, 30 туристических бюро;

4) Два столичных гостиничных комплекса – "Турист" и "Орбита"

5) Два автотранспортных предприятия;

6) Спортивный клуб Федерации профсоюзов Беларуси;

7) Строительно-производственное предприятие "Белпрофстрой";

8) Консервный завод Федерации профсоюзов Беларуси;

9) Республиканский Дворец культуры профсоюзов;

10) Республиканский Дворец культуры ветеранов;

11) Редакция газеты "Беларускi Час";

12) Радиостанция "НОВОЕ РАДИО";

13) Типография Федерации профсоюзов Беларуси.

 

2.3 ФАКТОРЫ, ОСЛАБЛЯЮЩИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОФСОЮЗОВ

 

          Факторов, препятствующих становлению профсоюзов как полноправных субъектов трудовых отношений много, но все их можно свести в две большие группы:

1) "средовые", т.е. объективно заданные внешними по отношению к профсоюзам политическими и социально-экономическими условиями;

2) "имиджевые", зависящие от самих профсоюзов, их идеологии, деятельности, структур и т.д.

          Факторы, ослабляющие институциональный статус профсоюзов и затрудняющие выполнение ими своих функций, можно свести к следующим[11, с. 128]:

          1. Необходимость экономических агентов действовать в жесткой конкурентной среде. Когда для многих предприятий "удержаться на плаву" становится задачей номер один, естественно, упор делается на экономическую эффективность, но не на социальную справедливость. Проблемы социальной защиты, являющиеся прерогативой профсоюзов, оттесняются на второй план, а вместе с ними оттесняются и сами профсоюзы. Торжествует экономический подход, выражающийся в формуле: "вначале наладим экономику - потом будем решать социальные проблемы". В попытках отстаивать права работников профсоюзные лидеры и активисты часто встречают жесткое сопротивление со стороны работодателей. Нередки случаи вытеснения профсоюзов с предприятий как силы, мешающей администрации "работать". Следует согласиться с тем, что на слабом экономическом фундаменте не создашь надежную систему социальной защиты, равно как и с тем, что, функционально и социально слабый работник не создаст крепкой экономики. Каждый субъект трудовых отношений - предприниматель, профсоюзы - должен действовать в своем пространстве, экономическом и социальном, достигая методом уступок и компромиссов удовлетворяющего стороны консенсуса. Практика показывает, что это единственный разумный подход в разрешении противоречивых интересов.

И все же приоритет задач, связанных с восстановлением старого и налаживанием нового производства, выпуском конкурентоспособной продукции, достижением устойчивого положения на рынке, реально существует, и это не может не осложнять жизнь профсоюзов.

          2. Примитивный рынок труда. Формирование рынка труда идет замедленно, а значит, не включаются еще на полную мощность рыночные механизмы саморегуляции. Рабочая сила не стала еще полноценным рыночным товаром. Заработная плата - основная форма оценки труда - определяется все еще не стоимостью и колебаниями цены рабочей силы на рынке труда, она продолжает выводиться из колебаний цены продукции, производимой на предприятиях. Отсюда явное занижение уровня оплаты труда, во-первых, и нерационально большая дифференциация размеров заработной платы по отраслям и предприятиям, во-вторых. Профсоюзы в этой ситуации поставлены в сложное положение. Они вынуждены идти на конфронтационные действия с работодателями и администрацией, пытаясь хоть в какой-то мере восстановить справедливость. Препятствием к становлению рынка труда является и фактическое отсутствие рынка жилья, а значит и низкая социальная и трудовая мобильность населения.

          3. Сокращение социальной базы профсоюзов. Масштабная приватизация госсобственности, рост числа предприятий сферы услуг, традиционно неактивных в профсоюзном отношении, безработица, увеличение масштабов частичной и неполной занятости - все это сужает социальную базу профсоюзов, влечет за собой ограничение их финансовых и организационных возможностей. Ожидаемый рост числа средних и малых предприятий создает дополнительные трудности для профсоюзов, привыкших действовать на крупных предприятиях в рамках традиционно организованных структур. Необходим поиск новых форм организации.

          4. Разрушение ("дезинтеграция") совокупной рабочей силы. Трудовые коллективы как основное поле деятельности профсоюзов претерпевают в ходе реформирования испытание на прочность, и многие это испытание не выдерживают. Его дополняют и процессы снижающегося уровня профессионализма, когда большие массы работников вынуждены оставлять свои профессиональные группы и заполнять свободные трудовые ниши, где не требуется прежняя специальная подготовка. Бурный процесс роста "рыночных" специальностей, захвативший, прежде всего сферу труда, создает для профсоюзов принципиально новые условия, когда традиционные формы работы зачастую не подходят.

          Перечисленные факторы носят объективный характер, они как бы заданы самой логикой развития и не зависят в полной мере от профсоюзов, но показывают роль профсоюзов на современном этапе развития - участие в договорных трудовых отношениях.

 

2.4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В РБ И ЗАКРЕПЛЕНИЮ ИХ РОЛИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

 

Анализ ситуации в профсоюзном движении РБ показал, что в первую очередь необходима поддержка профсоюзов в информационном плане: развитие профсоюзной прессы. Более того, для новых профсоюзов желательно создание сети общественных центров со специалистами по масс-медиа, организованной профсоюзной работе и юридическим вопросам на общегосударственном и региональном уровнях. С другой стороны, необходима широкая просветительная работа среди населения РБ по определению у него стереотипа о роли профсоюзов в их личной жизни и жизни общества.

    Подчеркнем, что в РБ реально очень низкий уровень восприятия профсоюзов как общественного института вообще. В обществе существует искаженное представление о предназначении профсоюза только как организации, выдающей путевки, материальную помощь и т.д.

Возможно, эту проблему можно было разрешить посредством проведения семинаров, учебы и т.д. с различными слоями населения. Это могут быть организация учебы профсоюзных активистов с привлечением деятелей международного профсоюзного движения, различные мониторинги, конференции и т.п.

В следствие вышеизложенного необходимо отметить, что в нынешних условиях консервации экономической и социально-политической ситуации в стране наблюдается практически полное отсутствие востребованности профсоюзов обществом как организации по защите прав трудящихся. Сегодня нет движения протеста трудящихся, роста рабочего движения за свои права. Вместе с тем известно, что именно в ситуации роста рабочего движения за улучшение условий труда возникли первые профсоюзы сперва в Европе, а с 1990-х и в РБ.

С учетом того, что сейчас в РБ отсутствует ситуация протестной активности рабочих, хотя многие необходимые составляющие уже имеются (низкие зарплаты, рост цен и т.п.), на изменение ситуации в профсоюзном движении РБ в сторону его демократизации и профессионализации и укрепления в будущем, на наш взгляд, могли бы положительно повлиять следующие действия[17, с. 105]:

- организация широкой пропаганды значительности и важности профсоюзного движения посредством агитации, публикаций в прессе и выступлений в средствах массовой информации, проведение лекториев, семинаров, учебы и т.п.;

- создание сети региональных информационно-аналитических центров, не подчиненных отдельно взятым профсоюзным организациям, во всех шести областях с центральной аналитической группой (Минск) во главе;

- проведение тренингов по вопросам организации профсоюзного строительства и развитию профсоюзного движения для руководящего звена белорусских профсоюзов всех направлений под руководством, при участии и по методологии специалистов международных профсоюзных организаций.

 

2.5 НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РБ ДО 2020 Г. И РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ

 

Устойчивое развитие характеризуется непрерывным и эффективным, стабильным и не истощающим природный ресурс развитием общества, в котором обеспечивается полноценное развитие человеческого капитала, духовных и культурных ценностей[16, с. 200]. Концепция устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь определяет стратегическую цель на перспективу как «динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений» (Приложение А).

Реализация Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года неразрывно связана с деятельностью Федерации профсоюзов Беларуси и затрагивает основные направления работы профсоюзов на современном этапе.

Взаимодействие между гражданским обществом и государством обеспечивается институтом социального партнерства, одним из полноправных субъектов которого выступают профсоюзы. На современном этапе социально-экономические отношения в Беларуси приобретают некоторые черты демократизма. Стержнем же демократизации выступает рационально и социально оправданный консенсус, который обеспечивает, прежде всего, профсоюзное движение как носитель демократических традиций. Ведь именно посредством коллективных договоров и соглашений реализуются принципы экономической демократии, право гражданина формировать, организовывать общество, его экономику, социальную политику и реально воздействовать на них. Следовательно, актуальным вопросом для всех сторон социального партнерства является вопрос верховенства закона, обеспечения правовой базы для развития партнерства, действительного равноправия его субъектов.

Нынешний этап реформирования и развития экономики Беларуси связан с изменениями в экономической политике государства, и, прежде всего, это относится к существенной либерализации экономических отношений, приватизации, развитию негосударственного сектора экономики, малого и среднего бизнеса, дальнейшей либерализации всех сегментов рынка. Перестройка хозяйства в республике, децентрализация и демонополизация экономики, переход к негосударственным формам собственности влекут за собой реформирование трудовых отношений, преобразования в использовании трудовых ресурсов, изменения уровня социальной защиты граждан. В этих условиях главными направлениями деятельности профсоюзов остаются содействие динамичному развитию производственного потенциала страны, обеспечение гарантий занятости, коллективно-договорное регулирование оплаты труда и повышение на этой основе благосостояния трудящихся, охрана труда и здоровья, сильная социальная политика.

Сегодня уже никого не надо убеждать, что человеческий фактор является определяющим в развитии общества. Именно поэтому, главная функция и государства, и профсоюзов связана с разработкой и реализацией стратегии долгосрочного развития человеческого потенциала с учетом рыночных закономерностей и механизмов. В настоящее время много внимания уделяется инвестициям в экономику республики, текущему платежному балансу государства, однако в плане национальных счетов отсутствует «социальный счет», что подтверждает его заведомую убыточность. Теория развития человеческого капитала предоставляет нам право опровергнуть данное убеждение. Затраты на образование приносят самые высокие дивиденды, так как они делают конкурентоспособными, прежде всего, наших трудящихся и, как следствие – предприятие, экономику, всю страну. Инвестиции в создание крепкой и здоровой белорусской семьи, воспитание молодого поколения создают будущее белорусского государства, белорусской нации. Именно поэтому, при разработке коллективных договоров и соглашений профсоюзы должны особое внимание уделять вопросам подготовки кадров и повышения их квалификации, условиям для профессионального роста работников, возможностям освоения смежных профессий, востребованных на рынке труда; проблемам социально-экономических условий жизнедеятельности семьи, охране здоровья семьи, матери и ребенка; организации семейного досуга и отдыха.

Одной из серьезных задач, стоящих перед профсоюзами в свете Национальной стратегии устойчивого развития, является отстаивание профсоюзами духовных прав и интересов членов профсоюзов, осуществление действенной молодежной политики в этой сфере. Актуальность проблемы формирования духовности личности в современных условиях обусловлена присутствием в нашем обществе многих недугов социальной жизни: преступности, проституции, алкоголизма, наркомании, бедности, коррупции, экспансии западных образцов культурного импорта через средства массовой информации. В перспективе профсоюзам предстоит активизировать свою деятельность по формированию у молодежи ценностных мировоззренческих оснований, духовных ориентаций в культуре, ценности служения Родине как фактора формирования гражданина–патриота, развитию духовных и нравственных качеств через воспитательные системы образовательных учреждений и программ, дворцов культуры и клубов профсоюзов, спортивных учреждений и обществ.

Таким образом, сегодня всем силам белорусского общества предстоит строить белорусскую архитектуру устойчивой социально-ориентированной производительной системы, «белорусскую модель» развития нашего общества, где ведущая роль по гармонизации экономических, экологических, социальных и духовных реформ принадлежит профсоюзам.

«Устойчивое развитие» отличается от «экономического развития» более жесткими ограничениями экологического характера, т.е. обязательным условием устойчивого развития является экологическая безопасность. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривает использование «потенциала профсоюзов как самой массовой общественной организации в деле экологического воспитания граждан» по вопросам необходимости перехода на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики, усиление взаимосвязи экономики и экологии, рациональное природопользование, развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем, экологизации мировоззрения человека, систем образования, воспитания и морали.

На современном этапе коллективные договоры и соглашения содержат ряд положений, касающихся экологической безопасности и охраны окружающей среды. Вместе с тем, в перспективе данное направление требует детальной проработки и развития. Так, при заключении региональных соглашений целесообразно включать в них положения о:

· необходимости создания единой городской (районной) системы экологического мониторинга;

· мерах по реализации в регионе экологически приемлемого моторного топлива, установке нейтрализаторов и фильтров на городском (районном) транспорте;

· недопущении лицензирования деятельности предприятий и организаций без заключения органов государственного надзора и контроля, технической инспекции труда профсоюзов на соответствие производственных объектов, средств производства и технологий, в том числе приобретенных за рубежом, требованиям экологической безопасности;

· строительстве и реконструкции очистных сооружений;

· обучении представителей общественных объединений и органов исполнительной и распорядительной власти, занимающихся вопросами экологической безопасности, а также изучении зарубежного опыта в этой сфере;

· осуществлении государственного и общественного контроля за исполнением законодательства Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и экологии.

Решение проблем экологического характера должно найти свое отражение и в положениях коллективных договоров предприятий, а именно:

· разработка и выполнение комплексных планов мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

· обеспечение выполнения требований экологической безопасности, переработки и обезвреживания промышленных и бытовых отходов;

· экономическая подготовка должностных лиц, чья деятельность связана с вредными воздействиями на окружающую природную сферу и здоровье человека, учитывать уровень такой подготовки при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.

· обучение и аттестация работников предприятия, ответственных за соблюдение требований экологической безопасности;

· проведение регулярных проверок автотранспорта предприятия на токсичность и дымность, соблюдение установленных норм;

· проведение экологического контроля на производствах, где сосредоточены основные источники интенсивных выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Таким образом, профсоюзы, как представители самой массовой общественной организации в Беларуси, должны играть ключевую роль в достижении устойчивого развития в контексте их уставной деятельности по защите законных прав и интересов трудящихся – а именно, условий труда и, как следствие, охране производственной и окружающей среды. Экологическая безопасность должна быть одним из направлений деятельности профсоюзов в системе существующих социальных отношений на современном этапе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была изучена роль профсоюзов в современной экономической и социальной системе. Была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученных сведений. В процессе изучения были решены следующие задачи:

- рассмотрены роль профсоюзов в современной экономической системе, их функции и задачи;

- изучено правовое регулирование профсоюзов;

- выяснена роль общественных объединений в политической системе РБ;

- знакомство с деятельностью Федерации профсоюзов Беларуси;

- выявлены факторы, ослабляющие институциональный статус профсоюзов;

- даны рекомендации по активизации профсоюзного движения в РБ;

- изучены перспективы развития профсоюзного движения в РБ.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы.

Профсоюз врос всеми своими корнями в нашу жизнь. Теперь никто просто не представляет своей жизни без профсоюза. Другое дело – насколько он в настоящее время дееспособен и вооружен знаниями законодательных и правовых документов, для того, чтобы квалифицированно защищать интересы трудящихся. А без профсоюза все полностью зависели бы от воли администрации, которая зачастую либо не считается с интересами коллектива, либо не в состоянии принять независимое от основного заказчика решение.

 Не далеко то время, когда возникали экстремальные ситуации из-за невыплаты в срок заработной платы или предстоящего сокращения работников предприятия. Именно профкому удавалось сдержать людей в рамках законности и правопорядка и действовать путем переговоров на различных уровнях власти.

 Для попавших в беду людей по разным причинам профсоюз является единственной инстанцией, которая поддерживает их. Да и в моральном плане профсоюзная организация имеет большое значение для трудящихся. Чувствовать себя защищенными в наше неспокойное и сложное время – это уже много для любого человека, особенно со скромным достатком.

 Время и обстановка, царящая в стране, обязывают нас не стоять на месте, не ждать милостей от работодателей. Защищаться надо умно, квалифицированно, напористо, с достоинством и, безусловно, коллективно. И как тут не повторить давно всем известный лозунг: «Наша сила - в единстве». Так что профсоюз для нас осознанная необходимость.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: