Анализ непосредственного окружения

Анализ внешней среды

Анализ среды обеспечивает базу для определения миссии и целей организации и для выработки стратегии, позволяющей организации выполнить миссию и достичь своих целей.

Внешняя среда предприятия

 

 


                                              

Конкуренты
Поставщики материальных, трудовых, финансовых ресурсов
Политика
Научно-технический прогресс
Социальные факторы
           

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

 

6

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружение, непосредственное окружение, внутренняя среда организации.

2.1. Анализ макроокружения

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
  1. Экономические   факторы     а) Уровень инфляции   Угрозы   Возможности   Угроза   Состояние экономики может значительно повлиять на получение капитала. Если Центробанк ужесточит условия получения кредита и повысит процент, то коммерческие банки сделают, то же самое. В результате станет труднее получить займы, и обойдутся они гораздо дороже. Спад в Российской экономике существенно ухудшит перспективы роста предприятия. Повышение таможенных пошлин приведет к увеличению издержек. Снижение налогов увеличит массу денег, которые люди смогут потратить на цели не первой необходимости, в том числе и на приобретение наших товаров и тем самым будет стимулировать развитие бизнеса.   За 3 месяца уровень инфляции в нашей стране составил 5%. Из-за повышения уровня инфляции растут цены на материалы, комплектующие изделия. Снижается уровень жизни людей, их покупательная способность. Поэтому производство требует больше затрат, цена на изделие повышается, спрос снижается.

Таблица 1: - Компоненты общего

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

7

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 1.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
  б) Уровень безработицы   2. Политические факторы   Возможность Угроза     Возможность   Угроза   Следовательно, производство может быть убыточным. Так как инфляция прогнозируется, то нашей фирме, скорее всего, придется увеличить запасы поставляемых ресурсов и введение фиксированной з/платы. Можно увеличить займы, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Уровень безработицы на конец декабря 2005г. Составил 9,3 тыс. человек незанятых трудовой деятельностью в Калининградской области. Так как люди безработные, то у них уменьшается покупательная способность, в итоге наше предприятие может потерпеть убытки из-за небольшого количества потребителей. Так как в области большое количество безработных, то среди них мы можем найти квалифицированные кадры, необходимые для работы в нашей фирме. В стране не создана устойчивая, эффективно действующая структура власти. Политическая обстановка всегда чревата серьезными потрясениями. Политическая нестабильность может привести к ограничению прав собственности иностранцев и к установлению специальных пошлин на импорт, а это

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

8

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 1.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
    3. Технологические факторы     Возможность   Угроза неблагоприятно отразится на нашей фирме, если мы будем ввозить сырье из-за границы, а так как Калининградская область отделена от России иностранными государствами, то при ввозе сырья даже с России увеличатся издержки производства. Разрабатываются и ужесточаются законы по защите прав потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и з/платы. Все это может и помочь развитию нашей фирмы, но может и увеличить затраты на ее содержание – увеличение з/платы, увеличение штата сотрудников. Сейчас в Калининградской области в связи со сменой правительства развивается бизнес, привлекаются иностранные инвесторы, улучшается настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Увеличивается темп развития разных производств, все это будет благоприятно сказываться на нашей фирме и ее производстве.     Так как технология является важнейшим фактором косвенного воздействия, то ее нельзя не учитывать. Если организация (наша фирма) не будет учитывать перспективные технологии, то в скором

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

9

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 1.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
  4. Социальные факторы   Возможность   Угроза времени продукция предприятия устареет, потребители будут ориентироваться на продукцию, произведенную по новым технологиям, в связи с этим резко снизится конкурентоспособность предприятия и производимой продукции. Технологические нововведения влияют на эффективность производства и реализацию продуктов, на то, как собирают, хранят и распределяют информацию, на то какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от фирмы. Если наша фирма учтет все это, то мы сможем удовлетворить запросы потребителей, производя нашу продукцию по самым последним технологиям, значительно повысится конкурентоспособность изделия. От этого будет зависеть эффективность нашей деятельности.   Среди этих факторов преобладают установки, жизненные ценности и традиции, которые также влияют на организацию. Дача взяток для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов не сделают нашей фирме хорошей рекламы, поэтому надо избегать таких методов. Резкое расслоение населения по уровням доходов приведет к

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

10

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 1.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
  5. Отношения с местным населением   Возможность   Возможность   сжатию потребительского спроса на рынках конечных продукций, в том числе и на продукцию нашей фирмы. Если наша фирма будет не в состоянии прогнозировать изменение ожиданий общества (конкретнее – наших потребителей) и удовлетворять их более эффективно чем конкуренты, то покупательная способность продуктов нашей фирмы значительно снизится, что может привести фирму к снижению получения прибыли. Если наша фирма будет в состоянии предугадывать изменение ожиданий потребителя и обслуживать их более эффективно чем конкуренты, то повысится доход предприятия, его положение в обществе. В представлении потребителей также немалую роль играет качественное обслуживание, и чем выше будет эта планка, тем больше мы будем предлагать услуг потребителю: гарантия, замена в случае поломки, инструкции, это все позволит сделать нам нашу продукцию более конкурентоспособной и удовлетворять запросы общества.     Калининград не жалеет усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Политический климат области благоприятствует предпринимательству,

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

11

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 1.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
    составляющему основу притока средств местного бюджета. Для поддержания хороших отношений с местным населением, фирма может участвовать в финансировании школ, благотворительных организаций, фондов. Все это обеспечит нам хорошую рекламу, поможет наладить отношения с населением и местными органами власти

 


Анализ непосредственного окружения

Таблица 2: - Компоненты непосредственного окружения.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
  1. Потребители       Это один из основных для любого предприятия факторов, так как именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене ее продавать. Единственная подлинная цель бизнеса – создавать потребителя: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Наша продукция ориентирована в основном на молодые семьи, домохозяек и людей со средним достатком.

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

12

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 2.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
      Угроза     Возможность В связи с этим у нашей организации могут возникнуть следующие угрозы и возможности. Если наша продукция будет слишком дорогой, то потребители не станут ее покупать. Люди со средним достатком не смогут себе ее позволить, а люди с хорошим достатком предпочтут купить электрическую картофелечистку. Продукция должна продаваться в доступных для нашего потребителя местах, скорее всего на рынке, ведь там больше всего потребителей нашей продукции, если наш товар будет продаваться только в магазинах, то спрос на него существенно снизится. Потребители могут давить на цены в целях их снижения, из-за этого снизится прибыльность производства. При требовании потребителем лучшего качества, нам придется увеличить затраты на производство, чтобы не потерять конкурентоспособность. Так как наша продукция нацелена на людей со средним материальным доходом, мы должны делать все для того, чтобы наша продукция пользовалась спросом. Для этого мы должны и можем учесть все пожелания потребителей: качество, гарантия и цена. Для того, чтобы увеличить число потребителей, мы можем сделать наш товар более

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

13

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 2.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
  2. Поставщики     Угроза безопасным, чтобы им могли пользоваться дети от 6-ти лет. Для этого можно изменить цвет ручки изделия и т.п. Для удовлетворения запросов потребителя и учета всех замечаний нам необходимо будет провести маркетинговые исследования. Есть возможность проинформировать потребителя о важности и необходимости данного изделия, это поднимет спрос на продукцию. Поставщиками являются ЗАО «Глинар» и БМК «Альянс». Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Нарушения равновесности поступления материалов (сырья) может привести к нарушению выпуска продукции, снабжения рынка, удовлетворения потребностей покупателя, все это, в конечном счете, ставит в лучшее положение конкурентов. Изменчивость качества и цен ресурсов, также создает проблемы для организации потому, что фирме придется постоянно менять цены на конечные продукты, что может вызвать недовольство потребителя. Если наша фирма будет выпускать большой объём продукции, то нам, скорее всего, придется искать альтернативных поставщиков или поддерживать значительный объём запасов.

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

14

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 2.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
    Возможность Это неэффективно, так как запасы связывают денежные средства. Поставщиков сырья могут не устраивать объёмы наших заказов, тогда мы вынуждены будем либо увеличить объёмы заказов, либо искать нового поставщика. Помимо поставщиков сырья, нам понадобятся поставщики капитала. Они могут представлять угрозу для фирмы в том случае, если процентная ставка по кредиту в банках будет очень велика. Проблема может возникнуть также из за того, что наша фирма не очень большая, и мы будем испытывать трудности с получением необходимых средств. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением колебания обменных курсов или политической нестабильностью. Мы имеем возможность выбрать проверенных и надежных поставщиков, с приемлемыми ценами на сырьё и заключить с ними долгосрочный контракт на выгодных условиях. Если для поставщиков договор будет выгоден, они будут стараться не нарушать его условий (то есть обеспечение ресурсами в точно указанный срок, качество). При выборе поставщиков с относительно низкой ценой на сырьё, мы тем самым удешевим

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

15

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 2.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
  3. Конкуренты     Угроза (снизим цену) конечный продукт. Хорошее качество сырья обеспечит больший срок службы изделия и его конкурентоспособность. Для получения необходимых финансовых ресурсов мы должны найти банки или финансовые учреждения с выгодными для нас условиями: меньший процент по кредиту,   долгосрочность. Надежное финансовое состояние нашей фирмы сможет привлечь инвесторов. Чем более выгодными будут условия кредитования, тем быстрее мы сможем погасить кредит, и тем ниже будет цена на продукцию.   Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Если конкуренты вводят новшества, то это требует еще более совершенных нововведений и превращения своего предприятия в ещё более новаторское и эффективное. Недооценка конкурирующей стороны в области совершенствования продукта может обернуться для нашей фирмы большими потерями прибыли или даже разорением. Если цена на конкурентное изделие будет ниже, чем у нашей фирмы, мы можем потерять прибыль. Снизить цену на товар мы сможем только в

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

16

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 2.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
    Возможность том случае, если она не будет ниже её себестоимости. Конкуренты могут негативно повлиять и на трудовые ресурсы, предложив квалифицированным работникам более высокую з/плату, лучшие условия работы, социальные гарантии. Так как на территории РФ конкурирующих фирм нет, то это значительно облегчает положение нашей развивающейся фирмы. Конкуренты существуют в Польше (дорогая и качественная продукция) и в Белоруссии (менее дорогая и менее качественная продукция). Это дает нам возможность для расширения производства и повышения конкурентоспособности изделий. Но нельзя не учитывать и то, что продукция из Белоруссии и Польши все-таки ввозится в Россию, поэтому нашей фирме необходимо постоянно улучшать качество продукции благодаря новым технологиям. В то же время наша продукция не должна быть намного дороже продукции конкурентов, этого можно достигнуть за счет покупки более дешевых, но не менее качественных ресурсов. Так как на производстве не требуется очень большое количество людей, мы сможем предложить им достойную з/плату, хорошие условия работы, обеспечив тем самым большую

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

17

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

Продолжение таблицы 2.

Факторы внешней среды Степень влияния (возможность, угроза) Краткое объяснение
    4. Трудовые ресурсы   Угроза   Возможность конкурентоспособность продукции.   Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, производство не возможно. В наше время остро стоит вопрос нехватки квалифицированных специалистов. Отсутствие в фирме опытных работников может привести к выпуску менее качественной продукции. Очень мало хороших специалистов с техническим образованием и умением работать на станках, это может ухудшить производство продукции, привести к перебоям в работе. Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов позволит обеспечить предприятию выпуск более качественной и конкурентоспособной продукции. Для этого мы можем отправить работников на курсы повышения квалификации, гарантируя после этого повышение з/платы, достойные условия работы, социальные гарантии, карьерный рост. Информацию о специалистах можно узнать в службе занятости или в соответствующих организациях. Необходимо для большей производительности обучить работников работе на самых новых станках и оборудовании, последним технологиям.

 

 

 

 

 

 

КР04.080501.014ПЗ

Лист  

 

 

 

 

18

Изм.

Лист

№ документа

Лист

Дата

                                 

 

Вывод: По результатам исследования внешней среды мы выяснили, что для нашей организации необходимы следующие отделы:

a. Отдел по работе с общественностью – будет обеспечивать участие фирмы в благотворительных акциях, финансировании школ, выделение средств в общественные фонды;

b. Отдел по модернизации изделия – для разработки проектов и дизайнов по улучшению и модернизации изделия;

c. Отдел кадров – для подбора квалифицированных специалистов, ответственных работников.

Работа этих отделов уменьшит угрозы и повысит возможности, что ведет к улучшению работы предприятия.

3. Установление целей организации

Установление целей организации предполагает прохождение трех обязательных фаз:

- установление общих для организации целей (миссии, ключевых);
- построение иерархии целей;
- установление индивидуальных целей.

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Сформированная цель должна: 1) определить направление бизнеса, действий, приоритет задач, усилий в конкретной сфере, значительность сфер и служб, уровни оценки результатов; 2) быть реальной и достижимой, детализированной по подразделениям, измеряемой, не противоречивой, основанной на объективных законах, понятной исполнителям; 3) быть заданной с учетом объемов и сроков работ, имеющихся ресурсов, возможностей исполнителей.

3.1 Установление миссии организации

Миссия организации – это ее главная стратегическая цель, которая обосновывает предназначение организации, направлена на внешнюю среду, обеспечивает удовлетворение потребителей вне организации.

В широком понимании миссии – это философия и предназначение организации. При таком подходе миссия определяется в общих терминах, без жесткой привязке к номенклатуре производства продукции, группе потребителей.

Миссия: Фирма – «Хозяюшка» производит картофелечистки. Наша деятельность направлена на то, чтобы помочь женщинам в ведении домашнего хозяйства, уменьшить отходы на предприятиях общественного питания, создание новых рабочих мест и культуры производства.

При узком подходе миссия рассматривается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других ей подобных.

Миссия фирмы «Хозяюшка» по производству картофелечисток: Фирма стремится производить конкурентоспособные и высококачественные изделия, то есть картофелечистки позволяющие удовлетворять потребности рынка и запросы отечественного потребителя.

         

КР04.080501.014ПЗ

Лист
         

19

Изм. Лист № документа Лист Дата

3.2. Установление целей

Цели устанавливаются для осуществления миссии. Ключевые цели по содержанию делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.

Цель – это конечное состояние желаемого результата, которого стремится добиться любая организация.

 

Технологические цели:

a.  Увеличение числа компьютеров на 15 шт., их модернизация;

b. Внедрение новой технологии по процессу изготовления картофелечисток в течение года;

c. Постройка дополнительного помещения для производства и хранения изделий к концу 2007г.

Экономические цели:

a. Увеличить рентабельность с 10 до 15% к концу года;

b. Увеличить прибыль на 10000руб. в месяц;

c. Обеспечить доход на изделие 15%;

d. Снизить себестоимость изделия на 8%;

e. Повысить прибыль на 10%;

f. Снизить задолженности на 30%.

 

Производственные цели:

 

a. Увеличить выпуск изделий на работающего до 50шт;

b. Снизить издержки производства на 10%;

c. Увеличить использование отечественных ресурсов до 90%;

d. Уменьшить брак на производстве 1 из 50 изделий.

 

Административные цели:

 

a. Ввести систему участия в прибыли к концу 2-ого года;

b. Снизить текучесть до 3%;

c. Снизить потери из-за невыходов до 2-х дней;

d. Создать отдел по рассмотрению жалоб потребителей и работников.

 

Маркетинговые цели:

 

a. Ежегодно предлагать на рынок обновленный и улучшенный товар;

b. Расширить число потребителей на 20%;

c. Увеличить объем продаж до 150000руб;

d. Повысить объем продаж на 20000руб;

e. Обеспечить долю рынка в 20%;

f. Ввести в ассортимент 7 новых дизайнов продукции.

 

Научно-технические цели:

a. Разработать изделие, подходящее по международным стандартам;

         

КР04.080501.014ПЗ

Лист
         

20

Изм. Лист № документа Лист Дата

b. Разработать новые модели изделия;

c. Внедрение резервных вариантов технической оснастки.

 

Социальные цели:

 

a. Выделить местным органам власти и фондам 20000руб;

b. Снизить выбросы в атмосферу до 10мм3

 

3.3 Построение «дерева целей»

 

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

 

 

         

КР04.080501.014ПЗ

Лист
         

21

Изм. Лист № документа Лист Дата

Снизить выбросы в атмосферу до 10мм3
Внедрение прогрессивных технических процессов
Расширить число потребителей на 20%
Ежегодно предлагать на рынок новый товар
Повышение технического уровня производства
Реализация старого оборудования
Модернизация оборудования
Покупка нового оборудования
Ввести в ассортимент 7 новых дизайнов изделия
Модернизация технологии по процессу изготовления изделий
Увеличение числа ЭВМ на 15шт., их модернизация
Внедрение резервных вариантов технических процессов
Внедрение прогрессивной оснастки
Совершенствование технологии производства
Совершенствование изделий
Технологическая: Повысить качество продукции
Постройка дополнительного помещения для производства и хранения продукции к концу 2007г.
Снизить задолженности на 30%
Уменьшить брак на производстве 1 из 50изделий
Увеличить использование отечественных ресурсов до 90%
Увеличить выпуск изделий на работающего до 50шт.
Увеличить прибыль на 10000руб. в месяц
Снизить издержки производства на 10%
Производственная: Достичь наивысшей производительности труда при минимальных затратах
Экономическая: Создать организационно-экономические условия управления качеством
Повысить прибыль на 8%
Снизить себестоимость продукции на 8%
Увеличить рентабельность с 10 до 15%
Экономическая стабилизация
Создание высококачественного и конкурентоспособного продукта, повышение качества продукции.
Структура дерева целей

 

 

                1                                         2                        3

         

КР04.080501.014ПЗ

Лист
         

22

Изм. Лист № документа Лист Дата

 

     
Ввести систему участия в прибыли к концу 2-го года
 
Выделить местным органам власти и фондам 20000руб.
     
 

 

 


Разработать новые модели изделия
Разработать изделие подходящее по международным стандартам
Повысить объем продаж на 20000руб.
Обеспечить долю рынка в 20%
Увеличить объемы продаж до 15000руб.
Разработка бизнес-плана
Снизить потери из-за невыходов до 2-х дней
                                4                                                                    5

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow