Предварительная подготовка является самым важным этапом при прохождении экскурсионного практикума, поскольку именно она обеспечивает успешную работу в дальнейшем.
Последовательность предварительной подготовки и практические рекомендации:
· Примерно за месяц до начала практики группа совместно с преподавателем обсуждает предполагаемый маршрут. В результате каждый студент получает свой отрезок маршрута, который он будет отрабатывать во время экскурсионного практикума.
· Далее предполагается самостоятельная работа с использованием крупномасштабных карт и атласов.
o Прежде всего необходимо подробно ознакомиться со своим отрезком маршрута: свободное владение названиями населенных пунктов, гидрографических объектов, перекрестков не должно составлять проблему при проведении экскурсии. Более того, знание последовательности их размещения на маршруте должно помочь сориентироваться в пространстве и подсказать, сколько километров осталось ехать до экскурсионного объекта.
o Используя тематические карты атласов регионов, надо проследить пересечение границ природных зон и ландшафтных районов, а также административных районов и областей, поскольку данную информацию также целесообразно включить в разрабатываемый экскурсионный текст.
o Самым важным на данном этапе подготовки к экскурсионному практикуму является выявление экскурсионных объектов. Следует выделить главные и второстепенные достопримечательности: около наиболее значимых объектов планируются остановка автобуса и выход группы; менее значимые предполагают либо остановку автобуса без выхода группы, либо краткую информацию по ходу движения автобуса. Планирование остановок и выходов для осмотра достопримечательностей может быть скорректировано после работы с литературными источниками и получения более подробной информации об экскурсионных объектах.
o Надо помнить, что объектами показа могут и должны стать не только архитектурные и исторические достопримечательности, но и природные объекты.
· На повторном обсуждении заслушиваются предложения каждого студента по проведению маршрута. Выстраивается предполагаемый маршрут, который фиксируется в полевых дневниках. Обсуждение проводится только при наличии карт региона у каждого студента. При обсуждении маршрута определяется, на каком этапе будут даны общая физико-географическая, этно-культурная и историческая характеристики региона.
· Четвертый этап предварительной подготовки предполагает отбор фактического материала по выбранным объектам. Он не должен вызывать трудностей, поскольку аналогичная работа уже выполнялась на практических занятиях в курсе «Краеведение». Однако объекты невозможно осмотреть заранее, и приходится составлять впечатление о них без предварительного визуального знакомства.
o По каждому отдельному объекту готовиться мини-экскурсия.
o Подбирается материал, который можно использовать для заполнения дорожной паузы. Его не должно быть много, но связки помогают сделать переход от объекта к объекту логичным, подготовить восприятие нового. Чтобы регион раскрылся в различных аспектах, можно дать информацию о:
§ природных особенностях региона (если маршрут пересекает границы природных зон и ландшафтных районов, на это следует обращать внимание);
§ его этно-культурной специфике (отмечаются особенности застройки населенных пунктов, специфика жилых построек и т. п.);
§ истории освоения региона (например, будет уместным рассказ об истории дороги, по которой проходит маршрут, и организации движения по ней в XVIII–XIX вв. (почтовые станции, ямская гоньба) и т. д.);
§ исторических событиях, имевших место в регионе;
§ современных особенностях региона.
В целом информация, которая выдается по ходу маршрута, не является целостной экскурсией, это гидизм – способ помочь экскурсантам сориентироваться на маршруте, подача общих сведений. Гидизм имеет много общего с обзорной маршрутной экскурсией, однако, в отличие от полноценной экскурсии, выстраеваемой согласно некой общей концепции, таковой не имеет.