Изобразительное искусство: его особенности, формы и методы преподавания и роль в активизации познавательной творческой деятельности на уроках МХК и в музейно-экскурсионной работе

Восприятие изобразительного искусства, отображающего действительность, опирается на восприятие эстетики действительности, которое, в свою очередь, обогащается благодаря общению человека с искусством. На всякое подлинное художественное восприятие, влияют социальные и природные впечатления, которые обогащают, преобразовывают это восприятие.

Красота художественного произведения, отображающего человека, должна вызвать у школьников эстетическую реакцию, эмоционально покорять своим содержанием и формой.

Нельзя не упомянуть и о том, что особое внимание в занятиях изобразительным искусством, обращается на развитие зрения, как одного из важнейших органов чувств человека. “Уроки изобразительного искусства – учебного предмета, который, среди всех школьных предметов озабочен развитием зрительной системы ребенка должны мобилизовать зрительный опыт детей в отношении широкого круга явлений природы, предметов и явлений окружающей действительности, развить умение увидеть, наблюдать, рассуждать и оценивать, устанавливать порядок и отбирать среди потока поступающей зрительной информации.“

Человек у которого не развито “эстетическое зрение” не в силах сразу и без посторонней помощи воспринять картину или скульптуру, как целостное, совершенное, законченное произведение искусства в единстве формы и содержания.

В чем особенности изобразительного искусства?

Изобразительного искусство как обобщающий предмет художественного цикла, включает в себя, собственно, изобразительное искусство как часть духовной культуры, искусствознание, изобразительную грамоту, развитие способности к творческому самовыражению. В содержание предмета изобразительного искусства включено: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, и развитие художественно-творческого отношения к действительности, детское художественное мышление и творчество. 

Что такое изобразительное искусство? К нему относятся такие виды искусства, которые создают на плоскости или в пространстве наглядно осязаемые изображения окружающего мира, воспринимаемое зрением. К изобразительному искусству относятся такие художественно выполненные предметы, украшающие быт человека. Названные признаки отличают изобразительное искусство от музыки, художественной литературы, театра, кино и других искусств, характеризуют его как особый вид искусства. Но внутри изобразительного искусства есть и свое деление на виды: это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное изображение мира, оформительское, художественное конструирование (или дизайн). Все эти виды изобразительного искусства обладают своей, только им присущей спецификой.                                

Живопись и графика создают художественное изображение предметного мира на плоскости: живопись - при помощи цвета, а графика - однотонным рисунком. Произведения живописи выполняются на холсте (иногда на деревянной доске) масляными красками. Произведения графики выполняются на бумаге или на картоне карандашом, тушью, или красками пастелью, сангиной, акварелью, гуашью (произведения выполненные этими красками, относятся к графике с долей условности: они занимают скорее промежуточное положение между живописью и графикой). Графические произведения могут также представлять собой печатный оттиск с деревянной доски, пластины из металла: или быть оттиском с камня, на котором вырезан (выгравирован) рисунок (литография).  

Скульптура, в отличии от живописи и графики, объемна, и выполняется оно из твердых материалов (дерево, камень, металл, гипс …). Но и скульптура тоже воспроизводит – только уже не на плоскости, а в пространстве – то, что можно воспринять зрительно, ощутимо осязанием.

То, что изобразительное искусство воссоздает зрительно воспринимаемый мир, определяет многие его эстетические особенности. Оно может передавать ощущение живой действительности, и не только запечатлеть внешнее сходство, а раскрыть смысл изображаемого, характер, внутреннюю сущность человека, неповторимую красоту природы, все цветовое и пластическое богатство мира.

Несколько особое место в изобразительном искусстве – занимает декоративно – прикладное искусство. Оно пространственно, и, как все виды этого искусства воспринимаются зрением и осязанием. Но если живопись, скульптура и графика воспроизводят жизнь, сохраняя облик изображаемого, то произведения декоративно-прикладного искусства не сохраняют и непосредственно не изображают этот облик. Произведения этого искусства удовлетворяют практические и эстетические потребности людей, служат им, и не только отражают жизнь, но и создают ее, становясь неотъемлемой частью жизни и быта человека.  

Наиболее полное восприятие произведений изобразительного искусства, требует специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей.

Учитель вправе использовать произведения искусства по своему усмотрению, в зависимости от уровня художественной подготовки учащихся, своих личных склонностей, наличия соответствующих материалов и т. п.

 Предлагаем рассмотреть формы и методы изучения живописи в курсе “мировая художественная культура”, за основу была взята программа Б.М. Неманского.

 Внимание учеников должно быть направлено на установление личных, прочных, повседневных контактов с искусством – с его сложным и многообразным миром. Учителю просто необходимо за время обучения в школе дать юному человеку не набор сведений, а систему понимания содержания искусства, которую потом можно всю жизнь насыщать все новыми и новыми знаниями.

 

1-3 классы – основы художественных представлений (задача введения ребенка на эмоциональном уровне во все многообразные связи искусства с жизнью);

 4-7 классы – основы художественного мышления (задача– надстройка над эмоциональными связями с искусством связей осознанных, связей языка и жизненных функций всех видов искусства);

 8-10 классы – основы художественного сознания (задача – переход полученных чувств в знания и убеждения). Учащиеся усваивают три формы художественной деятельности: (постройка, изображение, украшение) и сами принимают активное участие в художественной деятельности. Задачей первого года обучения является фактическое вживание ребенка в мир искусства. В течении всего года у ребенка создается представление, что все искусства (то есть все виды художественной деятельности обращены к нашим чувствам. Ничего в искусстве не изображается просто ради изображения, не создается без определенного отношения к жизни, без выражения этого отношения. Каждый урок  содержит и воспитательную, и образовательную задачу. Восприятие все время закрепляется созидательной практической деятельностью. Ведь не случайно говорят, что у ребенка понимание в кончиках пальцев. 

 В изобразительной деятельности учащихся среднего возраста (4 – 7 классов) – больше возможности для разнообразия вариантов заданий. “Основные учебные задачи работы с детьми этого возраста: вызвать активный интерес к действительности и умение видеть в натуре ее эстетически выразительные качества, совершенствовать изобразительные навыки у детей.”

Учащиеся старшего школьного возраста (8 – 11 классов) стремятся овладеть профессиональными знаниями и умениями в области изобразительного искусства.

Другой, интересной, формой работы по изо искусству, является связь школы с художественными музеями.

Для того, чтобы эстетическое воспитание в школе и в художественном музее представляло единую систему, необходимо взаимопонимание. Только благодаря системе занятий, которую дает программа Б. М. Неменского, можно подготовить детей к восприятию искусства, а музей, используя свой арсенал ценных коллекций подлинных произведений, может расширить, углубить это восприятие и познание. В школе, уроки художника-педагога дают систему знаний и навыков, общее эстетическое и художественное развитие. 

Занятия же в художественном музее имеют свои особенности, они не заменимы в воспитании восприятия искусства так как – ни урок, ни книга или аннотация, ни репродукция или слайд, ни лекции, никогда не заменят силу живого воздействия первоисточника. Любая музейная экскурсия, всегда ставит задачи воспитания эстетического переживания от произведений искусства. Система занятий в музее имеет цель: через пробуждение чувств, к эстетическому восприятию и воспитанию художественного вкуса, к раскрытию собственно эстетической сущности искусства, а не превращение его в информацию об искусстве или некое учебное пособие.

Обладая значительным собранием отечественного и зарубежного искусства, музей может оказать огромное воспитательное значение в деле приобщения массовой школы к духовным ценностям мировой художественной культуры.   

 

 

б) Психологические особенности восприятия учащихся.

  Художественное восприятие.

Понятие “ эстетическое восприятие”*, применительно к функциональному, социально-психологическому аспекту искусства стало общепринятым. Однако иногда оно вызывает возражения как не совсем адекватное для характеристики сложного, многосоставного процесса эстетического познания, эстетического общения. Некоторые авторы предлагают радикальные меры: отказаться от этого понятия в пользу “эстетического созерцания” или “эстетического познания” При всем внимании к эстетическому созерцанию и сопереживанию, которые необходимы современной теории, едва ли можно ими обойтись. За “восприятием” стоит прочная традиция, берущая свое начало еще в XVIII веке, в период расцвета психологических концепций искусства эпохи Просвещения. Она восходит к Дюбо, Берку, Хоуму и многим другим именам сенсуалистской эстетики вкуса. Традиция использования термина “восприятие”, оттесненная немецкой классической философской эстетикой, культивирующей такие понятия, как “эстетическое познание “ и “созерцание”, вновь обрела свою силу в последнее столетие, когда сформировался второй исторический этап психологической эстетики, основанной на эксперименте, наблюдении и данных психологии (психология творчества и психология восприятия).*      

Восприятие есть, как известно, определенная ступень чувственного познавательногопроцесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов”.* В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего.

Эстетическое восприятие не может не включать понимание и оценку, осмысление и навык реакции вкуса, механизм, в котором в снятом виде представлены общекультурные и личностные нормы социально-эстетического характера. Индивидуальное эстетическое восприятие определяется прежде всего предметом отражения, совокупностью его свойств.

 Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности субъекта, целенаправленной установки его сознания; он опосредствованно детерминирован социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного общественного коллектива, глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями воспринимающего, сформировавшимися ранее. Если общение с предметом искусства разделить на принятые в нашей эстетической науке три фразы – предкоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную, - то восприятие следует рассматривать как основное познавательно-психологическое образование собственно коммуникативной фазы, когда художественное произведение становится предметом непосредственного воздействия на зрителя и его восприятие. Между тем в литературе по эстетике отмечалось неоднократно, что термин “восприятие” используется в ее понятийной системе в двух значениях-

* Ткемаладзе А. Вопросы эстетического познания. М., 1987, с 46.

* Там же, с49.

 

широком и узком, также как и понятие эстетического вкуса. Различают восприятие в узком значении - акты восприятия тех объектов, которые даны нашим чувствам, и в широком – относительно длительный процесс, включающий акты мышления, истолкование свойств предмета, нахождения систем различных связей и соотношений в воспринимаемом объекте.

По мнению некоторых ученых, восприятие в узком смысле как процесс, при помощи которого люди организуют и перерабатывают информацию сенсорного происхождения, используется в психологии. В широком смысле слова, когда имеется в виду не только уровень сенсорного восприятия, но взгляды на жизнь, мировоззрение, интерпретация событий и т.п., употребляется это понятие антропологией и широкой публикой. Одним словом, есть основания термин “художественное восприятие” использовать как в узком, так и в широком значении этого слова.

Процесс эстетического восприятия имеет свое прошлое и будущее, что особенно заметно при восприятии временных искусств, предмет которых властно ведет за собой воспринимающего, откладывая в памяти воспринятые образы и прогнозируя восприятие в будущем, которое в большинстве случаев совершается в этом месте, в относительно непрерывный отрезок времени (кинофильмы, концерты, театральное, цирковое, эстрадное представление), но может растянуться на неопределенный срок, при том относительно длительный (роман для чтения наедине, телесериал, цикл чтения большой формы на радио). Однако и в этом случае эстетическое восприятие имеет некую временную ограниченность, рамочную маркировку начала и конца протекания этого процесса, обрамленная более или менее длительными фазами его “предстояния” и его “ свершения”.  

Восприятие произведения искусства может быть как первичным, так и многократным. Первичное восприятие бывает подготовленным (знакомство с критикой, с отзывами лиц, которым мы доверяем) или не подготовленным, то есть начатым как бы с нуля знания о произведении искусства. Оно имеет в подавляющем большинстве случаев преднамеренный характер (идем в концерт, в театр, на выставку, в кино), но может быть и непреднамеренным (случайно взятая в руки книга, увиденная по телевидению передача, остановившее наше внимание звучание музыкального произведения по радио, облик архитектурного сооружения, внезапно возникший перед нами). Чаще всего восприятие - специфическая “комбинация” преднамеренности и непреднамеренности: намереваясь посетить выставку, мы не знали, что на ней остановит наше особое внимание, какие именно полотна, графические листы, произведения скульптуры заставят пережить эстетическое волнение и вызовут длительное эстетическое созерцание. Многократное восприятие может опираться на такое адекватное знание произведения, которое связанно с запоминанием его наизусть.

Привлечь наше внимание к произведению могут и чисто формальные свойства, подобные тем, что привлекают нас в предметах нехудожественных: величина картины, необычная рама, которую мы видим издали, мастерски выписанный материал и т.д. Но собственно первой пробой для эстетического восприятия является вхождение в какой-то микро образ. В литературном произведении: первая поэтическая строка, в романе – первая фраза или абзац. Появился образ – и читатель уже задет им, привлечен или не привлечен. Привлечен настолько, например, чтобы продолжать чтение дальше. Прозвучавшая тема, мелодия, схваченный абрис человеческой фигуры, композиционного центра натюрморта, прекрасно выписанной его свежести, бархатистости, цветовой звучности – все это может вызвать предварительную прогностическую эмоцию-оценку, которую мы хотим в процессе дальнейшего восприятия уточнить, развить, подтвердить, дополнить и т.д., а иногда опровергнуть. Если мы воспринимаем произведение в первый раз и если это восприятие не предуготовлено, то мы исходим в формировании данного процесса не из образа-установки, не из представлений о целостном произведении, а из мгновенно схваченной и предварительно оцененной на интуитивном уровне части – художественно-образного компонента,создающего впечатление целого, точнее говоря, предчувствие целого. Степень непредсказуемости целого чрезвычайно велика при первоначальном и неподготовленном восприятии произведения искусства. Ожидание тех или иных направлений, по которым развиваются тема, характер, сюжет и т. п., рождается уже в процессе “овладения” произведением, в процессе постижения его внутренней нравственной, психологической, композиционно-стилевой нормы. В визуально воспринимаемых произведениях искусства напряженность ожидания меньшая, здесь в большей мере господствует так называемое созерцание обретаемых, духовно присваемых реципиентом качеств.  

При восприятии временных произведений искусства мы отдаемся успокоению-созерцанию лишь в воспоминании, в фазе последействия, формирующейся как итог сложной работы по синтезированию, сопоставлению информации, полученной в прошлом, с информацией которая “приносится” в данный момент восприятием.

Если в процессе первичного восприятия произведения искусства доминирует момент неожиданности, новизны, то при повторном восприятии мы “движемся” в направлении определенного ожидания. Оно опирается на сформировавшийся ранее образ художественного произведения, в некоторых случаях подкрепленный даже детальным знанием его, знанием ”наизусть”. Для понимания процесса эстетического восприятия небезынтересна мысль В.Вундта о том, что последовательность в системе “чувство-представление” различна между теми чувственными представлениями, которые возникают под влиянием внешних раздражений, и теми представлениями, которые появляются при воспроизведении с помощью памяти. В первом случае за представлениями следует чувство, во втором – наоборот. При многократном восприятии отправной точкой является не компонент целого, как при первичном, а художественное целое как таковое, вернее, образно-эмоциональное представление о произведении, некий существующий в сознании предмет эстетического восприятия. В данной ситуации огромное значение приобретает удовлетворение от подтверждения ожидания, если первичное восприятие было позитивным. Степень удовлетворения от соответствия предыдущего эстетического предмета (обобщающего образа художественного произведения) впечатлениям, получаемых в процессе нового восприятия, чрезвычайно велика в искусствах не исполнительских (многократное чтение стихов, посещение картинной галереи). Новизна эстетического впечатления (неожиданное в нем) достигается за счет его большей полноты, за счет возможности лучше рассмотреть, ярче вообразить множество дополнительных компонентов художественной целостности и соотнести их с ядром поэтической концепции. Субъект восприятия при многократном или просто повторном общении с произведением искусства находится в новой ситуации, зачастую определяемый расширением его эстетического, нравственного и общекультурного потенциала, новизна и обогащение эстетического предмета достигаются благодаря активности субъекта. Объект эстетического восприятия, если и претерпевает изменения, то не столь значительные. Однако для точности нарисованной картины эти изменения должны учитываться.

Во-первых, произведение может оказаться в новом художественном контексте (на персональной выставке художника, в собрании сочинений писателя). Даже хорошо известная нам грамзапись по-новому воспринимается в ином художественном ряду и новой ситуации – контексте (при публичном прослушивании, например, в музыкальном музее).

Во-вторых, “статичность” художественных объектов не исполнительских искусств нарушается благодаря трансляции их по каналу новой материально-технической связи (кино, телевидения), благодаря созданию специального художественно-документального кинофильма. Такой способ трансляции не только ставит произведение изобразительного искусства в новый художественный ряд (например, в ряд музыкального сопровождения), но и представляет возможность по-новому увидеть хорошо известные нам объекты в их целостности, благодаря неожиданным ракурсам, движению камеры (приближение – удаление, крупный план), а тем самым благодаря увеличению деталей, сосредоточению внимания на них с последующим стремительным движением к целому. Телевидение вместе с тем не только всемогущий, но и коварный наш помощник, создающий иллюзию, что можно все узнать о художнике, не выходя из дома.

