Список использованных источников

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург, 1999. – 384 с.

2. Алексеева, Г.М. Проблема преодоления поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста / Г.М. Алексеева // Вопросы психологии. - 2001. - № № 33-36.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 285 с.

5. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. – 245 с.

6. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. – 184 с.

7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: «Союз», 1997. – 354 с.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. – 431 с.

9. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С. Газман // Новые ценности образования. – 1996. - №6

10. Гоноболин Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноблин. - М.: Просвещение, 1973. – 395 с.

11. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1993. – 265 с.

12. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования / В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С. 9-16.

13. Козлова С.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 341 с.

14. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е.А. Климов.- М.: 1986. – 172 с.

15. Матейчек З.В. Родители и дети / З.В. Матейчик. - М.: Издательский центр «Академия», 1992. – 190 с.

16. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1986. – 174 с.

17. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов / В.С. Мухина. — М.: Институт практической психологии, 1998. – 356 с.

18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1995. – 310 с.

19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Роспедагенство, 1996 – 340 с.

20. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения / М.Ф. Панфилова. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. – 120 с.

21. Петровская Л.А. Воспитание как общение-диалог / Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 85-89.

22. Раттер, М. Помощь трудным детям / Под ред. А.С. Спиваковской. - М.; - 1987. – 424 с.

23. Романов, А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей / А.А. Романов. – М.: Издательство, 2001. – 30 с.

24. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением / Л.С. Славина. - М.: 1966. -149 с.

25. Словарь современных понятий и терминов. / Авт.: Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др.; Сост., общ. ред. В.А. Макаренко. – М.: Республика, 2002. – 527 с.

26. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. - М., 1988. – 120с.

27. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - М.: Книга, - 1999. – 480 с.

28. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. - М.:, 1991. – 90 с.

29. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. – М.: Владос, 2004. – 280 с.

30. Целуйко В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. - Мозырь «Белый Ветер», 2006 – 312 с.

31. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения / Н. И Шелихова. - М.: Воронеж, 1998. – 185 с.

32. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей / Г. Эберлейн.- М: Издательство, 1981. – 105 с.

33. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Психология личности. Тексты / Д.Б. Эльконин. - М.: Книга, 1982. – 336 с.

34. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального как метод регуляции поведения / С.Г. Якобсон, Т.И. Фещенко // Вопросы психологии. – 1997. - № 3. – с. 3 – 16.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Основные методы и приемы оказания педагогической поддержки детям с негативными формами поведения при взаимодействии в конкретных ситуациях

 

Тактика взаимодействия с детьми представляет собой приемы, время жизни которых от 2-3 до 8-10 минут [23], [29].

· Стратегия на осознание. Это стратегия взрослого на понимание причин, ближайших и отдаленных последствий поведения агрессивного ребенка. («Ты стукнул Веру потому, что…, а еще почему…?»)

· Стратегия переключения. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или поведение.

· Положительное подкрепление − поощрение ребенка в случае торможения, задержки его агрессивного поведения по отношению к другим детям («Я знаю, ты хотел стукнуть, но не стукнул. Молодец!» и т.п.).

· Необходимо стимулировать гуманные чувства у ребенка по отношению к жертве, обиженному («Саша, неужели тебе не жалко других детей?», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).

· Стимуляция чувства юмора у ребенка с негативными формами поведения к собственному состоянию или состоянию другого («Тебе неловко, что ты обидел Иру, или “ловко”?»)

· Стимуляция телесного контакта путем прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка. (Взять за плечи ребенка, обнять, спросить о случившемся, сказать что-нибудь хорошее и т.п.)

· Стратегия отреагирования. Взрослый стремится организовать такую ситуацию, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас», например, взрослый может предложить ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!» и т.п.

· Если ребенка нельзя отвлечь и агрессивное нападение вот-вот состоится, наилучшей реакцией взрослого будет отвести руку ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, он может окликом остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки непозволительны.

· Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последствий своего поведения. (Конечно, очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием).

· Не стоит принуждать ребенка к извинению – некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.

· Игнорирование − отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии в поведении детей.

· Отрицательное подкрепление − применение к ребенку санкций в случае проявления агрессивного поведения. Например, можно ограничить игровую активность ребенка-агрессора («Кто обидно других называет, тот в игре ход пропускает» и т.п.).

· Создание необычных и неожиданных ситуаций путем новых действий и поведения с целью переключения агрессивного состояния ребенка на иное состояние.

Вербальная агрессия

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия − это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). То обстоятельство, что бранные слова шокируют взрослых, привлекают их внимание, иногда оказывается наилучшим поводом для ребенка, чтобы повторять их.

· Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.

· Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для того, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время – один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.

· Бывает необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной неодобрительной тирады. Также лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернословию. Реплики типа «Ты послушай, что он говорит!», сделанные в присутствии ребенка, обеспечивают ему аудиторию и внимание и, скорее, будут стимулировать, а не прекращать брань.

· Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу бранным словам – слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.

· Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как можно меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научатся не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.

Размещено на http://www.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: