Удобный залив неумолчно шумящего моря

В других случаях... художественное пространство имеет... выпуклую форму, и... изображение живет на внешней поверхности сосуда... На ручках одной из ваз помещены фигурки, несоизмеримо большие по сравнению со всеми другими изображениями. Они подобны гигантам, подпирающим свод небесный, образным аналогом которого служит венчик вазы. Мифологическое небо у греков было предельно материализовано. Первоначально оно отождествлялось со столом, с балкой перекрытия. Именно как балку держит его на своих плечах Геракл в известной олимпийской метопе. Согласно мифу, богиня Земли Гея родила себе небо «точно по размеру, чтобы оно покрывало ее плотно и служило для богов «прочным жилищем».... Ваза образует многоярусный мир, где обитают... существа — от героев до пигмеев...

Отношение к вазе как к населенному миру, как к среде обитания живых существ, сохраняется и в краснофигурной вазописи конца VI в. дон. э.

На грани VI и V вв. [до н. э. ], в период перехода от чернофигурных к краснофигурным росписям слитность изображения с сосудом, понимаемым как образный аналог мира', начинает распадаться. Изображение замыкается в рамку, уподобляется картине и приобретает все более самостоятельное значение. Целостная орнаментально-изобразительная система росписи разделяется на зону сюжетную — главную по своей смысловой роли, и зону орнаментально-второстепенную. ' Растительный орнамент, воплощавший в архаических росписях природную стихию, сводится здесь к роли обрамления сюжетной композиции. Единый мир человеко-природного распадается на два противопоставленных компонента: человек смотрит на природу, природа смотрит на человека. Возникает возможность драматической ситуации.

В краснофигурной вазописи V в. [до н. э. ] персонажи вступают с растительным орнаментом в игровые отношения Природа для греков имела мифологическое прошлое... дуб некогда был Зевсом, лавр — Дафной, виноград был Дионисом...

На одной... изображена нимфа; сатир раскачивает ее на качелях. Нимфа словно играет с орнаментальной лозой... Однако это скорее поэтический образ... В архаической вазописи... нимфа танцует не среди растений, а вместе с ними. В краснофигурных росписях природа противостоит человеку как партнер, требующий к себе определенного отношения в позднеклассической вазописи природа перестает быть партнером человека, она не подает ему больше реплик, диалог прекращается. На вазовом рисунке, изображающем похищение Гипподамии, колесница проносится мимо моря, мимо гор и мимо деревьев, не замечая их, а море, горы и деревья не замечают проносящейся колесницы. Природа забывает свое мифологическое прошлое и становится пейзажем:

Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем, Землю землею мы зрим, а воду мы видим водою...                                                                  Эмпедокл

 

МИР ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ ЭПОХ И НАРОДОВ». ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Проведение обзорных бесед-экскурсий в Историческом музее, в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

2. Древние и современные концепции о происхождении Солнца, Земли, человека, о строении Вселенной и отражение их в искусстве.

3. Проведение экскурсий в Планетарий и Музей В. Вернадского. Составление альбома «Загадки древних цивилизаций» из репродукций и материалов периодики.

4. Мир природы в древнейшей мифологии и искусстве народов мира. Космогонические мифы и древнейшие памятники искусства.

5. Чтение глав из энциклопедии «Мифы народов мира» (М., 1991. Т. 1, 2). «Памятники первобытного искусства и ранние формы религии». Сбор материалов и составление словаря терминов.

6. Знакомство с книгой Э. Тэйлора «Первобытная культура». (М., 1939).

7. Мир природы в искусстве Древнего Египта. Подготовка сообщения о космогонической мифологии и ее образах в искусстве.

8. Проведение экскурсий в зал Египетского искусства в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Выполнение в альбоме - по теме «Образ природы в архитектуре Древнего Египта» набросков на тему «Лотосы Древнего Египта».

9. Рассматривание в ГМИИ им. А. С. Пушкина изображе Ния-мотива лотоса в капители колонн, в росписи стен, рельефах, мебели, вазах, украшениях, туалетной коробочке, картографии Нила. Выполнение набросков.

10. Чтение сборника древних стихов «Лирика Древнего Египта» и чтение статьи «Лотос» в энциклопедии «Мифы народов мира».

11. Прослушивание сообщения на тему «Цвет в искусстве Древнего Египта». Рассматривание подлинников, выполнение упражнений набросков на тему «Построение гармонии на сочетании локальных цветов. Тоновая разработка цвета в росписях».

12.  Рисование композиций серии «Лотосы Древнего Нила»

13. Природа в искусстве античной Греции. Прослушивание сообщения на тему «Космогонические мифы Древней Эллады».

14. Посещение Планетария (лекция «Небо Древней Эллады»).

15. Проведение экскурсии в музей на тему «Космогонические мифы античности в экспозиции ГМИИ им. А. С. Пушкина».

16. Сообщение на тему «Образ природы в архитектуре античного храма».

17. Обсуждение темы «Историческое развитие образа природы в древнегреческой вазописи» по материалам статьи И. Е. Даниловой. Выполнение творческих работ: рисунков, макетов, эскизов росписей. Составления альбома зарисовок с натуры по темам экскурсий.

18. Мир природы в современном зарубежном искусстве. Участие в экскурсиях по ГМИИ им. А. С. Пушкина, посещение выставок. Сбор репродукций по темам «Мир природы в искусстве народов Земли разных эпох (в период европейского средневековья, в искусстве Китая, Японии, Индии, Средней Азии, в искусстве итальянского и северного Возрождения, искусстве Европы.

19. Просмотр экспозиций в Музее искусства народов Востока по теме «Образы природы в древнейшей мифологии и в искусстве архитектуры, скульптуры, живописи».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

ГМИИ им. Пушкина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: