Регулирование фондового рынка

Федеральное агентство науки и образования

 

Российский Государственный Торгово-Экономический Университет

 

Факультет Ресторанно - Гостиничного Бизнеса и Управления в сфере Туризма.

 

Кафедра общей экономики

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема: «Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры».

 

 

Работу выполнила:

 

Работу проверил

Научный руководитель

доцент Гнилитская Е.В.

 

Москва 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение ……………………………………………….…………………………………...3

Глава 1.   Фондовый рынок
1.1 Рынок и его инфраструктура……………………………………….……………….5
1.2 Фондовый рынок и его функции…………………….……………………….……..7
1.2.1 Структура фондового рынка…………………………...……………….……12
1.2.2 Регулирование фондового рынка………………………...…………………..14

Глава 2.   Ценные бумаги как биржевой товар

2.1    Ценные бумаги…………………………………………………...………………....18

2.2    Виды ценных бумаг………………………………………………….…..…………21

Глава 3.   Особенности и основные тенденции развития рынка ценных бумаг

3.1 Тенденции развития мировых фондовых рынков………….……………….……26

3.2 Российский рынок ценных бумаг………………………………….……….……..29

 

Заключение …………………………………………………………………………..……32

Список используемой литературы ………..…………………………………………….35

Приложение ……………………………………………………………………..………..37








ВВЕДЕНИЕ

Рынок в целом представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков. Фондовый рынок с сопутствующей ему системой финансовых институтов - сфера, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.
Именно поэтому так остро необходимо полноценное развитие и функционирование фондового рынка. Вопрос о его сегодняшнем состоянии в России является первостепенным и требует немедленного разрешения.

Рынок ценных бумаг является важнейшим элементом рыночных отношений. По степени развития фондового рынка можно судить о состоянии экономики страны. В России же фондовый рынок находится еще в стадии формирования, но можно сказать, что в большой степени он уже сформирован: есть и эмитенты ценных бумаг, многочисленные компании и предприятия, а также государство и муниципальные образования, есть и инвесторы, заинтересованные в наилучшем для себя размещении средств. Очевидным становится необходимость существования структур, которые позволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двум этим заинтересованным сторонам проводить операции с ценными бумагами.

Здесь необходимо отметить и структуры, ведущие учет прав собственности на ценные бумаги и упрощающие процедуры перехода прав собственности при операциях с ними (реестродержатели, депозитарии и трансфер-агенты). Учитывая специфику рынка бумаг необходимо и наличие организаций, профессионально работающих на рынке в качестве посредников (брокерские инвестиционные компании и банки). Важной составляющей рынка ценных бумаг является также и функционирование структур, непосредственно осуществляющих организацию торговли ценными бумагами (структуры биржевой торговли). Фондовый рынок нуждается в поддержке и эффективной системе регулирования, так как сбои в его работе ведут к нарушению равновесия всей экономической системы. Формируемый фондовый рынок России подвержен тем же процессам деформации, что и экономическая система страны. Поэтому по мере углубления процессов реформирования все острее встанет проблема анализа экономических показателей фондового рынка.
В развитой экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. Фондовый рынок является неотъемлемой частью развитой инфраструктуры рынка и наиболее важным её элементом.

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике.

Выбрав эту тему для своей курсовой работы, и работая над ней, я поставила перед собой следующие задачи:

· указать на функции фондового рынка и его роль в развитии и процветании экономики;

· рассмотреть значение российского рынка ценных бумаг;

· рассмотреть сложившиеся черты современного фондового рынка России;

· разработать своевременные методы исправления его недостатков;

· предположить дальнейшие пути его развития.

Работа содержит 3 главы, 41 страницу, 5 графиков, 6 таблиц, при подготовке материала было использовано 23 источника различного типа.
ГЛАВА 1. ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Рынок и его инфраструктура

Развитие рынка и усложнение товарно-денежных отношений объективно вызывали формирование и совершенствование его инфраструктуры. Инфраструктура рынка – это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. В частности на рынках товаров и услуг функционирует система оптовой и розничной торговли, товарные биржи. Предприятия торговли выступают в качестве первых элементов инфраструктуры рынка, благодаря которым происходит упорядочение движения товарных потоков, собирается необходимая информация о положении дел на отдельных рынках товаров и услуг.

Другим важнейшим элементом рыночной инфраструктуры являются фондовые биржи. Это место, где находят друг друга продавец и покупатель ценных бумаг, где цены на эти бумаги определяются спросом и предложением на них, а сам процесс купли-продажи регламентируется правилами и нормативами.[1]

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров.Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций:

1) Посредническая функция;

2) Ценообразующая функция;

3) Информирующая функция;

4) Регулирующая функция;

5) Стимулирующая функция;

6) Оздоравливающая функция.

По различным признакам рынки можно разделить на несколько видов.

С точки зрения соответствия действующему законодательству: легальный рынок; теневой рынок. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: потребительский рынок; рынок капиталов; рынок рабочей силы; рынок информации; финансовый рынок; валютный рынок и др. По пространственному признаку: местный рынок; национальный рынок; международный; региональный; мировой рынок.

Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих поток товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы.[2]


Фондовый рынок и его функции

Биржа – это некоммерческая организация, то есть бесприбыльная организация, освобожденная от уплаты налога на прибыль. Для покрытия расходов по организации биржевой торговли с участников взимается ряд платежей (налог на сделку, заключенную в торговом зале; плата компаний за включение их ценных бумаг в биржевой список; ежегодные взносы членов биржи и т.п.). Все эти взносы и составляют основные статьи доходов биржи, которые идут на содержание учреждения биржи и заработную плату ее служащим.

В качестве товара на фондовой бирже выступают ценные бумаги, а в качестве цен на эти товары – курсы этих бумаг. Способ назначения цены на бирже аукционный – ее выкрикивают. Существуют и электронные биржи, но преимущество остается за классическими биржами.

На бирже могут продаваться не все товары, а только допущенные на нее. Да и способы купли-продажи значительно разнообразнее и более регламентированы. Товары, попадающие на биржу, обязательно проходят процедуру листинга, включение ценных бумаг в котировальный список («лист») биржи, после чего такие ценные бумаги называются списочными. Для того чтобы попасть в этот список, ценные бумаги предприятий должны отвечать определенным требованиям, предъявляемым биржей. В частности, эти требования касаются уровня выручки, величины рабочего капитала, рыночной цены выпуска ценных бумаг, объема размещаемых ценных бумаг путем открытой подписки и т.п. Эти требования могут быть различны на разных биржах. После предоставления заявки на листинг специальная комиссия на бирже изучает ее, и в случае удовлетворения взаимных требований предприятие подписывает с биржей официальное соглашение о листинге.

Основными функциями биржи являются: мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг, установление их рыночной стоимости, перелив капитала между отраслями, компаниями и сферами, обращение ценных бумаг на вторичном рынке, создание постоянно действующего рынка для более качественных ценных бумаг, определение цен на ценные бумаги (способствует их формированию), распространение информации о ценных бумагах, котирующихся на бирже (принцип «информационной прозрачности»), поддержание профессионализма участников торгов и в определенной мере контроль за их деятельностью, сведение покупателя и продавца с целью заключения сделки. Биржа является барометром деловой активности, индикатором рыночной конъюнктуры, отражает циклический характер воспроизводства.

Процесс торговли происходит только в специально отведенном месте на бирже – торговом зале, который разбит на секции («ямы» или «круги»), в которых ведется торговля одним определенным видом ценных бумаг или работа по совершению сделок с теми или иными ценными бумагами ведется по расписанию. Торговлю в «яме» ведут сразу несколько профессионалов (брокеров, дилеров, специалистов), их число может доходить до 75 и более человек. Естественно, что в такой толпе («яма» традиционно 8-12 метров в диаметре) найти какого-либо конкретного человека трудно. Для облегчения этой задачи на одежде каждого из брокеров могут находиться крупные цифры и буквы. Эти обозначения необходимы и посыльным, которые доставляют приказы о купле-продаже своим брокерам «на паркете». Такая ситуация возникает тогда, когда клиент, желающий совершить сделку, передает заявку во время биржевой сессии дежурящему у телефона в помещении биржи посыльному. Получив распоряжение, клерк передает его в «яму» через посыльного, одновременно записывая решение о купле или продаже с отметкой о времени получения поручения клиента. Сведения о желании заключить определенную сделку передаются особым, хорошо известным всем участникам торгов способом. Сведения выкрикиваются и сопровождаются определенными жестами. Получив через посыльного распоряжения клиента, брокер записывает их на специальном бланке. Когда цены выходят за допустимые для брокера рамки, он рвет свои карточки и подбрасывает их вверх. Это означает, что работа брокера под этим распоряжением пока закончилась безрезультатно. В случае, если сделка заключена, брокер вносит на свой специальный бланк номер своего контрагента, время заключения сделки, месяц ее ликвидации, цену и объем продажи (или покупки). Эти данные немедленно передаются присутствующим в каждой «яме» наблюдателям биржи и в компьютерную систему счета. Информация о цене поступает на специальное табло торгового зала биржи, а также передается на другие биржи и биржевым службам информационных компаний, после чего заносится в информационный банк данных и используется при расчетах «текущей» цены (курса).[3]

Фондовый рынок (или рынок ценных бумаг) – это совокупность отношений финансового рынка, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, а также формы и методы такого обращения. Это также система институтов и экономических механизмов, обслуживающих кругооборот ценных бумаг. Фондовый рынок, или рынок ценных бумаг в структуре рыночной экономики выделяется особо. Прежде всего, из-за того, что объектом купли-продажи является специфический товар – ценные бумаги. Главным отличием рынка ценных бумаг от рынка любого другого товара является то, что он служит формированию денежного капитала, в последующем возможно используемого для инвестирования производства какого-либо реального товара или же приращения начального капитала.

Фондовые рынки различают по географическому признаку и общественному признанию:

- Международные и национальные.

Международные биржи представляют собой особый вид постоянно действующего оптового рынка, охватывающего несколько государств, на котором совершаются сделки купли-продажи на определенные биржевые товары.

К международным фондовым биржам относят Нью-Йоркскую, Лондонскую, Токийскую фондовые биржи.

Национальные биржи действуют в пределах одного отдельно взятого государства, учитывают особенности развития производства, обращения и потребления товаров, присущие данной стране;

- Местные и региональные (территориальные) рынки ценных бумаг.

Также существуют рынки, отличающиеся финансовыми инструментами: рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций) или рынки опционов (опцион – приобретаемое за определенную плату право покупать либо продавать ценности в течение определенного периода по цене, установленной при заключении договора), фьючерсов (фьючерсы – сделки купли-продажи на определенный срок с поставкой в будущем), валюты.[4]

  Рынки отличаются и по организации торговли ценными бумагами:

² Биржевые и внебиржевые;

² Стихийные и организованные;

² Простые и двойные аукционные рынки;

² Кассовые и срочные рынки (На кассовом рынке сделки совершаются в течение 12 дней. Срочный рынок – разнообразные по виду сделки, срок исполнения которых превышает два рабочих дня, чаще всего 3 месяца);

² Первичные и вторичные

На первичном рынке размещаются впервые выпущенные ценные бумаги. Вторичный же характеризуется перепродажей бумаг, приобретенных при эмиссии (выпуске). Раньше считалось, что вторичный рынок состоит из фондовых бирж и внебиржевого рынка. Но в последнее время получила признание так называемая «концепция четырех рынков»;

² Фондовая биржа, на которой осуществляются сделки с зарегистрированными на ней фондовыми ценностями (котируемыми);

² Внебиржевой рынок, где осуществляются операции с незарегистрированными фондовыми ценностями;

² Внебиржевой рынок, на котором происходит купля-продажа ценных бумаг, зарегистрированных через посредников и в обход фондовых бирж, где установлены высокие ставки комиссионных;

² Компьютеризированный рынок, где торговля ведется через компьютерные сети, объединяющих соответствующих фондовых посредников. С помощью такой системы инвесторами достигается крупная экономия на комиссионных и риск дестабилизации фондового рынка уменьшается.

Традиционной же формой вторичного рынка выступает фондовая биржа – организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.

Роль фондовой биржи в экономике страны определяется прежде всего степенью разгосударствления собственности, точнее – долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития фондового рынка в целом.

Признаки классической фондовой биржи:

1. это централизованный рынок, с фиксированным местом торговли, т.е. наличием торговой площадки;

2. на данном рынке существует процедура отбора наилучших товаров (ценных бумаг), отвечающих определенным требованиям (финансовая устойчивость и крупные размеры эмитента, массовость ценной бумаги, как однородного и стандартного товара, массовость спроса и т.д.);

3. наличие временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур;

4. централизация регистрации сделок и расчетов по ним;

5. установление официальных (биржевых) котировок;

6. надзор за членами биржи (с позиций их финансовой устойчивости, безопасного ведения бизнеса и соблюдения этики фондового рынка).

 

Проанализировав все это, можно сделать вывод, что фондовая биржа позволяет обеспечить концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, их сбалансированность путём биржевого ценообразования, реально отражающего уровень эффективности функционирования акционерного капитала.


Структура фондового рынка

Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:· субъекты рынка;· собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);· органы государственного регулирования и надзора (Комиссия по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);· саморегулирующиеся организации  (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенныерегулирующие функции);· инфраструктура рынка.Субъектами рынка ценных бумаг являются: 1. эмитенты (заемщики) - государство в лице уполномоченных им органов; юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства; 2. инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.); 3. профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности).Рынок ценных бумаг создает возможности для объединения заемщиков и инвесторов. В результате формируется система, через которую заемщики могут заимствовать средства из большого разнообразия источников, а инвесторы получают большой круг продуктов, в которые они могут вкладывать средства.Одна из основных выгод этой системы состоит в том, что заемщики могут заимствовать значительно большие суммы, чем раньше, и кредитование может осуществляться за счет объединения ресурсов различных инвесторов.






Регулирование фондового рынка

Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам следует отнести прежде всего Закон о государственном внутреннем долге Российской Федерации. В нём определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.

Второй по важности нормативный акт - приказ ЦБР № 02-78 от 6 мая 1993 года “ О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями“. В нём, в частности, определено, что аукционы и вторичные торги по ГКО осуществляются на ММВБ. Первый такой аукцион был проведен в мае 1993 г. Таким образом, ГКО объективно пополнили российский рынок ценных бумаг, адаптировав и развив его новый сегмент, связанный с мобилизацией крупных денежных средств для государства.

Третий нормативный акт “Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО” устанавливает, что обращение облигаций может происходить только после заключения договора купли-продажи. Переход права собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент перевода их на счёт “депо” их нового владельца.

Рынок ценных бумаг в большинстве развитых стран находится под воздействием государственного регулирования. Функции такого регулирования выполняют специальные государственные органы. Часто им вменяется в обязанность устанавливать правила поведения на рынке ценных бумаг с помощью подзаконных актов, давать трактовки положениям законов, проводить расследование нарушений, осуществлять выдачу и отзыв лицензий на права совершения операций с ценными бумагами. В нашей стране осуществление государственного регулирования необходимо еще и в связи с задачей быстрого становления РЦБ. Сведение роли государства к минимуму существенно затянуло бы этот процесс, ибо саморегулируемый частный национальный капитал, с одной стороны весьма слаб в нашей стране, для того чтобы самостоятельно создавать необходимые современные средства инфраструктуры РЦБ, а с другой - он не склонен сосредотачиваться на решении глобальных проблем, затрагивающих интересы общества в целом.

Регулирование фондового рынка - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование фондового рынка охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Регулирование может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.[5]

Регулирование фондового рынка осуществляется организациями, уполномоченными обществом на эту деятельность. Отсюда различают:

- государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

- регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;

- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов или профессиональных общественных организаций. Ярким примером подобных организаций в нашей стране является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Надзор за деятельностью саморегулирующихся организаций, контроль за их созданием осуществляется в России Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Роль государства в регулировании может быть сведена к следующему:

- идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

- концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и, в первую очередь, опережающего создания инфраструктуры;

- установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);

- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

- формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

- предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиций на покрытие непроизводительных расходов государства).[6]

Модели регулирования государством рынка ценных бумаг.

1. Регулирование фондового рынка, в основном, сосредоточено в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий передается саморегулирующимся организациям. Пример – Франция.

2. Максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, Основой являются переговоры, индивидуальные согласования с участниками рынка. Но государство сохраняет за собой основные контрольные позиции и возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: