Библиографический список

 

1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление/Пер. с англ. СПб: Питер, 2002.

2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М: Центр экономики и маркетинга, 1996.

3. Академия рынка: маркетинг / Пер, с фр. А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. М.: Экономика, 1993.

4. Акофф Р. Планирование будущего корпорации/Пер, с англ. М.: Прогресс, 1985.

5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ. СПб.: Наука, 1991.

6. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.

7. Баринов В.А., Харченко В.А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2005.

8. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

9. Бирн Дж. Стратегическое планирование // Бизнес уик. 1996. № 7.

10. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/Пер, с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

11. Быкова А. Организационные структуры управления. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003.

12. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардемарина, 1999.

13. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Издательский дом "Дашков и К°", 2000.

14. Гапоненко А.Л., Панкрухин АЛ. Стратегическое управление. М.: Омега-Л, 2004.

15. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учеб. пособие. М.: ЗАО. Бизнес-школа "Интел-синтез", 2001.

16. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М.: Аспект-Пресс, 2004.

17. Катер Р. Рубежи менеджмента: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.10 Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2003.

18. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1999.

19. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Максимцова и М.А. Комарова. - М.: ЮНИТИ; Единство, 2002.

20. Минцберг Г., Альстранд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2001.

21. Овчинников О.В., Самодов А.Т. Основы стратегического менеджмента: Учеб. пособие. Архангельск: Изд. центр СГМУ, 2004.

22. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. СПб.: Вильяме, 2000.

23. Степанов М.В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США. М.: Наука, 1990.

24. Томпсон А.А., Стринленд А.Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ.; Под. ред.Л.Г. Зайцевой, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

25. Чернов С.Е. Менеджмент: Концепции и методы стратегического управления: Курс лекций. Т.1. Стратегический менеджмент и организационное развитие. М.: ИНЭП, 2002.

26. Фатхутдинов. Стратегический менеджмент: М.: Инфра 2003.



Приложения

 

Рисунок 1. Структура стратегического управления

 

Рисунок 2. Внешняя среда организации


Таблица 1. PEST - анализ

Политика P  Экономика E
Политический фактор изучается для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство претворяет в жизнь свою политику. Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.
 Социум S  Технология T
Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, кА отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей. Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроится на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

 


Рисунок 3. Модель Портера


Таблица 2. Анализ сильных и слабых сторон организации

Сфера Факторы Вопросы для анализа
Кадры *Управленческий персонал; *Мораль и квалификация сотрудников; *Совокупность выплат работникам в сравнение с аналогичным показателем у конкурента и в среднем по отрасли; *Кадровая политика; *Мотивация выполнения работы; *Текучесть кадров и прогулы.  - Какой стиль управления использует высшее руководство; Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства; Как долго высшее руководство находится на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации; Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам; Какова политика оплаты труда по сравнению с другими орг.
Организация общего управления *Организационная структура; *Престиж и имидж фирмы; *Организация системы коммуникаций; *Общая система контроля; *Организационный климат.  - Четко ли распределены в организ. права и обязанности; Существует ли в организации практика снижения упр. издержек; Эффективно ли взаимодействие структурных подразделений.
Сфера Факторы Вопросы для анализа
Производство *Стоимость сырья и его доступность, отношения с постав.; *Система контроля запасов; *Техническая эффективность мощностей и их загруженность; *Экономия от масштабов производства; *Контроль за процессом изготовления продукции; *Проектирование, составление графика работы; *Контроль качества; *Исследования и разработки, инновации.    - Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня; Насколько эффективно используются производственные мощности, существует ли возможность для расширения производственной базы; Какова отдача от исследований и разработок;
Маркетинг *Сбор необходимой информации о рынке; *Доля рынка; *Номенклатура товаров и потенциал расширения; *Жизненный цикл основных продуктов; *Организация сбыта: знание потребностей покупателя; *Продвижение товаров на рынок и их реклама; *Установление обратной связи с рынком; *Развитие новых продуктов и рынков.  - Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или последователем; Какую долю рынка удерживает организация, каковы тенденции в изменении этой доли; Имеются ли возможности для освоения новых рынков; Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющие ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей;
Финансы и учет *Возможность при влечения капитала; *Отношение к налогам; *Гибкость структуры капитала; *Эффективный контроль за издержками возможность снижения издержек; *Составление бюджета и планирования прибыли.  - Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации; Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности; Обеспечивает ли менеджмент базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику.

 

Таблица 3. SNW - анализ

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

S - сильная N - нейтральная W - слабая
1 2 3 4 Стратегия организации Бизнес стратегий …. ….  - + +   --  

 

Таблица 4. Матрица SWOT

    Возможности 1. 2. 3. Угрозы 1. 2. 3.
Сильные стороны 1. 2. 3. ПОЛЕ СИВ ПОЛЕ СИУ
Слабые стороны 1. 2. 3. ПОЛЕ СЛВ ПОЛЕ СЛУ

 


Таблица 5. Матрица возможностей

Вероятность использования возможностей

Влияние

сильное умеренное малое
Высокая ПОЛЕ ВС ПОЛЕ ВУ ПОЛЕ ВМ
Средняя ПОЛЕ СС ПОЛЕ СУ ПОЛЕ СМ
Низкая ПОЛЕ НС ПОЛЕ НУ ПОЛЕ НМ

 

Таблица 6. Матрица угроз

Вероятность реализации угрозы

Возможные последствия

разрушение критическое состояние тяжелое состояние "легкие ушибы"
Высокая ПОЛЕ ВР ПОЛЕ ВК ПОЛЕ ВТ ПОЛЕ ВЛ
Средняя ПОЛЕ СР ПОЛЕ СК ПОЛЕ СТ ПОЛЕ СЛ
Низкая ПОЛЕ НР ПОЛЕ НК ПОЛЕ НТ ПОЛЕ НЛ

 

Таблица 7. Таблица профиля среды.

Факторы среды Важность для отрасли. А Влияние на организацию. В Направленность влияния. С Степень важности. D = А*В*С
1.        
2.        
3.        
….        

 

Таблица 8. SNW - анализ

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

 S (сильная)  N (нейтральная)  W (слабая)

 

Стратегия организации

Бизнес- стратегия

Организационная структура

Финансы, как общее положение, в т.ч.

4.1 Финансы как состояние текущего баланса

 

4.2 Финансы, как структура

Продукты организации в целом, в т.ч.

5.1 Костюм зимний МВД

5.2 Костюм летний МВД

5.3 Костюм «Новоорчанин»

5.4 Костюм ДПС

Структура затрат

Умение торговать

Информационные технологии

Инновации

Способность к лидерству в целом в т.ч.

10.1 Способности к лидерству первого лица организации

 

10.2 Способности к лидерству всего персонала организации

 

Уровень производства

Качество материальной базы

12.1 Качество специалистов

12.2 Качество рабочих

Уровень маркетинга

Уровень менеджмента

Качество торговой марки

Качество персонала

Репутация на рынке

Репутация работодателя

Отношения с органами власти в т.ч.

19.1 с федеральным правительств.

19.2 с региональными органами

19.3 с органами местного самоупр.

19.4 с системой налогового контроля

Отношения со смежниками

Корпоративная культура

 

--

--

--

--

 

--

 

--

+

+

+

--

--

--

--

--

--

--

 

+

 

--

 

 

--

--

--

--

--

--

--

+

+

+

 

+

+

+

+

+

--

 

--

--

--

+

 

+

 

+

--

--

--

+

+

+

--

--

--

+

 

--

 

+

 

 

+

+

+

+

--

--

--

--

--

--

 

--

--

--

--

--

+

  + + + --   --   -- -- -- --
-- -- -- + + + --   --   --     -- -- -- -- + + + -- -- --   -- -- -- -- -- --

 


Таблица 9. Матрица SWOT

    Возможности 1Экономическая стабилизация 2. Снижение единого социального налога до 18% 3 Расширение производства 4 Приобретение новых технологий и нового оборуд. 5 Выход на новые рынки 6 Расширение ассортимента Угрозы 1 Рост цен на энергоресурсы 2 Возможность появления новых конкурентов 3 Высокий процент дешевого импорта 4 Замедление роста рынка 5 Рост продаж замещающего продукта
Сильные стороны 1Адекватные финансовые ресурсы 2 Снижение стоимости продукции за счет увеличения объемов производства 3 Высокое качество продукции 4 Хорошая репутация на рынке 5Хорошие отношения с органами власти всех уровней ПОЛЕ СИВ 1Расширение производства позволяет снижать стоимость продукции 2Адекватные финансовые ресурсы - использовать новые технологии и новое оборудование 3 Высокое качество продукции и расширение ассортимента позволяет искать выход на новые рынки ПОЛЕ СИУ 1 Рост цен на энергоресур. нужно нейтрализовать снижением стоимости продукции за счет увеличения объемов производства 2 Возможность появления новых конкурентов - высоким качеством своей продукции 3 Замедление роста рынка хорошей репутацией на рынке
Слабые стороны 1 Устаревшее оборудование 2 Плохо используются новые технологические разработки 3 Неразвитая сбытовая сеть 4 Слабое использование информационных технологий 5 Низкая зарплата персонала ПОЛЕ СЛВ 1 Устаревшее оборудование нужно заменять приобретением нового оборудования 2 Неразвитую сбытовую сеть расширять, выходя на новые рынки 3Низкую зарплату персонала увеличить из средств полученных от снижения единого социального налога до 18% ПОЛЕ СЛУ 1 Рост цен на энергоресурсы нужно преодолевать снижением энергозатрат путем усовершенствования технологий.  

 

Таблица 10. Матрица возможностей

Вероятность использования возможностей

Влияние

сильное умеренное малое
Высокая ПОЛЕ ВС Приобретение новых технологий и нового оборудования ПОЛЕ ВУ Снижение единого социального налога до 18%   ПОЛЕ ВМ Экономическая стабилизация
Средняя ПОЛЕ СС Выход на новые сегменты рынка ПОЛЕ СУ Расширение ассортимента ПОЛЕ СМ Невысокий уровень инфляции
Низкая ПОЛЕ НС Расширение производства ПОЛЕ НУ Использование новых разработок в области НИОКР ПОЛЕ НМ Увеличение доходов населения.  

 

Таблица 11. Матрица угроз

Вероятность реализации угрозы

Возможные последствия

разрушение критическое состояние тяжелое состояние "легкие ушибы"
Высокая ПОЛЕ ВР Рост цен на энергоресурсы ПОЛЕ ВК Возможность появления новых конкурентов ПОЛЕ ВТ Высокий процент дешевого импорта ПОЛЕ ВЛ Снижение активности потребителя
Средняя ПОЛЕ СР Проверки со стороны контролирующих органов ПОЛЕ СК Сдача позиций на рынке из-за отсутствия рекламы ПОЛЕ СТ Ужесточение экологических стандартов ПОЛЕ СЛ Лишение выгодных заказов из-за неотлаженных коммуникаций
Низкая ПОЛЕ НР Износ оборудования ПОЛЕ НК Повышенные требования к качеству продукции со стороны заказчика ПОЛЕ НТ Отток квалифициров. кадров на другие предприятия ПОЛЕ НЛ Снижение уровня специалистов относительно конкурирующих организаций

 

Таблица 12. Профиль среды

Факторы среды Важность для отрасли А Влияние на организацию В Направленность влияния. С Степень важности. D = А*В*С
внешней среды: 1 Правительственная стабильность 2 Налоговая политика 3 Экономическая стабилизация 4 Невысокий уровень инфляции 5 Рост цен на энергоресурсы 6 Высокий уровень безработицы 7 Низкие доходы населения 8 Конкуренция на внутреннем рынке Факторы внутренней среды: 9 Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками 10 Экономия от масштаба производства 11 Эффективность использования мощностей 12 Контроль в процессе производства 13 Способность к инновац в производствен. процессе 14 Гибкость производства при изменении моделей 15 Точное удовлетворен. покупательских запросов.     1   2   3   2   3   2   2   2   2     1   2   2   2   1   2     0   3   1   1   3   1   1   3   3     3   3   3   2   2   3   +1   +1   +1   +1   -1   +1   -1   -1   +1     +1   +1   +1   +1   +1   +1   0   +6   +3   +2   -9   +2   -2   -6   +6     +3   +6   +6   +4   +2   +6

 

"Классификатор по продукту 1" Таблица 13

  Полный перечень продуктов Приоритет фактический 2009 г Приоритет плановый 2010 г Приоритет плановый 2011 г
  1 2 3 4 5 6   Традиционные продукты: Костюм зимний специальный для МВД Костюм летний специальный для МВД Костюм зимний для работников ДПС Костюм зимний "Новоорчанин" для ВОХР Костюм "Мастер" для работников АЗС Костюм "Строитель"   1 1 1 3 2 3   2 1 2 1 1 3   3 1 1 2 1 3
  1 2 3 Новые продукты: Костюм зимний "Полет" для летчиков Костюм летний "Пилот" для летчиков Костюм зимний "Бурильщик"   1 1 2   1 2 1   2 1 1

 

Оценка приоритетов:

1 - максимальная концентрация совокупных ресурсов и усилий;

2 - необходимый минимум совокупных ресурсов и усилий;

3 - остаточный принцип.

 

Таблица 14

"Классификатор по продукту 2" на 2009 год

    Полный перечень продуктов Приоритет 1 2009 г.
  1 2 3 Традиционные продукты Костюм зимний специальный для МВД Костюм летний специальный для МВД Костюм зимний для работников ДПС   1.1 1.3 1.2
  1 2 Новые продукты Костюм зимний "Полет" для летчиков Костюм летний "Пилот" для летчиков   1.1 1.2

 

На 2010 год

    Полный перечень продуктов Приоритет 1 2010 г.
  1 2 3 Традиционные продукты Костюм летний специальный для МВД Костюм зимний "Новоорчанин" для ВОХР Костюм "Мастер" для работников АЗС     1.1 1.2 1.3
  1 2 Новые продукты Костюм зимний "Полет" для летчиков Костюм зимний "Бурильщик"   1.1 1.2

 


На 2011 год

  Полный перечень продуктов Приоритет 1 2011 г.
  1 2 3 Традиционные продукты Костюм летний специальный для МВД Костюм зимний для работников ДПС Костюм "Мастер" для работников АЗС   1.1 1.3 1.2
  1 2 Новые продукты Костюм летний "Пилот" для летчиков Костюм зимний "Бурильщик"     1.1 1.2

 









double arrow
Сейчас читают про: