Методические рекомендации для составления путеводителя по маршруту

 

Итоговый путеводитель по маршруту является коллективным творчеством группы. Он составляется после завершения экскурсионного маршрута. Путеводитель содержит информацию обо всех достопримечательностях, включая видовые точки, природные и исторические объекты, памятные места, архитектурные памятники и т. д.

Структура путеводителя

· Титульный лист. На титульном листе помещается, название маршрута, место и год издания путеводителя, даются сведения об авторском коллективе, составившем путеводитель.

· Содержание. Маршрут расписывается по дням, перечисляются все объекты показа с указанием номеров страниц, где помещены сведения о них. Наиболее значимые объекты выделяются шрифтом.

· Карта маршрута. На нее наносятся все экскурсионные объекты. Если карта слишком велика, то она помещается в приложении в конце путеводителя.

· Текст путеводителя.

o Он состоит из текстов мини-экскурсий, которые были проведены во время практикума, и должен содержать сведения обо всех экскурсионных объектах, включая и природные достопримечательности.

o Характеристика каждого архитектурного объекта обязательно дополняется информацией об архитекторе и времени постройки. Для основных объектов показа приводится более подробная характеристика, для остальных – общие сведения.

o При описании музея обязательно указываются время его работы и стоимость билетов, а также телефон, по которому можно заказать экскурсию и получить дополнительную информацию.

o При описании объекта, для знакомства с которым необходим осмотр его интерьеров (храмы, монастыри, дворцы, не являющиеся музеями, и т. п.), необходимо дать сведения о возможности посещения объекта (время, когда объект открыт, и условия его осмотра).

o Текст обязательно дополняется изображением объекта, характеризующим его современное состояние.

Таким образом, в результате отработки экскурсионного практикума появляется полноценный путеводитель, которым можно воспользоваться при повторении маршрута.

 

Позиции, по которым выводится общая оценка работы в период экскурсионного практикума.

· Грамотная работа с картой при выборе объектов показа, обоснованное выделение наиболее значимых достопримечательностей.

·  Творческий отбор материала, составление информативного художественного текста мини-экскурсии.

· Правильная речь, свободное владение текстом, умение перестроиться, изменить или дополнить подготовленный заранее текст экскурсии.

· Умение ориентироваться на трассе.

· Владение коммуникативной культурой при общении с группой.

· Ведение полевого дневника как подготовительный этап к составлению путеводителя.

· Качественная работа над текстом путеводителя с учетом дополнений и изменений, внесенных по ходу прохождения маршрута.

 

Приложения

Экскурсионный практикум предполагает знакомство с храмовой архитектурой, поскольку в любом регионе Европейской территории России именно храмовое зодчество является существенной составляющей исторического ландшафта. Изучение древнерусского зодчества не предусмотрено в теоретических курсах, однако, при прохождении экскурсионного практикума закладываются основы для дальнейшего самостоятельного его изучения.

 

Приложение 1. Архитектура православного храма

 Храм является воплощением христианской системы идей, уменьшенным повторением вселенной. В плане он может представлять собой базилику (корабль), ротонду (круг) или крест. Основу древнерусского храма составляет крестово-купольная композиция, пришедшая из Византии. Прямоугольное в плане здание делится четырьмя столбами, образующими крест и поддерживающими своды на нефы:главный более широкий и высокий – и боковые (Рис. 1). На столбы опирается барабан со световыми окнами, завершением которого служит купол (Рис. 2). Русские луковичные купола воплощают идею молитвенного горения, через которое земной мир оказывается причастным царству горнему. Многоглавие, возникшее на Руси, несло определенную смысловую нагрузку. В христианском понимании пятиглавие символизирует Господа и четырех евангелистов, семиглавие – семь даров Святого Духа, девятиглавие указывает на девять чинов «сил небесных».

Стены здания делятся лопатками на три (иногда более) части – прясла, каждое из которых завершается закомарой. Восточная стена, где располагается алтарь, выдается вперед полукруглыми выступами – апсидами.

Главный вход, портал которого декорирован резьбой или колоннами, располагается в западной части храма. Часто первоначальный объем храма обрастает более поздними приделами – пристройками, имеющими дополнительные алтари.

На протяжении времени архитектура и декоративное убранство храма, сохраняя в целом основную композицию, изменялись в зависимости от стилей и традиций. Интересной особенностью древнерусских православных храмов был контраст между их внешним обликом и интерьером. Внешний вид поражал суровой гладкостью стен, лишенных, особенно в ранний период, элементов декора, в то время как внутреннее пространство очаровывало богатством отделки. Среди приемов декоративного оформления фасадов древнерусского храма наиболее часто встречаются бегунец и поребрик.

Внутреннее пространство православного храма делится на три части: алтарь, основная часть и притвор (Рис. 1).

Главное место в храме занимает алтарь (латинское “alta ara” – возвышенное место), который в православном храме устраивается в восточной части здания. По христианским представлениям, там, на востоке, был центр земли – Иерусалим с горой Голгофой.  В центре алтаря находится освященный престол (Рис. 2, 1), где лежит Евангелие, напрестольный крест, ковчег с миром, семисвечник. Престол предназначен для совершения во время литургии некоторых религиозных обрядов (таинств). Престольный праздник – храмовый праздник в честь христианского святого, которому посвящен данный храм. За престолом в углублении расположено горнее место (2), куда ставится трон для епископа или митрополита. В левой части алтарного пространства находится жертвенник (3), в правой – ризница (4). Алтарь от основной части храма отделяется алтарной преградой или иконостасом, в центре которого располагаются Царские врата (5), открывающиеся во время богослужения; вход в алтарь женщинам категорически запрещен.

 

  Рис. 1. Внутреннее пространство храма 1 – престол 2 – горнее место 3 – жертвенник 4 –ризница 5 –иконостас с Царскими вратами 6 –солея 7 – амвон 8 –клиросы

Основная часть храма – место для молящихся подразделяется на главный и боковые нефы. Она отделяется от алтаря иконостасом, вдоль которого расположено возвышение пола в несколько ступеней – солея (6). Средняя часть солеи – амвон (7) предназначена для произнесения проповедей, боковые – клиросы (8) используются во время богослужения чтецами и певчими.

С запада к основной части храма примыкает притвор, где во время литургии стоят некрещеные.

 

Рис.2. Архитектура православного храма

 

Росписи (мозаики, фрески) православного храма являются важной составляющей Внутреннего убранства. Они представляют собой продуманную, сложившуюся на протяжении столетий стройную систему.

В верхней части храма, на своде купола, обычно помещается изображение Христа – Пантократора (Вседержителя) в окружении славящих его ангелов, серафимов и херувимов. Под сводом купола в простенках между окнами барабана располагаются фигуры пророков или апостолов. На четырех парусах помещаются образы евангелистов – Матфея и Иоанна – на востоке, Марка и Луки – на западе.   На сводах храм а и верхних ярусах стены чаще всего изображаются сцены земной жизни Христа и Богородицы, ниже – евангельские притчи и сцены из жития святых, еще ниже – вселенские соборы, как отражение земной жизни церкви. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур – святые отцы или святые князья, иноки, воины. Внизу, по периметру храма, проходит орнаментальный пояс.

Росписи восточной части являются самыми значимыми, здесь изображается начало мира, его священное прошлое. Основную тему западной части храма составляет композиция Страшного суда.

Иконостас – наиболее важная часть православного храма, это преграда, отделяющая основное пространство храма от алтаря. Невысокие алтарные преграды с небольшим числом икон пришли на Русь из Византии. К концу XVI в. возникает высокий иконостас, который практически полностью закрывает алтарь от молящихся.

Слово «икона» происходит от греческого «eikon» – образ, изображение. Первоначально так называлось всякое священное изображение, независимо от того, выполнено оно на доске или на стене, красками или с помощью мозаичных кубиков. На Руси иконы появляются в X в. с принятием христианства (988 г. – крещение Руси).

Первоначально в иконостасе было три ряда (чина) – местный, деисусный и праздничный, но уже в XVI в. прочно входит четвертый – пророческий, а в XVII в. пятый – праотеческий. В конце XVII в. в некоторых храмах иконостасы разрастаются до шести, семи и более рядов, появляются иконы, изображающие страсти Христовы. Завершает иконостас изображение креста (Рис. 3).

I. Местный чин 1. Спаситель 2. Богоматерь 3. Храмовая икона 2.1.1. 4. Местночтимая икона 5. Тайная вечеря 6. Царские врата а) Благовещение б) Евангелисты 7. Дьяконские двери II. Деисусный чин 1. Спас в силах 2. Богоматерь 3. Иоанн Предтеча 4. Архангел Гавриил 5. Архангел Михаил далее: апостолы, отцы Церкви, святители и т. д. III. Праздничный чин От Рождества Пресвятой Богородицы до Успения IV. Пророческий чин 1. Богоматерь-Знамение 2. Пророки V. Праотеческий чин 1. Ветхозаветная Троица 2. Праотцы А. Голгофа

Рис. 3. Схема классического иконостаса

Местный (первый от пола) ряд, или чин посвящен иконам особо чтимых святых и праздников в том городе и епархии, где расположен храм. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – икона Богоматери, вторая справа – храмовая икона – образ местного праздника или святого, которому посвящен храм.

Над местным располагается главный ряд иконостаса – деисусный (с греческого – «моление»), центральная композиция которого изображает Спасителя в день Страшного суда (Спас в силах или Спас на престоле), слева и справа – образы Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, обращенных в молитвенной позе к Христу, они молят судью небесного за грешный род людской.

Праздничный ряд состоит из икон двенадцати двунадесятых, важнейших после Пасхи, праздников православной церкви – Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение – Богоявление, Преображение, Вход Господен в Иерусалим – Вербное воскресенье, Вознесение, День святой Троицы, Воздвижение креста Господня, Успение. Праздничный и дуисусный ряд могут меняться местами.

Пророческий ряд представляют образы ветхозаветных пророков, окружающих икону «Богоматерь-Знамение». «Богоматерь-Знамение» - поясное изображение богоматери с молитвенно поднятыми руками.

Самый верхний ряд иконостаса называется праотеческим, потому что по сторонам от стоящей в середине его иконы (Саваофа – бога-отца или Ветхозаветной Троицы) находятся изображения ветхозаветных праотцов – Адама, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Ноя и др.

В центре иконостаса располагаются Царские врата, ведущие в алтарь и открывающиеся в определенные моменты богослужения. Врата из двух створок, на которых, как правило, изображены Благовещение (на обеих створках) и четыре Евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн в четырех клеймах.

Помимо центральных врат в иконостасе есть северные и южные двери, ведущие в боковые части алтаря – жертвенник и ризницу, на которых изображены архангелы.

Для более подробного знакомства с искусством православного храма рекомендуется обратиться к следующим литературным источникам:

Корнилович К.В. Окно в минувшее. Л., 1968.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения, М., 1974.

Осетров Е.И. Живая Древняя Русь. Книга для учащихся. М., 1984.

Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. М., 1970.

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Учанева Л.С. Рукотворное чудо древнерусского храма. СПб., 1992.

 

Приложение 2. Краткий словарь архитектурных терминов

Алтарь – восточная часть храма, отделенная от основного пространства алтарной преградой или иконостасом.  

 

Амвон – возвышение в православной церкви против Царских врат, место для произнесения проповеди.

 

Апсида – полукруглый или многогранный в плане выступ здания, обычно устраивается для размещения алтаря.

 

Барабан – венчающая часть здания, цилиндр или многогранник, опирающаяся на своды и служащая основой для купола. Световой барабан имеет оконные проемы.

 

Бегунец – орнаментальная кирпичная кладка, образующая горизонтальный узор на поверхности стены в виде треугольников, попеременно обращенных вершинами вверх и вниз.

 

Закомара – полукруглое или килевидное завершение верхней стены храма; повторяет очертание свода.

 

Клиросы – в православной церкви место на возвышении перед иконостасом, где во время богослужения находятся певчие.

Неф – продольная часть храма, часть интерьера, отделенная от соседнего объема рядом колонн или столбов (два и более).

 

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника (напоминает собой надутый парус); при помощи парусов возводится купол над четырехугольным в плане помещением.

 

Поребрик – орнаментальная кирпичная кладка, где ряд кирпичей уложен под углом к наружной поверхности стены.

 

Престол – столик в алтаре храма, предназначенный для совершения во время литургии некоторых религиозных обрядов (таинств).

 

Придел – небольшая бесстолпная пристройка со стороны северного или южного фасада, имеющая дополнительный алтарь.

 

Притвор – помещение с западной стороны храма (часто под колокольней), предназначенное для лиц, не имеющих права входить в храм.

 

Прясло – участок стены каменного сооружения, ограниченный двумя лопатками, пилонами или башнями; часть крепостной стены между двумя башнями.

 

Ризница – помещение для хранения риз (облачение священника) и церковной утвари; может располагаться в алтаре или в отдельном строении.

 

Своды – криволинейные строительные конструкции, служащие для перекрытия помещений.

 

Солея – повышенная часть пола в православном храме, располагающаяся перед алтарем во всю ширину иконостаса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если вы дочитали настоящее методическое пособие до последней страницы, вами пройден большой путь – от создания фотообраза дворцово-паркового ансамбля до разработки путеводителя, через который раскрывается обширный регион. Фоторяд, мини-экскурсия, представляющая единичный архитектурный объект, презентация городского ансамбля, экскурсионная программа, ставящая целью показать город, маршрутная экскурсия, путеводитель – все это образы, используемые в экскурсионном деле для передачи своего видения объекта и территории в целом экскурсантам. Для того, чтобы успешно работать в сфере туризма, необходимо научиться создавать такие образы, в чем, как мы надеемся, и поможет вам предлагаемое методическое пособие.

Кроме того, представленный в пособии материал может быть полезен при разработке и проведении экскурсий как по отдельным городам (в частности по Санкт-Петребургу), так и по регионам России (например, по Северо-Западу Европейской территории).

Краеведческие и региональные исследования предполагают умение воспринимать территорию в совокупности всех ее составляющих: природных условий, культурно-исторических и этнических особенностей. Предлагаемый в рамках экскурсионного практикума алгоритм знакомства с неизвестной территорией может помочь вам при изучении как отдельных городов, так и регионов в целом.

Надеемся, что данное пособие окажется полезным для осуществления вашей будущей деятельности как научной, так и практической.

 


[1] Гревс И.М. Монументальный город и историческая экскурсия // Экскурсионное дело. 1921, №1. С. 21–34 (32)

[2] Гревс И.М. История в краеведении // Краеведение. 1926. № 2. с. 487-508 (488)

[3] Гревс И. М. «Монументальный город и историческая экскурсия» // Экскурсионное дело. 1921, №1. С. 21–34 (22)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: