Общие положения по инженерно-технической защите информации в организациях

Рассмотренные ранее вопросы создают теоретическую базу для построения, модификации и эксплуатации системы защиты информации.

Любая система создается под заданные требования с учетом существующих ограничений. Факторы, влияющие на структуру и функционирование системы, называются системообразующими. К ним относятся:

-   перечни защищаемых сведений, составляющих государственную (по тематике государственного заказа, если он выполняется организацией) и коммерческую тайну;

-   требуемые уровни безопасности информации, обеспечение которых не приведет к превышению ущерба над затратами на защиту информации;

-   угрозы безопасности информации:

-   ограничения, которые надо учитывать при создании или модернизации системы защиты информации;

-   показатели, по которым будет оцениваться эффективность системы защиты.

Структура и алгоритм функционирования системы защиты организации определяются в руководящих, нормативных и методических документах. К руководящим документам относятся:

-   руководство (инструкция) по защите информации в организации;

-   положение о подразделении организации, на которое возлагаются задачи по обеспечению безопасности информации;

-   инструкции по работе с грифованными документами;

-   инструкции по защите информации о конкретных изделиях: В различных организациях эти документы могут иметь разные наименования, отличающиеся от указанных. Но сущность этих документов остается неизменной, так как необходимость в них объективна.

Порядок защиты информации в организации определяется соответствующим руководством (инструкцией). Оно может содержать следующие разделы:

-   общие положения;

-   перечень охраняемых сведений;

-   демаскирующие признаки объектов организации;

-   демаскирующие вещества, создаваемые в организации;

-   оценки возможностей органов и средств добывания информации,

организационные и технические мероприятия по защите информации;

-   порядок планирования работ службы безопасности;

-   порядок взаимодействия с государственными органами, решающими задачи по защите материальной и интеллектуальной собственности, государственной и коммерческой тайны.

Но в данном руководстве нельзя учесть всех особенностей защиты информации в конкретных условиях. В любой организации постоянно меняется ситуация с источниками и носителями конфиденциальной информации угрозами ее безопасности. Например, появлению нового товара на рынке предшествует большая работа, включающая различные этапы и стадии: проведение исследований, разработка лабораторных и действующих макетов, создание опытного образца и его доработка по результатам испытаний, подготовка производства (документации, установка дополнительного оборудования, изготовление оснастки - специфических средств производства, необходимых для реализации технологических процессов), изготовление опытной серии для выявления спроса на товар, массовый выпуск продукции.

На каждом этапе и стадии к работе подключаются новые люди, разрабатываются новые документы, создаются узлы и блоки с информативными для них демаскирующими признаками. Созданию каждого изделия или самостоятельного документа сопутствует свой набор информационных элементов, их источников и носителей, угроз и каналов утечки информации, проявляющиеся в различные моменты времени.

Для защиты информации об изделии на каждом этапе его создания разрабатывается соответствующая инструкция. Инструкция должна содержать необходимые для обеспечения безопасности информации сведения, в том числе: общие сведения о наименовании образца, защищаемые сведения и демаскирующие признаки, потенциальные угрозы безопасности информации, замысел и меры по защите, порядок контроля (задачи, органы контроля, имеющие право на проверку, средства контроля, допустимые значения контролируемых параметров, условия и методики, периодичность и виды контроля), фамилии лиц. ответственных за безопасность информации.

Основным нормативным документом является перечень сведений, составляющих государственную, военную, коммерческую или любую другую тайну. Перечень сведений, содержащих государственную тайну, основывается на положениях закона «О государственной тайне» [31]. Перечни подлежащих защите сведений этого закона конкретизируются ведомствами применительно к тематике конкретных организаций. В коммерческих структурах, выполняющих государственные заказы, перечни распространяются на информацию, относящуюся к этому заказу. Перечни сведений, составляющих комическую тайну, составляются руководством фирмы при участии сотрудников службы безопасности.

Другие нормативные документы определяют максимально допустимые значения уровней полей с информацией и концентрации демаскирующих веществ на границах контролируемой зоны, которые обеспечивают требуемый уровень безопасности информации. Эти нормы разрабатываются

соответствующими ведомствами, а для коммерческих структур, выполняющих негосударственные заказы, - специалистами этих структур.

Работа по защите информации в организации проводится всеми сотрудниками, но степень участия различных категорий существенно отличается. Любой сотрудник, подписавший обязательство о неразглашении тайны участвует в защите информации хотя бы путем выполнения руководящих документов о защите информации.

Ответственность за состояние защиты информации возлагается на соответствующее подразделение и лиц службы безопасности. Применительно к типовой структуре службы безопасности коммерческой структуры инженерно-техническая защита обеспечивается группой инженерно-технической защиты, которая, как вариант, может состоять из старшего инженера (инженера) - руководителя группы и инженера (техника) по специальным измерениям.

Основные задачи группы:

-   обследование выделенных помещений с целью установления потенциально возможных каналов утечки конфиденциальной информации через технические средства, конструкции зданий и оборудования;

-   выявление и оценка степени опасности технических каналов утечки информации;

-   разработка мероприятий по ликвидации (предотвращению утечки) потенциальных каналов утечки информации;

-   организация контроля (в том числе и инструментального) за эффективностью принятых защитных мероприятий, анализ результатов контроля и разработка предложений по повышению надежности и эффективности мер защиты;

-   подготовка заявок на приобретение технических средств защиты информации, участие в их установке, эксплуатации и контроле состояния.

Кроме того, на группу инженерно-технической защиты информации целесообразно возложить также технические вопросы охраны носителей информации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: