Понятие занятости, её принципы и структура

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

 

Департамент научно-технологической политики и образования

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Экономики АПК

 

               

 

Курсовая работа

На тему:

«Методы государственного регулирования занятости в российской экономике»

 

 

Выполнила: студентка 61- ЭМ группы

Трунова Н.Н.

Проверил: Касторнов Н.П.

 

             

 

 

МИЧУРИНСК-НАУКОГРАД

 

2010

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..3

1. Понятие занятости, её принципы и структура

     1.1 Понятие занятости…………………………………………………….5

     1.2 Концепции занятости…………………………………………………6

1.3. Структура занятости………………………………………………..8

2. Проблемы занятости населения…………………………………………….11

3. Состояние занятости в России……………………………………………...14

4. Методы государственного регулирования занятости в российской экономике.

4.1 Методы государственного регулирования занятости………………21

  4.2 Политика занятости…………………………………………………...22

  4.3 Программы занятости…………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………..26

Список используемой литературы:…………………………………………...28

 

Введение.

Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально - ориентированной экономики.

Занятость представляет собой важный сектор социально -экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно высокой значимостью занятости населения в экономическом и социальном развитии общества. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.

Основной целью социально-экономической политики государства в сфере занятости является обеспечение эффективной занятости. Реализация данной цели требует от всех субъектов рынка труда сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в труде и пользоваться его результатами. Экономические и политические изменения, которые произошли в нашей стране, обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, характеризующиеся увеличением числа экономически неактивных граждан, количества занятых в неформальном секторе экономики, уровня безработицы среди женщин и молодежи, масштабов мигрантов, в том числе прибывших в нашу страну нелегальным путем.

 

Актуальность исследуемой темы также обусловлена тем, что перед Россией остро встала проблема создания по сути новой политики занятости, отвечающей на происходящие в стране изменения, поскольку актуальными для нынешнего рынка труда становятся проблемы, которым ранее не придавалось особого значения и общество не готово не только организационно, но и психологически к их решению Экономическая политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда и капитала, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных конституцией и законами РФ.

 

Понятие занятости, её принципы и структура.

     1.1 Понятие занятости.

     Понятие "занятость" имеет много аспектов. В социально-экономической литературе оно трактуется как занятие полезным делом, учебой, работой, про­мыслом, уходом за детьми и престарелыми, военной службой. В современных условиях занятость стала одной из существенных характеристик экономики и благосостояния народа, составной частью социально-экономической полити­ки. Важность этой категории позволяет рассматривать ее как неординарное самостоятельное явление.

Содержание понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.

1.2 Концепции занятости.

 Радикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости, которые сформулированы и закреплены в Конституции РФ, Законе "О занятости населения Российской Федерации" и других документах. Эти принципы отражают уже реалии рыночной экономики.

Первым принципом, закрепленным в Конституции РФ, является доброволь­ность труда, свободное распоряжение своими способностями к производительно­му и творческому труду.

В Конституции РФ подчеркивается, что каждый человек вправе выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая дает ему возможность для самореализации. Любые формы принуждения к труду не допускаются, за ис­ключением случаев, устанавливаемых законодательством. Незанятость граждан не преследуется законом. Занятость трудом не является исключительным и обяза­тельным видом полезной деятельности. Конституция признает равноправны­ми и другие виды полезной деятельности (учеба, ведение домашнего хозяйст­ва, воспитание детей, общественная, религиозная деятельность и т.д.).

Проводимые рыночные реформы, приватизация средств производства, жилья, свобода передвижения по стране и проживания в любом месте позволяют в известной степени реализовать этот принцип. Вместе с тем его претворе­ние в жизнь в значительной степени зависит от наличия источников средств существования. Отсутствие последних, как, например, у безработных, особен­но не работающих длительное время, может поставить под вопрос возмож­ность занятия любыми видами деятельности.

Вторым принципом, также вытекающим из названных выше документов, является ответственность государства за создание равных стартовых условий.

В реализации конституционных прав на свободно избранную занятость многие категории граждан нуждаются в помощи государства. Так, молодежь, вступая в трудовую жизнь, еще слабо представляет, где лучше применить свои способности. Необходимы профессиональная ориентация, содействие в приоб­ретении профессии, в создании рабочих мест и т.д. Подобная помощь нужна и другим группам населения: многодетным женщинам, инвалидам, людям пред­пенсионного возраста и т.п. Создание равных условий государство может осу­ществлять экономическими, законодательными, социальными мерами.

Третий принципсостоит в учете и обеспечении долговременных националь­ных интересов. Общество, государство не могут безразлично относиться к своим национальным интересам, в том числе и в сфере занятости. Существует определенный предел экспансии иностранного капитала в экономику любой страны, переход через который чреват потерей экономической, а затем и поли­тической самостоятельности для страны, превращением ее в полуколонию, в определенный, чаще всего топливно-сырьевой, придаток других более разви­тых стран. А это, в свою очередь, чревато негативными последствиями для раз­вития рабочей силы и видов занятости.

Четвертым принципом является учет региональных, национально-этнических и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах.

Необходимость учета данного принципа диктуется для России огромными масштабами страны, ее отдельных регионов, порой превышающими многие европейские государства, вместе взятые; многонациональным населением (более сотни наций и народностей, имеющих свои этнические, религиозные и другие особенности и потребности в специфических видах деятельности и ор­ганизации труда). Это прежде всего относится к народам Крайнего Севера. Сказанное предполагает установление особых отношений, в том числе и феде­ральных, между субъектами.

Пятым принципом выступает необходимость комплексного подхода к реше­нию проблем занятости.

Комплексный подход включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и ры­ночной саморегуляции, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической эффективности и социальной справедли­вости.

После отказа государства от прямого централизованного управления заня­тостью возникла необходимость в новой системе регулирования занятости. Такая система в настоящее время формируется в стране.

 

Структура занятости.

Прежде всего, следует остановиться на социально-экономической сущности занятости. Она достаточно глубоко раскрыта в Законе "О занятости населения Российской Федерации" (1991 г., новая редакция — 1992 и 1996 гг.). В этом до­кументе занятость определяется как общественно полезная деятельность граж­дан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).

В указанном законе определен и круг граждан, которые относятся к тому или иному виду занятости. В совокупности эти виды занятости представляют собой социально-экономическую структуру занятости.

- работающие по найму;

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском,       по­вышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастов­ками или иными причинами;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие службу в Вооруженных силах, внутренних и железнодорож­ных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

 - обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-техни­ческих училищах, а также проходящие курс обучения в высших, средних спе­циальных и других учебных заведениях.

Многообразные виды деятельности можно сгруппировать по определен­ным признакам, дающим представление о некоем самовоспроизводящем сооб­ществе людей, характеризующим повседневную жизнь граждан, целостность и безопасность страны, обеспечение преемственности поколений, непрерыв­ность процесса общественного воспроизводства.

По этим признакам можно выделить три группы занятых.:

1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью. Они создают основ­ное богатство (вещное и духовное) общества. Благодаря полученным средст­вам в результате деятельности в экономике индивидуумы имеют возможность воспроизводить и развивать себя, а также обеспечивать развитие других сфер общественно полезной деятельности.

2. Служащие Российской армии. Они (рядовой состав), как правило, зани­маются деятельностью, не приносящей им прямой денежный доход, но выпол­няют важную функцию сохранения безопасности государства, создания условий для мирного труда населения, занятого в экономике. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие по денежному довольствию мало, чем будут отличаться от занятых в экономике.

3. Учащиеся с отрывом от производства. Это резерв, который готовится для замены естественно выбывающих поколений трудоспособного населения.

Занятых в экономике по характеру участия в экономических процессах можно в свою очередь подразделить на три важные подгруппы:

1)  наемные работники. Самая многочисленная часть занятого трудоспособ­ного населения. К ним относятся лица, занятость которых обусловлена прода­жей своей рабочей силы;

2)  работодатели. Это экономически наиболее активная часть населения. К ним относятся работодатели-собственники, предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;

3)  самозанятые. К данной категории относятся лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующих наемную ра­бочую силу на постоянной основе.

В мировой и российской практике используются и другие классификации. Так, в соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяются шесть групп занятого населения:

1) наемные работники;

2) работодатели;

3) лица, работающие за свой счет;

4) члены производственных кооперативов;

5) помогающие члены семьи;

6) работники, не классифицируемые по статусу.

С помощью данной группировки можно более детально проанализировать состав занятых и характер занятости. Вместе с тем пятая группа — помогаю­щие члены семьи — несколько аморфна, в нее могут быть включены индиви­дуумы, имеющие редкие, эпизодические занятия. Тем не менее, каждая из клас­сификаций позволяет выявить тот или иной интересующий общество, госу­дарство срез занятости и принять соответствующие меры для ее совершенство­вания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: