Эмоциональное благополучие ребенка как психолого-педагогическая проблема

Влияние межличностных отношений

 в группе сверстников на эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста

                                                        Курсовая работа по детской психологии

студентки 2 курса 060602 группы

очного отделения

Карижской Светланы Валерьевны

 

Проверил

научный руководитель:

ассистент Демидович О.В.

 

 

Белгород 2007

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Особенности эмоционального благополучия ребенка в сфере межличностных отношений в группе сверстников.                                               

1.1. Эмоциональное благополучие ребенка как психолого-педагогическая    проблема……………………………………………………………………5

1.2. Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях ДОУ……………………………………………………………..15                                                                                                

1.3. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от личностного статуса в группе сверстников…………………………………………….21

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния межличностных отношений на эмоциональное благополучие ребенка.

2.1. Изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..26

2.2. Изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников…………………………………………………31

2.3. Анализ проведенной работы………………………………………………33

Заключение………………………………………………………………………34

Список литературы……………………………………………………………...35

Приложение.

                                                                                                          

Введение

  Для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. В дошкольном возрасте сверстники становятся важной составляющей в жизни ребенка: к 4-5 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) повышается устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений (от чисто внешних предметных качеств до личностных характеристик). Стремительно увеличивается структурированность детей коллектива (одни дети становятся все более предпочитаемыми, другие находятся в положении отверженных). И к старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более популярными, другие не пользуются особой популярностью.

Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что не всегда отношения детей друг к другу складываются благополучно. Одни дети чувствуют себя в группе комфортно, другие оказываются в подчинении у сверстников, что часто приводит к возникновению отрицательных эмоциональных состояний. Конфликтные отношения с детьми приводят к изменениям в поведении ребенка его отношении к сверстнику, и самому себе. Возникшие отрицательные эмоциональные состояния могут определить все дальнейшие формирование личности, могут обнаружиться в школьном коллективе, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мировосприятию.

   Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и эмоциональное развитие ребенка.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно может быть вызвано многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со сверстниками. Поэтому проблема влияния межличностных отношений на эмоциональное благополучие является актуальной.

 Проблемой эмоционального благополучия занимались многие ученые: А.Д.Кошелева, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Г.Г.Филиппова, В.М.Бехтерев, А.Рояк, Т.А. Репина, В.С.Мухина и другие.

В исследованиях Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе исследовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействие и повышает социометрический статус ребенка.

Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышается активность детей в общении: они начинают реализовать свои притязания, стремятся быть признанными. Все это сказывается на положение ребенка в группе.

Кошелева А.Д. занималась вопросами эмоционального неблагополучия: причинами его возникновения и способами нормализации.        

  Цель – изучить влияние межличностных отношений в группе дошкольников на эмоциональное благополучие каждого ребенка.

      Нами предполагалось решить следующие задачи:

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

3. Выявить уровень эмоционального благополучия ребенка.

4. Выявить специфику межличностных отношений в старшей группе ДОУ

5. Проанализировать полученные результаты и установить зависимость между эмоциональным благополучием ребенка и межличностными отношениями.

Объект исследования:

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста в группе сверстников.

Предмет исследования:

Зависимость эмоционального благополучия от личностного статуса ребенка в группе сверстников.

Для решения постановленных задач были использованы следующие методы:

           - анализ психолого-педагогической литературы;

- наблюдение;

- социометрия;

          - тестирование.

        Гипотеза:

Эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста зависит от межличностных отношений в группе сверстников. Чем выше личностный статус ребенка в группе, тем выше его уровень эмоционального благополучия.

База:  ДОУ № 15 «Дружная семейка».

 

 

Глава 1.Особенности эмоционального благополучия ребенка сфере межличностных отношений в группе сверстников.

Эмоциональное благополучие ребенка как психолого-педагогическая проблема.

 

 

В психолого-педагогической литературе существует несколько определений, соотносимых с понятием «Эмоциональное благополучие». Так, в психологическом словаре (20) мы находим понятие «эмоциональное состояние» - особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта- дискомфорта (мне хорошо, мне плохо) как интегральные ощущения благополучия – неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Можно сказать, что понятие соотносимо с понятием «настроение» как в разной степени осознанное психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. Оно соотносимо также и с понятием «эмоциональное самочувствие», понимаемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта – дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

Эмоциональное благополучие ребенка, согласно Г.Г.Филипповой, (29, 195) представлено следующими компонентами:

-эмоция удовольствия- неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

 - переживание успеха – неуспеха в достижении целей;

- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

- переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Если все эти составляющие соотнести с периодом посещения ребенком детского сада, то можно утверждать, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.

В работе Кошелевой (13, 56) определенно несколько условий эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников. А именно:

- состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

- особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);

- особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает;

- эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;

- обстановка в семье ребенка.

Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Организуя жизнь детей в группе, воспитатель сталкивается с разными характерами, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным ими в семьях. Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей с резко выраженными особенностями в поведении: шумных, крикливых, склонных к ссорам, детей с рассеянным вниманием; ребят, избегающих своих сверстников и совместных с ними дел. При внимательном отношении к детям с отклонениями в поведении можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду(14,136).

Новорожденный ребенок начинает свою жизнь абсолютно беспомощным существом и во всем зависит от взрослых. Неустойчивое равновесие его организма, возможный дискомфорт первых дней и месяцев могут привести к преобладанию отрицательных эмоциональных состояний, оказывающих влияние на формирование эмоционального опыта ребенка и на его общее психическое развитие. Противодействовать развитию отрицательных эмоциональных состояний призывали многие врачи и ученые как прежде, так и в настоящее время. Основную задачу в воспитании эмоциональной сферы ребенка с первых дней жизни В.М.Бехтерев, например, видел во всевозможном привитии ему полезных бодрящих эмоций и в устранении эмоций угнетающих (8). То есть взрослый должен заботиться об устранении угнетающих эмоций, неблагоприятно влияющих на организм ребенка.

Социальное развитие маленьких детей по настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. В свою очередь это оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками. Лишение ребенка любви и участия взрослого при разного рода трагических обстоятельствах приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а вследствие этого и к задержке психического развития ребенка, к потере интереса к окружающей жизни. Такие упущения невосполнимы даже в более позднее время.(13, 55)

Опираясь на исследования Кошелевой, можно подметить, что отдельные эмоциональные проявления носят некоторую устойчивость и, закрепляясь они способствуют возникновению устойчивых форм поведения. По мнению Л.И.Божович (6), эти устойчивые формы поведения составляют «основу формирования характера». Таким образом, переживание радости, которое закрепляется при определенных условиях вследствие превращается в черту характера- в жизнерадостность. При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или к людям. Это способствует повышенной заболеваемости в детских садах, как простудными заболеваниями, так и неврозами; так же это приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т.д.). По свидетельству врачей и психологов, чаще всего к закреплению отрицательных эмоциональных состояний приводит разрушение социальных связей ребенка с окружающими людьми или приобретение этими связями уродливых, искаженных форм. Повышенная заболеваемость зависит не только от инфекций, но и от психологического климата, который в случае неблагоприятного воздействия может вызвать тяжелые переживания. Чем моложе ребенок, тем опаснее разрушения, наносимые здоровью. Дети теряют вес, у них начинается рвота или ночное недержание мочи, так же могут быть расстройства вегетативной нервной системы, истерические реакции и ночные страхи. Особенно страдают дети, у которых ослаблен организм вследствие перенесения какого-либо заболевания. Закрепившиеся отрицательные эмоциональные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом: приводят к отрицательным представлениям о детях в группе, к отрицанию совместной игры, недоверию, равнодушию. Более в позднем возрасте это может привести к задержке общего психического развития ребенка. Отрицательные эмоциональные состояния мешают полноценному и свободному развитию личности. А без свободы, как отметила Кошелева, нет настоящего нравственного развития (14,139).

В жизни дошкольника существует несколько моментов, которые могут нарушить его эмоциональное благополучие. Одним из таких периодов является посещение им детского сада. Адаптация к саду или яслям оказывается для малыша чрезвычайно трудным делом. Трудности адаптации- это прежде всего снижение эмоционального тонуса, это участившиеся простудные заболевания и даже невротические реакции у некоторых детей. Детям, которые тяжело переживают временную разлуку с родителями, знакомство с новыми людьми является трудной задачей. Педагоги считают, что степень трудности приспособления ребенка к саду во многом зависит от прошлого опыта ребенка, уровня его развития и состояния здоровья. Так же замечено, что безболезненно принимают детский сад дети, у которых дома не все так хорошо. Имеется в виду система отношений, складывающаяся между ребенком и близкими взрослыми в семье. В среде педагогов существует даже такая поговорка: «в детском саду хорошо тем, кому дома плохо». Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Для них адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду. При неправильном подходе к таким детям им можно нанести тяжелую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всем развитии ребенка (13,59). Глубокий сон, хороший аппетит, бодрое состояние – все это является показателем окончания периода адаптации.

Наиболее острые переживания детей связаны с неудачными взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, с теми ситуациями, где ущемляется самолюбие детей и оскорбляется их чувство собственного достоинства. Это могут быть обидные действия и высказывания воспитателя, близких друзей, с которыми дети стремятся играть и с которыми постоянно конфликтуют; предпочтение, которое воспитатели оказывают другим детям; прозвища, которые дети дают друг другу, и т.п. Рассматриваемые нарушения эмоциональной жизни детей относятся к функциональным нарушениям их психической деятельности. Соответственно причины, лежащие в основе эмоционального неблагополучия, те же самые, что и в основе функциональных нарушений психической деятельности (14,141).

Для выбора эффективных средств воздействия А.В.Кошелева в своей работе (14,143). условно разделила эмоциональные нарушения на две основные группы. В основе деления лежат сферы жизни ребенка, в которых прежде всего проявляется эмоциональное неблагополучие. Они могут проявляться во взаимоотношениях ребенка с другими людьми и в особенностях внутреннего мира ребенка, в сложности его переживаний.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к двум типам поведения.

Первая группа – это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. При возникновении конфликтов эмоции этих детей получают разрядку в бурных аффективных проявлениях: вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Иногда наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения. Их негативные эмоции могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными поводами. Однако, быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Безудержность эмоций, негативные аффективные вспышки приводят к разрушению игры, к конфликтам, к дракам с детьми, а также к негативизму по отношению к чужому замыслу, чужому мнению. Однако эти проявления разрушают лишь наличную ситуацию. Представления о детях остаются положительными и не препятствуют общению. По мнению А.В.Кошелевой, эмоциональное неблагополучие этих детей ситуативно и не приводит к образованию устойчивой негативной позиции. В целом у них преобладает благожелательное отношение к сверстникам, стремление к совместной игре. Эти отходчивы, склонны прощать обиды и не придавать значения ссорам.

Вторая группа – дети преимущественно легко «тормозимые», с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти, но в проявлении эмоций дети этой группы более сдержанны, чем первой. Дети второй группы избегают общения. На первый взгляд может показаться, что они равнодушны к окружающим, однако наблюдения за ними показывают, как пристально они следят за событиями в группе. Такой ребенок тоже участвует в играх, только глазами: смотрит, правильно оценивает ситуацию отношений, хмурится, когда возникает ссора, смеется, когда дети веселятся. Но стоит кому-либо позвать его играть, как он машет руками и отворачивается, будто его это вовсе не интересует. Поза ребенка свидетельствует об интересе к детям, но в то же время и о готовности в любую минуту уйти. Внезапное отчуждение, демонстрация показного безразличия ко всем всего лишь маскирует испуг и неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя или детей. Эмоциональное неблагополучие ребенка этой группы выражено желанием и стремлением поступать всем наперекор, особенно заметно активное сопротивление чужому мнению, чужой инициативе. Ему свойственно отрицать достоинство детей, чаще всего он избегает общения, а если общается, то с очень узким кругом детей в саду и дома. Неудовлетворенность отношениями выражена недовольством, злостью, слезами. Замечено, что для этих детей характерно неожиданное возникновение эмоционального дискомфорта, переходящее затем в стойкое состояние раздражительности, «дурного» настроения. Это состояние сопровождается временным разрывом отношений со всеми. Малыш может долго заниматься каким – либо своим делом, при этом искоса поглядывая за происходящим. Его ничем не заинтересуешь, пока он не переборет в себе преграду между детьми, игрушками и собой.

Третья группа – основной чертой детей этой группы являются их многочисленные страхи. Необходимо отличать нормальные проявления страха у детей от страха как ведущего проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка. При нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан с какими-либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. Дети могут испытывать страх с шести-восьмимесячного возраста, когда начинают отличать знакомые лица от незнакомых; позже у многих детей, обнаруживается боязнь темноты; на некоторых ошеломляюще действуют громкие звуки. Взрослому бывает трудно понять, почему тот или иной предмет, та или иная ситуация вызывают страх ребенка. С этим особенностями необходимо считаться, а всего, что пугает ребенка и остается пока необъяснимым для него, нужно избегать.(14,144).

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что здоровье ребенка тесно связано с его эмоциональным состоянием. Эмоциональное состояние, как уже отмечалось, - это особое состояние комфорта – дискомфорта, как интегральные ощущения благополучия - неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Врач – психотерапевт Э.Кублер – Росс выдвинула идею, что здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность. Сохранение и укрепление здоровья состоит в том, чтобы сбалансировать эти квадранты.

Данное определение свидетельствует о некой тождественности здоровья и эмоционального состояния, а также и о том, что эмоциональная сфера – это неотъемлемая составная часть здоровья. Это подтверждается существованием известных словосочетаний: эмоциональное самочувствие, физическое и психическое здоровье и др. Так или иначе заболевание – это некое нарушение баланса, равновесия нескольких или даже всех систем, подсистем организма, среди которых в первую очередь затрагивается эмоциональная сфера человека. Эмоции в данном случае мы можем рассматривать как внешние проявления более сложных внутренних внешние проявления более сложных внутренних внешние проявления более сложных внутренних нарушений организма. Данная закономерность проявляется, например, в том, что при разных соматических заболеваниях ребенка мы наблюдаем неустойчивое, легко меняющееся настроение, заостренную эмоциональную чувствительность и впечатлительность, ранимость, склонность легко расстраиваться, много волноваться, плаксивость, неспособность защитить себя, боязливость, неуверенность в себе, тревожность и т.д.

Если попытаться представить портрет здорового ребенка, то получатся следующие характеристики: активный, веселый, с хорошим настроением. У него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредотачиваться. В понятие здоровье входит также оценка его поведения и соответствующее возрасту ребенка физическое психическое развитие. Если ребенок болен, ни о каком эмоциональном комфорте не может быть и речи.

Среди эмоциональных нарушений выделяют: психосоматические расстройства, психосоматические заболевания, нервно-психические нарушения, страхи и тревожные состояния.

 Психосоматические заболевания – это психические нарушения, которые проявляются как болезнь внутренних органов. Это могут быть нарушения желудочно–кишечного тракта, кожи, эндокринной системы, головные боли и т.п. Подобные нарушения возникают у ребенка в ответ на ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение (стресс). Общее для всех психосоматических расстройств у детей – депрессивные состояния, которые проявляются в вялости, апатии, малоподвижности, жалобах на усталость и скуку. Дети редко улыбаются, просыпаются они рано и сон у них поверхностный. Чаще всего дети болеют годами с обострениями весной и осенью, так как психосоматические расстройства у них распознаются несвоевременно. Иногда за соматическими нарушениями, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к личностным и познавательным сферам ребенка, скрываются стойкие эмоциональные нарушения, которые проявляются в повышенной возбудимости, импульсивности и тревожности ребенка, а иногда и яркой агрессивности.

Отдельную группу составляют дети с нервно-психическими нарушениями. Все их поведение основывается на эмоциях. Они беспокойны, суетливы, застенчивы, пугливы, нерешительны, робки. Обычно такой ребенок обвиняет кого–то другого в своих неудачах. Ребенок отказывается выполнять задания, ссылаясь на то, что болит голова. Взрослые зачастую считают это избалованностью. На самом же деле эти нарушения поведения – есть признаки неблагополучия в состоянии нервной системы, сигналы тревоги, то есть эти дети находятся на грани нормы и болезни. Следует подчеркнуть, что нельзя сводить все проявления нервных расстройств у детей только к «нервам». Нередко за такими признаками скрываются неблагополучие в семье.

В психологическом словаре (7) дается следующее определение понятию страх. Страх – эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать и рядом симпатических реакций. Многочисленные страхи свидетельствуют о неустойчивости внутреннего мира ребенка.

Так же в данном словаре мы находим определение следующему виду эмоциональных нарушений, а именно тревожному состоянию. Согласно этому определению, тревожное состояние – это смутное неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, напряжения и беспокойства. Тревожное состояние отличается от страха тем, что состояние тревоги беспредметно.

Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка является необходимым условием развития его личности. В случае возникновения эмоционального неблагополучия у ребенка могут проявляются серьезные нарушения как в психическом, так и физическом развитии. Одной из основных причин возникновения этого неблагополучия являются неудачные взаимоотношения со сверстниками


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: