Глава 2. экспериментальная работа по изучению влияния межличностных отношений на эмоциональное благополучие ребенка

Изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Как нами было уже отмечено, для полноценного психического развития большое значение имеет эмоциональное благополучие ребенка.

Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 15 «Дружная семейка» в старшей группе. В исследовании принимали участие 20 детей:

1. Тимур А.

2. Саша Б.

3. Настя Б.

4. Оксана В.

5. Эльмира Г.

6. Алеша Г.

7. Даниил Г.

8. Денис З.

9. Лера Д.

10. Настя К.

11. Рома К.

12. Стас К.

13. Стас Л.

14. Лера М.

15. Саша М.

16. Аня Н.

17. Вова П.

18. Рома Р.

19. Кристина Р.

20. Женя Ш.

Для изучения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста были подобраны такие методики, как «Лесенка» и «Маски».

Методика «Лесенка» направлена на исследование самооценки детей. Ребенку давался листок с нарисованной на нем лестницей и проводилась следующая инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. Далее задавались следующие вопросы: На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница? Ответы детей занесены в таблицу № 1.

Имя ребенка

     Куда поставят(номер ступеньки)

Уровень самооценки

сам мама папа воспитатель
Тимур А. 6 7 4 6 Высокая
Саша Б. 5 7 5 5 Высокая
Настя Б. 7 7 6 7 Завышенная
Оксана В. 5 5 4 5 Высокая
Эльмира Г. 4 3 2 3 Средняя
Алеша Г. 7 7 7 7 Завышенная
Даниил Г. 7 7 5 4 Высокая
Денис З. 4 4 5 4 Высокая
Лера Д. 1 3 2 2 Заниженная
Настя К. 5 6 5 6 Высокая
Рома К. 3 4 3 2 Средняя
Стас К. 5 6 6 6 Высокая
Стас Л. 1 2 1 1 Заниженная
Лера М. 3 4 4 5 Средняя
Саша М. 6 7 7 7 Завышенная
Аня Н. 7 7 7 7 Завышенная
Вова П. 5 4 4 3 Средняя
Рома Р. 5 6 6 5 Высокая
Кристина Р. 6 7 7 6 Высокая
Женя Ш. 3 3 4 3 Средняя

 

После проведения методики мы выявили следующую картину:

- заниженную самооценку имеют 10% детей, то есть 2 ребенка – это Лера Д. и Стас Л.

- средний уровень самооценки показали 25% детей – это: Эльмира Г., Рома К., Лера М., Вова П. и Женя Ш.

- высоко оценивают себя 45% детей группы – это: Тимур А., Саша Б., Оксана В., Даниил Г., Денис З., Настя К., Стас К., Рома Р. И Кристина Р.

- завышенный уровень самооценки у 20% детей группы – это Настя Б., Алеша Г., Саша М. и Аня Н.

Для определения удовлетворенности или неудовлетворенности ребенка своим статусным положением в группе мы провели методику «Маски».

Ребенку давались маски, нарисованные на бумаге, символизирующие хорошее и плохое настроение и предлагалась следующая инструкция: Посмотри на эти лица. 1. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? 2. А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (показывали каждую из масок по очереди) 3. А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (опять показывали по очереди каждую из масок) После ответов ребенка, подсчитывали сколько раз были выбраны маски с хорошим настроением и сколько с плохим. Результаты проведения методики выражены в таблице № 2.

 

 

Имя ребенка

Вопрос №1(номер маски)

Вопрос №2

Вопрос №3

Общее количество

Хорошее настроение Плохое настроение Хорошее настроение Плохое настроение Хорошее настроение Плохое настроение
Тимур А. 2 5 3 5 3      10 6
Саша Б. 2 4 2 4 1 8 3
Настя Б. 2 3 1 3 2 6 3
Оксана В. 2 5 3 5 2     10 5
Эльмира Г. 2 4 2 3 2       7 4
Алеша Г. 2 5 4 5 4     10 8
Даниил Г. 2 3 4 3 4 6 8
Денис З. 2 2 2 2 2 4 4
Лера Д. 1 2 4 1 3 3 7
Настя К. 2 3 4 5 3 8 7
Рома К. 2 3 4 3 2 6 6
Стас К. 2 5 4 5 4      10 6
Стас Л. 1 4 6 2 3 6 9
Лера М. 2 5 1 5 2      10 3
Саша М. 2 2 3 2 3 4 6
Аня Н. 2 6 2 6 3      12 5
Вова П. 2 3 4 3 4 3 8
Рома Р. 2 4 5 1 2 5 7
Кристина Р. 2 2 3 1 1 3 4
Женя Ш. 2 2 3 3 2 5 5

 

Методика «Маски» показала следующие результаты:

- своим статусным положением в группе удовлетворенно 12 детей, что составляет 65 % всей группы;

- остальные 7детей, что составляет 45% группы, своим личностным статусом в группе не удовлетворены.

-

 

 

Изучение межличностных отношений в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста.

Как подчеркивает А.А. Бодалев (3), межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложного психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.

Для выявления характера отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы мы провели методику «Два домика».

Ребенку давался лист бумаги, на котором были нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них красного цвета, а другой – черного. Ребенку предлагалась следующая инструкция: Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много разных игрушек, а в черном домике игрушек нет. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил в красный домик, а кого поселил бы в черный. После инструкции, ответы детей были занесены в таблицу 3.

 

                   

Список группы

Выборы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1           +             -              
2             +                         -
3                 -             +        
4     +             -                    
5             -                 +        
6           +             -              
7             +           -              
8           +                           -
9         +             -                
10                 -             +        
11                               +       -
12           +     -                      
13                                 +     -
14                 -             +        
15           +     -                      
16     +                   -              
17                   +                   -
18           +                           -
19                         -     +        
20         -             +                

 

После проведения методики «Два домика» мы получили следующие результаты:

- В группе выявлено 2 лидера – это Аня Н. и Алеша Г.;

- Также 3 ребенка являются отверженными – это Лера Д., Стас Л. и Женя Ш.;

- 9 детей отмечены как изолированные – это Тимур А., Саша Б., Оксана В., Денис З., Рома К., Лера М., Саша М., Рома Р. и Кристина Р.;

- Остальные 6 детей в группе считаются принятыми – это Настя Б., Эльмира Г., Даниил Г., Настя К., Стас К. и Вова П.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: