Расширенная версия теории лидерства признает и тот факт, что харизматическое лидерство имеет и свои темные стороны. Харизматических лидеров обычно представляют как сказочных героев, однако, как показывает таблица, им нередко свойственны и определенные аморальные качества.
| Этичные характеристики | Неэтичные характеристики |
| Использует власть для служения другим | Использует власть только в личных интересах и ради выгоды |
| Соотносит свое видение ситуации с потребностями и ожиданиями последователей | Продвигает свое личное видение ситуации |
| Учитывает и воспринимает критику | Занимается цензурой критических замечаний и противоположных мнений |
| Стимулирует последователей к независимому мышлению и критическому восприятию мнения лидера | Требует безусловного принятия собственных решений |
| Открытая двухсторонняя коммуникация | Односторонняя коммуникация |
| Наставляет, развивает и поддерживает подчиненных; делит признание с другими | Нечувствителен к потребностям подчиненных |
| Опирается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения организационных и общественных интересов | Ориентируется на условные внешние моральные стандарты для удовлетворения собственных интересов |
Преобразующие лидеры.
В социальной психологии сложилось также представление о том, что харизматическое лидерство является частью более широкого понятия преобразующего лидерства. Эффективным преобразующим лидерам присущи следующие качества:
1.Они считают себя носителями перемен.
2.Они обладают смелостью и мужеством
3.Они верят в людей.
4.Ими движут фундаментальные ценности.
5.Они всю жизнь учатся.
6.Они способны справляться со сложностями, неопределенностью и двусмысленностью.
7.Они обладают видением перспективы.
Гармоническое лидерство.
В новом, XXI веке появилось новое поколение компаний. Они отличаются огромными размерами и уникальной конкурентоспособностью, а процессы управления в них ведутся со скоростью света 24 часа в сутки. Возникает потребность в новом поколении лидеров, которые сделают будущее таких компаний намного лучше их настоящего. Но стать ими смогут только те люди, которые готовы управлять вверенным им бизнесом с душой и сердцем.
Компаниям нового поколения необходимы лидеры с новым набором компетенций, значительно отличающимся от традиционного. В 2000 году в своей речи Карли Фиорина, определила новый подход к управлению так: "Используя один лишь интеллект, вы не сможете принимать правильные решения и в результате будете двигаться в неверном направлении. Поэтому вам нужно не просто научиться слушать свои мысли. Вам придется овладеть искусством понимания языка своего сердца". Это и есть "гармоничное лидерство", то есть способность сочетать рациональность мышления и эмоции.
Гармоничные лидеры добиваются успеха, работая над главными его составляющими: компетенциями, лояльностью и эффективностью труда персонала. Они умеют заинтересовать сотрудников не только вознаграждением и другими материальными поощрениями, но и вселить в них страсть к своей работе.
Представленные ниже четыре группы лидерских навыков существовали в корпоративном мире всегда, но они очень редко применялись системно. В будущем эти навыки станут самыми обычными качествами лучших руководителей, возглавляющих лучшие компании.
Гармоничное общение.
Лидер нового типа не просто много общается с сотрудниками компании. Он старается активно прислушиваться ко всей полученной от других людей информации, соотнося с ней свою деятельность. А поскольку многие сотрудники крупного бизнеса сегодня представляют разные этносы и культуры, лидер должен уметь мыслить в двух измерениях, то есть "широко" и "глубоко". Этого могут добиться лишь те менеджеры, у которых есть собственные идеи и убеждения по каждому вопросу. Гармоничные лидеры стремятся найти тех, кто в перспективе будет не согласен с их планами и решениями.
В каждой компании есть свои "оппоненты". Не нужно видеть в них врагов, ведь их талант можно использовать на благо бизнеса. Дайте им возможность раскрыться и найти уязвимые места в обсуждаемых решениях и, возможно, предложить свои варианты. Такие люди – ценный ресурс, способный сделать лидера мудрее.
Сочетание интеллекта и интуиции.
Традиционно интеллект в корпоративном мире ценился намного выше интуиции. На совещаниях, к примеру, всегда приоритетным считалось мнение того менеджера, который мог сопоставить и проанализировать данные по продажам и характеристикам потребителей и конкурентов. Но сегодня, когда бизнес требует практически круглосуточной вовлеченности, необходимая информация может оказаться недоступной в нужный момент. Что же остается делать лидеру? Довериться интуиции. Предвидение должно быть использовано в сочетании с интеллектом. Соединяясь вместе, эти, по сути, не похожие друг на друга навыки, дают руководителям возможность проводить в жизнь самые рискованные, но победоносные инициативы.