В-третьих, новизна информации от статичного объекта – художественного произведения может определяться реставрацией полотна и красочного слоя,

В-четвертых, впечатление от одного и того же художественного объекта изменяется, если мы с ним знакомились по репродукции, а уже впоследствии воспринимаем оригинал. Для современной художественной культуры характерна ситуация многократного восприятия – перехода от знакомства с произведением посредством репродукций, графических и теле-, киноизображений к общению с оригиналом. И в том и в другом случае восприятие лишено качеств первичности: оно наслаивается на сформировавшийся в сознании реципиента образ произведения, хотя он и носит предварительный, ознакомительный характер.

Повторное восприятие – необходимый компонент художественной культуры. Так, А.В. Бакушинский писал, что разовые экскурсии в музей – паллиатив. В.Ф. Асмус высказывался еще более радикально: “…не рискуя впасть в парадоксальность, скажем, что строго говоря, подлинным первым прочтением произведения, подлинным первым прослушиванием симфонии может быть только вторичное их прослушивание. Именно вторичное прочтение может быть таким прочтением, в ходе которого восприятие каждого отдельного кадра уверенно относится читателем и слушателем к целому”.

Исключительно интересны в этом отношении письма Гегеля из Вены. Философ всегда считал, что красота произведений искусства подтверждается удовольствием, испытываемым нами неоднократно при повторных возвращениях. Из Вены он писал, что слушал “Севильского цирюльника” Россини дважды, что пение итальянских актеров так прекрасно, что уехать нет сил, и далее: “…видение и слушание здешних сокровищ искусства, в общем, закончено в той мере, в какой это было мне доступно. Оттого что я продолжал бы ими заниматься, я получил бы не столько более глубокие познания, сколько возможность вновь ими насладиться; правда, возможно ли когда-нибудь перестать смотреть на эти полотна, перестать слушать эти голоса… Но, с другой стороны, это должно было бы привести к более глубокому и обстоятельному пониманию, чем это во всех отношениях было возможно и удалось”.*

Наше восприятие зависит от интерпретаций, исторически сложившихся в культуре, даже неизвестные интерпретации косвенно влияют на него. При многократном знакомстве с оригиналом не исполнительского вида искусства новизна эстетического впечатления и переживания обусловливается изменением культурно-эстетического потенциала, прежде всего ростом и обогащением потребностей субъекта восприятия. Новизна предмета эстетического восприятия в значительно меньшей степени определяется объектом восприятия – произведением искусства, хотя для верности картины мы выше учитывали некоторые обстоятельства его функционирования и сопутствующей интерпретации. Новые

аспекты произведения выявляются новизной культурно-художественной ситуации, в которую оно попадает: а) характером экспонирования, при котором меняется контекст окружения; б) фото-теле-киноизображением, которое может как предшествовать встрече с оригиналом, так и следовать за ним.

   Художественное восприятие, как полноценная, осознанная художественно-сотворческая деятельность, становится возможным только в подростковом возрасте.         

 Возникает вопрос: почему именно в этом возрасте?

 В подростковом возрасте происходит “скачок” в психофизиологическом развитии индивида.

Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей действительности (“объективный” этап), возвращается к собственной личности.

Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающем мире. 

К этому времени человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать сложную противоречивость и в то же время целостность

художественного образа активным развитием воображения.

В психике подростка, в период полового созревания, появляются совершенно новые качества – склонность к самоанализу, самоконтролю, возрастает самосознание и т.д. Появляется способность надолго сосредотачивать внимание на созерцании картины. В 14 – 15 лет можно заметить особый интерес к познанию личности других людей, что идет от внимания к самому себе.

 

Поэтому в области восприятия искусства (в частности изобразительного искусства) проявляется усиленный интерес к портрету.

В художественном восприятии, в этом возрасте, наиболее активно проявляется субъективный фактор, момент “перенесения”: интерпретация художественного образа отражает собственные проблемы подростка.

 

*Гегель. Эстетика. Т. 4, с. 531.

 

в) ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ ПРИРОДЫ

 

Когда-то, очень давно, в период мифотворческого познания мира природы нашими далекими предками была проиграна увертюра всего дальнейшего развития, сотворены «по образу и подобию» природы все основные формы, дожившие в искусстве (и прежде всего в искусстве народном) до наших дней. Потому мы и говорим сегодня о нем, как о заповедно сохранившем древнейшие постижения мира природы нашими предками, потому и стремимся проникнуть в «золотое царство» содержания каждого его памятника.

И учиться у народных мастеров следует сегодня именно их творческому постижению природы. У этого опыта — большая история, и мы попытаемся познакомиться с ним, рассмотрев хотя бы самые основные фрагменты из большой темы «Мир природы в искусстве».

 

МИР ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ ЭПОХ И НАРОДОВ

(разработки к урокам)

Мы уже говорили о Москве, как о городе музеев, которых действительно здесь много. Потребуется не мало выходных дней, чтобы на семейной карте прогулок со временем появились цветные флажки на булавке, в память о посещении каждого из них. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — музей особенный.

Но еще только готовясь к его посещению, выполним самый краткий конспект статьи доктора искусствоведения И. Е. Даниловой «Образ природы в древнегреческой вазописи» («Декоративное искусство СССР». 1972. №12.), сопроводив его набросками пяти памятников.

В этой статье для нас — не только ключевые позиции в определении основных фаз развития росписи. К ним мы будем обращаться не один раз даже тогда, когда начнем отыскивать в древнем искусстве следы-начала растительных мотивов русских народных росписей — далеких прообразов русской пейзажной живописи. Статья эта еще и ключ к пониманию истории отношений «природа и человек».

Специально выделим начало статьи, где рассматривается почти двухметровая амфора, которая, по предположению, являлась надгробным памятником. Найденная в раскопках у Дипилонских ворот афинского Акрополя, эта амфора датируется VIII в. до н. э., временем архаики, когда философия и искусство были связаны напрямую.

Нам важны стадии развития росписи как стадии отношений человека и природы. Не менее ценны для нас и сведения о строении Земли, Вселенной. В нашей коллекции представлений древних о мире мы отведем особое место — классике. Начнем же чтение конспекта статьи.

 

Сосуд в Древней Греции долго сохранял свое первоначальное ритуальное значение поскольку ритуализованным оставалось все поведение древних греков Сакрализация сосуда — характерная черта всех древних цивилизаций, но лишь грекам дано было художественно осмыслить это первозначение сосуда, сделать его не только символом, но и образом мироздания.

... В них можно видеть и своеобразные памятники гончарному кругу, с его равномерным вращением, кругу, который, как и колесо греческих колесниц, мог читаться как символическое изображение солнца — солярный знак. Солнце «подобно колесу колесницы, имеющему обод, наполненный огнем» (Анаксимандр).

 

Считается, что натурфилософия в Древней Греции возникла в VI в. до н. э. Но уже за два века до этого геометрические вазы дают зрительный образ или модель Вселенной.

Парменид предполагал, что Вселенная подобна яйцу. Анаксогор, по преданию, говорил, что Вселенная... род «сферы из пламени», которая «облекает окружающий Землю воздух, как кора», в то время, как «сама Земля по своей форме цилиндрична».

Декор геометрических ваз — повторяющийся мотив кругов... создает ритм бесконечного «круговращательного движения» (Эмпедокл). Вращение Земли, вращение Луны и Солнца, вращение Космоса, вихревое вращение как принцип формообразования, расчленения первичного Хаоса и создания порядка в мироздании — основное представление греческой космогонии. «Небесный порядок возник благодаря круговому движению» «Над всеобщим вращением (мироздания) господствует Ум, от которого это круговое движение получило начало» (Анаксогор).

Мотивы орнамента, украшающего геометрические вазы символически обозначали основные элементы древнегреческого Космоса... меандр... схематическое изображение текущих волн... знак воды;... изображение свастики, по-видимому обозначало летящую птицу — знак воздуха; круг — это знак солнца (или огня). «Яйцеобразный» Космос, облекающий цилиндрическую Землю, которой по другую сторону Космоса, как учили пифагорейцы, противостоит «другая Земля, лежащая напротив нашей и называемая именем антихтон (противоземелие)». Вся эта система находится в состоянии кругового движения и состоит из воды, воздуха и огня. Так можно... прочитать дипилонскую вазу, если подойти к ней как к структурной модели древнегреческого Космоса. В эту систему включен и человек; правда... ему отведена... скромная роль, но зато он соотнесен... со всем Космосом... он существует не на лоне природы, но в системе мироздания, и поведение его не бытовое, но ритуальное. Сюжетные сцены на вазах... чаще всего изображают обряд погребения, самый важный, самый сущностный для древних культур <... > Все поле сюжетных композиций заполнено орнаментом, который, однако, не складывается в природные мотивы, но представляет собой отдельные элементы природы: розетки, обозначающие флору, волнистые линии, передающие не столько воду или воздух, сколько самое движение материи, «субстанцию Вселенной» (Гераклит). Природа воссоздана здесь на уровне микроструктуры, в то время как форма сосуда и его декор вцелом воспроизводят макроструктуру мира. В этих вазах природа не изображена, но обозначена геометрическими формулами.

* * *

В VII в. до н. э. ситуация заметно меняется. На родосском блюде со сценой борьбы Менелая с Гераклом вся поверхность заполнена, забита растительными формами.... В геометрике —разряженный воздух... в котором слышна суровая гармония Вселенной, подчиняющая себе и людей, и все живое,... в росписях ваз VII в. [до н. э. ] человек представлен в напряженном противостоянии стихии органических форм и ритмов. Растительные и животные мотивы хлынули в греческую вазопись, сметая стерильную строгость геометрики напором природных сил. Сами мотивы росписей обнаруживают связь с хтоническими представлениями: змея, вызывавшая образ Земли, ее силы, ее мудрости; фантастические звери, чудовища, пришедшие с Востока, но всколыхнувшие глубинные верования самих греков. В чернофигурной вазописи... VI столетия [до н. э. ] происходит своеобразное сотворение природы; из отдельных разбросанных мотивов: цветков, листьев, розеток — собираются целые растительные композиции. При этом геометризованные формулы растения в виде пальметты или правильного завитка постепенно прорастают живыми листьями и бутонами цветов.

Создаются два слоя природных мотивов, которые на протяжении всего столетия сплавляются в единый «природный» образ, объединяя (по-разному, в разных художественных школах) ритмы орнаментальных повторов с бережностью неповторимого. В вазописи развитого чернофигурного стиля возникает целостный мифологизированный образ природы. Природа здесь не противостоит человеку, не окружает его — она органически сливается с ним, включает его в себя. Человек становится частью природы и природа одушевляется. '

Килик с изображением ладьи Диониса — работы Экзекия — произведение, в котором мифологический образ природы получает совершенное воплощение. Как всякий миф, оно полисемантично. Изображение имеет... сценарий, точнее, несколько сценариев. Во-первых, это один из... гомеровских гимнов, где рассказывается о Дионисе, «как появился вблизи берегов он пустынного моря». Вслед за ним... разбойники «на крепкопалубном судне в дали винночерного моря». Разбойники схватили Диониса, чтобы получить за него выкуп, и попытались его связать:

Но не могли его узы сдержать... 


... Восседал он спокойно, 


Черными он улыбался глазами...


Сладкое прежде всего, по судну быстроходному всюду


Вдруг зажурчало вино... 


Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус, 


Лозы туда и сюда и в обилии гроздья повисли...

Увидев чудо и поняв, что оскорбили божество, разбойники испугались:


Всей гурьбой поскакали в священное море


И превратились в дельфинов...

Главная тема росписи — тема вина, священного напитка Диониса.

Наполненный вином килик... и зрительно, и ритуально... «священное», «винночерное» море....

Легкий сдвиг [композиции] вызывал... желание повернуть килик, задавая круговое движение... При этом возникал образ «Океана, в себе же текущего кругообразно» («Илиада»)...

Три «мифологические метафоры» существуют здесь одновременно... Дионис — Посейдон — Аполлон... Выпрыгивающие из моря фигурки дельфинов, уподоблены птицам, парящим в воздухе. Виноградная лоза, обвивая мачту, превращает ее в... дерево, вызывая образ земли... и образ неба... Здесь нет описания природы, здесь называются, откликаются, вернее, скликаются ее стихии: море, небо, ветер:

Святой эфир и ветры быстрокрылые, 
Истоки рек текучих, смех сверкающий, 
Неисчислимых волн морских и мать сыра-Земля, 
И солнца круг всезрящий...

Эсхил.

Место, где происходит изображенное на килике событие... та зона, где... собраны воедино небо, земля и море, это — горизонт. [По словам О. Фрейденберг, именно на горизонте (меже, связывающей воедино Землю и небо, этот свет — с потусторонним) и «происходит действие всего первобытного мифа». ] Если дипилонская ваза — геометрическая модель космоса, то ваза Экзекия — мифологическая модель природного мира.

В чернофигурной... и вазах геометрического стиля изображение... связано с сосудом в целом... У Экзекия — это вогнутая поверхность килика, наполненная... вином и образующая:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: