Применение метода «Директ-костинг» , а в частности маржинального дохода, на практике

    В современных условия рыночной экономики установление цены на продукцию, товары, работы или услуги имеет огромнейшее значение. Устанавливая цену, необходимо задумываться, будет ли продукция по предполагаемой цене пользоваться спросом на рынке? Существует несколько различных подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики:

а) назначить такую цену, которая сможет просто привлечь покупателей;

б) установить определенный интервал цен в зависимости от цен конкурентов;

в) использовать информацию о себестоимости, дабы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.

Довольно часто возникают ситуации, когда при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов оправданно, даже при цене, величина которой не покрывает всех издержек.

Пример: наша организация «Печка» производит продукцию “Яблочный пирог ” и продает ее оптом по цене 35 руб. за штуку. При этом постоянные затраты составляют 7,9 руб., а переменные — 21 руб. Полная себестоимость одного пирога равна 28,9 руб. Таким образом, удельная прибыль составляет 6,1 руб. за штуку. Производственная мощность организации — 1 500 яблочных пирогов в месяц. Фактический объем производства составляет 1 000 яблочных пирогов за месяц, т.е. производственные мощности загружены не полностью и имеются резервы по дальнейшему наращиванию объемов производства. Организация не может увеличивать объем производства из-за трудностей со сбытом.

ООО «Печка» получает предложение подписать контракт на производство дополнительной партии яблочных пирогов в количестве 100 штук по цене 27 руб. Руководство организации должно решить, принять или отклонить полученное предложение.

На первый взгляд, организация должна отказаться, ведь цена контракта (27 руб.) ниже полной себестоимости изделия (28,9 руб.). Но нельзя сразу занимать такую позицию без экономического обоснования. В связи тем, что речь идет о дополнительном заказе, все постоянные косвенные расходы уже заложены в себестоимость и участвуют в калькуляции фактического объема производства (1 000 штук) яблочных пирогов. Учитывая, что в рамках определенной масштабной базы (область релевантности) постоянные расходы не меняются при изменениях объемов производства, подписание контракта не приведет к их росту. Таким образом, принимая решение в отношении дополнительного заказа, предлагаемую цену нужно сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью продукции. В нашем случае переменные издержки, необходимые для производства одного яблочного пирога, составляют 21 руб. С учетом цены контракта (27 руб.) поступившее предложение выгодно предприятию, и каждый яблочный пирог. реализованный в рамках дополнительного контракта, принесет предприятию дополнительную прибыль в размере 6 руб. (27-21).Иногда привлечение дополнительных заказов может быть оправданно, даже если их оплата не покрывает полностью издержек по их выполнению.

    Уровень маржинального дохода очень часто помогает менеджерам решить, какой вид продукции “протолкнуть”, а какой нет. Или же не трогать вид убыточной продукции, поскольку выручка от её реализации способствует повышению реализации другого вида продукции. Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, которые связаны с сокращением производства. Если продукт приносит доход больший, чем его переменные расходы, он вносит вклад в общую прибыль. Если используется маржинальный подход, эта информация поступает мгновенно.                                               Решения часто принимаются для того, чтобы выявить, использование каких материалов или средств производства наиболее выгодно сможет обеспечить максимально высокую прибыль. Директ-костинг предоставляет данные для выявлению продукции, дающей наиболее высокий маржинальный доход.

    Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий.

Чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

Используя пример, я постараюсь показать, каким образом использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции. Предположим, предприятие производит и реализует три изделия:

а) Рулет с маком— 1 000 шт. по цене 35,00 д.е.;

б) пирог «Пражский пай» — 1 200 шт. по цене 40,00 д.е.;

в) ванильный кекс — 1 500 шт. по цене 25,00 д.е.

Переменные издержки на производство и сбыт рулетов с маком составляют 21 000 д.е., пирогов «Пражский пай» — 36 000 руб., ванильных кексов — 23 000 д.е., итого — 80 000 д.е. Постоянные издержки предприятия составили 30 000 д.е. и были распределены между изделиями пропорционально переменным издержкам. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (таблица ниже)

Таблица «Затраты предприятия на производство и реализацию единицы изделия» (в денежных единицах)

Показатель

Изделия

Рулет с маком

Пражский пай

Ванильный кекс

Переменные затраты

21,0

30,0

15,3

Постоянные затраты

7,9

11,3

5,7

Полная себестоимость

28,9

41,3

21,0

Цена

35,0

40,0

25,0

Прибыль

6,1

-1,3

4,0

Как видно из данной таблицы, прибыль на один пирог «Пражский пай» является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.

В рассмотренном примере общая выручка от реализации всех изделий составляет 120 500 д.е. (35 000 + 48 000 + 37 500), валовые издержки предприятия 110 000д.е. (80 000 + 30 000), а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 10 500 д.е. (120 500-110 000).

Поскольку предприятие имеет в ассортименте пироги «Пражский пай», убыточные по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль предприятия, если отказаться от выпечки этого убыточного изделия.

В случае отказа от выпечки Пражских паев, выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 72 500 д.е. (120 500-48 000). При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для выпечки и реализации пирогов «Пражский пай» на величину 36 000 д.е. (1 200 * 30). В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия “Б” не повлияет на их величину.

Затраты предприятия без выпечки Пражских паев составят 74 000 д.е. (110 000-36 000). В этом случае убытки предприятия составят 1 500д.е. (72 500-74 000), а общие убытки будут равны 12000 д.е. (10 500 + 1 500), имея в виду, что 10 500 д.е. для предприятия — прямая потерянная прибыль.

Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от “убыточных” изделий и потерять прибыль. Использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (см. таблицу ниже)

Таблица «Расчет маржинального дохода на единицу продукции»

Показатель

Изделие

Рулет с маком

Пражский пай

Ванильный кекс

Средние переменные затраты

21,0

30,0

15,3

Цена

35,0

40,0

25,0

Средняя величина маржинального дохода

14,0

10,0

9,7

 

Как видно, у всех трех изделий маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от выпечки одно пирога «Пражский пай», предприятие теряет 10 д.е. маржинального дохода. Отказ от выпечки 1 200 шт. пирогов  приведет к потерям в размере 12 000 д.е. (1 200 * 10). Отсюда можно сделать вывод: пирог «Пражский пай» необходимо сохранить в ассортименте.

Теперь предположим, что предприятие имеет возможность производить и реализовывать новое изделие  Рулет с вишней» в объеме 1 700 шт. по цене 30 д.е. за 1 шт. При этом средние переменные затраты по этому изделию составляют 17 д.е. Выпечка и реализация данного изделия предприятию выгодна. Средняя величина маржинального дохода равна 13 д.е. (30-17). Увеличение прибыли предприятия от данного изделия составит 22100 д.е. (1700 х 13).

Однако производственные мощности предприятия пригодны для производства только 4 000 шт. изделий. Если предприятие собирается наладить выпечки Рулетов с вишней, ему придется отказаться от выпуска 1 400 шт. других изделий. Отсюда вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новое изделие и если да, то производство каких изделий следует сократить?

Величина маржинального дохода для одного рулета с вишней составляет 13 д.е. Среди всех производимых предприятием изделий наименьшая средняя величина маржинального дохода у ванильных кексов  (9,7 д.е.). Если отказаться от производства 1400 шт. ванильных кексов, то предприятие потеряет 13 580 д.е. (1400 * 9,7), в то же время от выпуска рулетов с вишней, предприятие дополнительно получит 22 100 д.е. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 8 520 руб. (22100-13580). В представленной ниже таблице показано, как изменится прибыль предприятия, когда оно начнет выпекать рулеты с вишней.

Показатель

Изделие

Всего

Рулет с маком Пражский пай Ванильный кекс Рулет с вишней
1. Объем выпуска, ед. 1 000 1 200 100 1 700 4 000
2. Выручка от реализации всего выпуска, д.е. 35 000 48 000 2 500 51 000 136 500
3. Совокупные переменные затраты, д.е. 21 000 36 000 1 530 28 900 87 430
4. Совокупные постоянные затраты, д.е. - - - - 30 000
5. Прибыль (стр. 2 -стр. 3-стр. 4), руб. - - - - 19 070

 

Как видно, в результате обновления продукции положение предприятия улучшилось: прибыль выросла с 10500 д.е. до 19070 д.е.

Главное преимущество этого метода заключается в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:

· определение нижней границы цены продукции или заказа;

· сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;

· определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;

· выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;

· выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства;

· определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др.

 

Заключение

В данной курсовой работе я рассмотрел систему учета калькулирования «Директ костинг». Эта система очень полезна для бухгалтерского управленческого учета. Применение этой систему позволяет лицам, принимающим решения, находить и воплощать в жизнь наиболее эффективные решения поставленных задач. Данная система позволяет определить связь между затратами и ценой продукции. С её помощью можно прогнозировать поведение себестоимости, устанавливать границы цен. Так же стоит отметить тот факт, что система «Дирек-костинг» помогает нормировать и планировать учет и контроль затрат организации. Ну и в виду того, что человек всегда стремится сделать свою жизнь максимально проще, эта система исключает трудоемкую работу по распределению косвенных затрат.

Несмотря на многие недостатки применения этой системы, к примеру, заниженная оценка в балансе запасов готовой продукции и незавершенного производства, отсутствие расчета полной себестоимости продукции (а этого требует налоговое законодательство) или сложности, которые возникают при делении затрат на постоянные и переменные, эта система является очень мощным инструментом для целей бухгалтерского управленческого учета.

В связи с развитием бухгалтерского управленческого учета в нашей стране, развивается и метод «Директ-костинг». Всё больше предприятий, имеющих отделы бухгалтерского управленческого учета (да и не имеющие подобных отделов), используют эту систему для аналитики и контроля производства. Но, увы, до нашей страны всегда все доходит последним эшелоном. Многие страны уже очень давно используют на практике этот метод.

Я рассмотрел применение этого метода на практике, используя в качестве примера общество с ограниченной ответственностью «Печка», специализирующееся на выпечке и реализации хлебобулочных изделий. Я рассмотрел применение данного метода в части ценообразования, принятия решений о дополнительном заказе, планирования ассортимента продукции.

 

 

Список используемой литературы.

1) К. Друри, «Управленческий и производственный учет», из-во Юнити-Дана, 2007 г.

2)В.Б. Ивашкевич «Бухгалтерский управленческий учет», из-во Юристъ, 2006 г.

3) Т.П. Карпова «Управленческий учет», из-во Юнити-Дана 2005 г.

4) М.А. Вахрушина «Бухгалтерский управленческий учет», из-во

5) Статья «Организация управленческого учета по системе «Директ – костинг», Керимов В.Э., Комарова Н.Н., Епифанов А.А.

 

Список интернет - ресурсов:

1)  http://ru.wikipedia.org/

2)  http://directcosting.ru/

3) http:// glavbukh.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: