Изобразительному искусству

 

Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.Опыт проводился в старшей группе №6 детского сада с детьми в возрасте 6-7 лет. Несмотря на одинаковый возраст, дети отличались своими индивидуальными возможностями: кто-то был более робким в общении, кто-то наоборот напористым, кто-то несколько медлительным, кто-то более спокойным, кто-то наоборот непоседливым. При работе в группе необходимо обращать на это внимание, чтобы строить работу соответствующим образом.Констатирующий этап исследования заключался в психолого-педагогической диагностике детской группы и определению содержания занятия.Для изучения и первоначальной оценки психологических и индивидуальных особенностей детей перед началом эксперимента проводилось педагогическое наблюдение, результаты которого фиксировались в таблице.
ФИО ребенка Дата рождения индивидуальные психологические особенности что необходимо учитывать в работе
Гулященко Данила 26.11.02 спокойный, уравновешенный, может работать самостоятельно необходимо наблюдение за работой, внесение несущественных корректировок
Дорожкина Катя 18.06.02 уравновешенная, любознательная, любит работать самостоятельно нуждается в наблюдении без коррекции (или в небольшой корректировке) деятельности
Бухтев Рома 22.12.02 Непоседливый, очень подвижный, нетерпеливый нуждается в постоянном контроле, корректировке внимания и усидчивости
Ишкин Саша 02.09.02 Медлительный, немного заторможенный, плохо развиты навыки работы с красками, водой и кисточками Требует индивидуальной работы
Кузьминский Никита 18.01.02 Самостоятельный, активный, быстро усваивающий материал Требует наблюдения за работой
Костылева Софья 12.09.02 Усидчивая, внимательная, хорошо рисует, хорошо развито художественное воображение Можно дать более сложное задание, чем другим детям
Никулин Костя 29.11.02 Усидчивый, умеющий работать самостоятельно требует наблюдения и небольшой корректировки в деятельности
Савельев Дима 27.12.02 Спокойный, умеет работать самостоятельно, любознательный, хорошо сформированы навыки работы с красками Требует наблюдения и небольшой корректировки
Тихонов Иван 28.12.02 Активный, непоседливый, неусидчивый Нуждается в корректировке поведения, постоянном наблюдении, индивидуальной работе
Отводов Глеб 01.11.02 Спокойный, самостоятельный, внимательный Наблюдение за работой
Федосовская Анна 02.08.02 Очень любит рисовать, хорошо сформированы навыки работы с красками Возможно предложить ей более сложное задание
Холявко Никита 13.11.02 Активный, неусидчивый, стремиться все сделать побыстрее, очень любит, когда его хвалят, «выпрашивает» поощрение Индивидуальная работа, контроль за деятельностью, объективная оценка его работы, не перехваливать
Шеванов Юра 07.12.02 Спокойный, доброжелательный, немного медлительный, любит работать самостоятельно Требует наблюдения и небольшой корректировки в деятельности
Продан Владик 10.01.03 Спокойный, любознательный, с хорошим воображение Может выполнять более сложные индивидуальные задания
Шевченко Дима 08.09.02 Неусидчивый, активный, непоседливый Нуждается в корректировке поведения и наблюдении
Шамшин Миша 09.11.02 Медлительный, плохо усваивающий материал индивидуальная работа
Джафарова Севда 10.10.02 Спокойная, любознательная, любит рисовать Может выполнять более сложные индивидуальные задания
Рачков Алеша 20.12.01 Спокойный, усидчивый, внимательный Нуждается в наблюдении и небольшой корректировке деятельности
Мельничук Александра 04.08.02. Активная, неусидчивая, невнимательная Нуждается в корректировке поведения

 

 

Отбор содержания занятий осуществлялся следующим образом: изучалась специальная литература, сборники творческих художественных заданий, отбирались методы и приемы, соответствующие тематике занятия, целям обучения, возрасту, особенностям детей. На констатирующем этапе выявлялись начальные навыки детей при работе с красками, водой, кисточками, карандашами и др., их изобразительные умения.

Затем начинался формирующий этап исследования.

В ходе работы преследовались следующие цели:

1. изучить степень сформированности художественных навыков у детей;

2. обучит детей новых художественным техникам;

3. проверить гипотезу исследования;

4. сделать вывод о правомерности и нужности использования различных художественных техник на творческих занятиях с дошкольниками.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, который мы использовали для проведения нашего исследования, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Мы полагаем, что предоставленные виды техник помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс.

Нами были применены следующие варианты приемов нетрадиционного рисования:

«Узор из точек».

Необходимые материалы и инструменты:

Тонированный лист бумаги, косметические палочки (палочки с ватными тампонами), краски, кисти.

Порядок работы:

Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон.

Технику работы с косметическими палочками можно использовать при изображении орнамента или декорировании предметов обихода. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску.

В данной технике можно получить мозаичное изображение.

«Печатаем листьями на бумаге»

Необходимые материалы и инструменты:

Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листья разных деревьев, цветов;

Порядок работы:

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце – и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники «по сырому» дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

«Печатаем штампами»

Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки и т.д.

«Недолговечные штампы».

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, краски, ножик, овощи или фрукты: морковь, картофель, свекла, яблоко, редис, репу, сладкий перец.

Порядок работы:

Используем разрезанные вдоль или поперек фрукты, овощи. Ребенок может воспользоваться ложкой, карандашом, тупыми ножницами или пластмассовым ножом с зазубренным лезвием. Выпуклая часть штампика смазывается краской и оставляет отпечаток на бумаге.

Для декорирования открыток, упаковочной бумаги в качестве штампа очень хорошо использовать стручки перца. Забавно изогнутые линии среза придадут работе загадочность и неповторимость.

«Долговечные штампы»

Необходимые материалы и инструменты:

Клей ПВА, плотный картон, резина толстая, бутылочная пробка, бечевка, краска, бумага.

Порядок работы:

Проще всего изготовить штамп из пробки или ластика, вырезав на ровном срезе элемент узора.

Для оформления большого количества самодельных открыток или пригласительных билетов можно приспособить штамп из бечевки. На плотный картон наклеивается клеем ПВА бечевка в виде витиеватой рамочки. Это и есть штамп. Веревочка смазывается краской, аккуратно накладывается на заготовку и прижимается. На заготовке остается рисунок.

Из веревочки можно выкладывать инициалы, имена и рисовать, контурные изображения предметов – в зависимости от замысла.

«Разные разности»

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, кисти, краски, деревянная катушка от ниток, пуговицы, трубка от картона, консервная банка, скалка, апельсиновая корка (свежая), кукурузный початок, спица, карандаш или высохший фломастер.

Порядок работы:

Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы найти их, нужно только внимательно посмотреть вокруг и немножко пофантазировать, представив себе, какие удивительные следы они могут оставить.

Так деревянная катушка от ниток оставит след, похожий на колесо, а обыкновенная пуговица- кружочек с двумя или четырьмя точечками.

Если катушку положить на палитру с нанесенной на нее краской и продеть в отверстие карандаш, то покатится катушка по чистому листу бумаги, оставляя две цветные дорожки.

А между ними можно составить орнамент с помощью штампов и трафаретов. В качестве штампов можно использовать свежую апельсиновую или лимонную корку, скрученную в виде спирали. Остается след, похожий на улитку.

Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Ручки для валика из кукурузы можно сделать, проткнув ее спицей. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку. И еще один вариант: можно обмотать скалку тесьмой смоченной в клее или клейстере, потом окрасить тесьму и начать печатную деятельность.

Также на формирующем этапе нашего исследования в старшей группе №6 было проведено занятие по изобразительному искусству «Какой бывает сказочная птица». Ведущий вид деятельности на занятии: аппликация.

Целью занятия являлось создание образа сказочной птицы силуэтно-плоскосным способом. Задачи:

Задачи:

1. Образовательная – Учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания образа сказочной птицы, используя полученные ранее знания и умения на занятиях по аппликации (объемной, отрезной, обрывной, мозаики и т. д.).

2. Воспитательная – Средствами музыки и изобразительного искусства создавать у детей хорошее настроение, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, птицам, побуждать к помощи друг другу и живым существам.

3. Развивающая – Развивать воображение, образное мышление, эстетическое отношение к окружающему миру, чувство цвета, эстетическое восприятие.

Перед проведением занятия была проделана необходимая предварительная работа: наблюдение птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображениями сказочных птиц, чтение сказок, просмотр сказочных видеофильмов, беседы о сказочных персонажах.

В ходе занятия применялись следующие методические приемы: детям было предложено представить сказочную птицу и подумать, чем, она может отличаться от обыкновенной; напоминалось, что перья птицы ритмично и очень красиво располагают на спине и крыльях, что изобразить их можно с помощью разных видов аппликации; воспитатель предлагал самостоятельно придумать и создать свой образ сказочной птицы.

Для работы требовались следующие материалы: иллюстрации и детские работы сказочных птиц, рисунок А2 сказочного сада и замка, заготовки птиц, вырезанные из цветного картона, для слабых детей заготовки для украшения птиц в конвертах, ножницы, клей – карандаш, цветная бумага, блестки, фольга, графитный карандаш.

В качестве музыкального сопровождения были выбраны произведения Сен-Санса «Лебедь», П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

Ход занятия:

Вначале занятия проводится организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! У нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Сегодня на улице и пасмурно и сыро. А в нашем зале тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

Далее в ходе занятия присутствовала эвристическая беседа.

Воспитатель: Когда я шла к вам на занятие, я слышала, что уже поют птицы. А почему раньше их не было слышно?

Дети: Они улетали зимовать в жаркие страны.

Воспитатель: А каких птиц вы знаете?

Дети: Домашние и дикие; снегири, синицы, воробьи, голуби, соколы, орлы, дятлы и мн. др.

Воспитатель: Правильно. Скажите, чем похожи птицы друг на друга?

Дети: У них есть клюв, лапки, крылья, туловище, головка, перья.

Воспитатель: А чем же отличаются они друг от друга?

Дети: Цветом, размером, формами, оперением.

Воспитатель: У нас есть возможность отправиться в путешествие за тридевять земель в Тридесятое Королевство, в волшебный сад (рисунок волшебного сада), там мы сможем увидеть сказочных птиц. Хотите?

Дети: Да, хотим!

Следующий этап: творческая поисково-экспериментальная работа.

Воспитатель: Скажите, а чем же отличается сказочная птица от тех, которые живут рядом с нами?

Дети: Она непохожа на обычных птиц.

Воспитатель: Давайте сядем на ковер, закроем глаза (звучит музыка «Лебедь» или «Лебединое озеро») и представим себе сказочную птицу. Представили?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда опишите ее словами.

Дети по-разному описывают сказочных птиц в зависимости от воображения, к некоторых птицы имеют очень длинный хвост, кто-то придумывает им хохолок, кто-то даже шпоры на ногах, как у петуха; птицы в описании детей самых разных цветов, но это всегда яркие, радостные краски.

Воспитатель: Удивительный и красивый образ у вас получился. Посмотрите, пожалуйста, на сказочный сад, какие красивы птицы живут в нем. Но есть здесь место, которое они облетают стороной. Давайте, каждый из вас, превратиться в маленького волшебника и с помощью ножниц, клея, цветной бумаги, блесток и фольги создаст образ своей сказочной птицы и мы поселим их сюда, чтобы весь лес был заполнен сказочными птицами. Но сначала, мы с вами немножко разомнемся, потому что вы уже устали сидеть и нужно чуть-чуть подвигаться.

Физминутка: «Ну-ка, птички, полетели».

 

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

 

Далее проводится основная часть работы по составлению и наклеиванию аппликаций. Шаблоны для аппликаций были заготовлены заранее, от детей требуется только правильно наклеить части птицы на картон. Те из детей, кто хорошо умеет вырезать, могут вырезать части для птицы самостоятельно, под руководством воспитателя, для отстающих детей части аппликации также были заготовлены заранее. При работе нужно следить, как дети работают, правильно ли они обращаются с кисточками, клеем, бумагой, все ли у них получается, помогать, корректировать работу детей.

Готовые работы воспитатель вместе с детьми размещает на рисунке.

На этом формирующий этап закончен, начинается контрольный этап. Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания. Для этого детям задаются вопросы. При ответах детей учитывались не только правильность ответов, но и активность детей, их готовность отвечать.

Воспитатель: Мы славно с вами поработали, у нас получились такие разные и необычные птицы. А почему они сказочные? А как мы их назовем?

Дети отвечают, что таких птиц не бывает, они их выдумали, не видели таких птиц на прогулке.

Воспитатель: До свидания дети, попрощайтесь, пожалуйста, с нашими гостями.

Дети: До свидания.

После проведения данного занятия выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению.Таким образом, согласно гипотезе исследования применение различных художественных техник при работе с дошкольниками возможно, если педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные виды художественной деятельности, применяет необычные способы рисования, реализует детское творчество через активную игровую деятельность.В результате практические занятия способствуют развитию художественного восприятия действительности и в процессе творческой деятельности у дошкольников развивается эстетическое отношение к действительности, достигается ценностно-смысловое понимание результатов творческой деятельности и развивается устойчивая учебная мотивация. Это и доказывает проведенные нами опытно-экспериментальное художественные занятия по изобразительному творчеству. Следовательно, применение различных художественных техник является необходимым элементом обучающего процесса и должны быть включены в творческую деятельность дошкольников.
Заключение Дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Он многое может, значительно больше, чем предполагали психологи и педагоги до сих пор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы, в частности повышения уровня художественного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Вместе с тем, повышение эффективности дошкольного воспитания требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка-дошкольника.Необходимо учитывать, что организм дошкольника растет, его мозг интенсивно развивается, его созревание еще не закончилось, функциональные особенности еще не сложились и работа его еще ограничена. При перестройке педагогического процесса, при совершенствовании воспитательных программ необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляют перегрузка, переутомление для состояния, здоровья и дальнейшего хода детского развития.Максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста. То есть, например, как мы выяснили в ходе нашего исследования, формирование художественных навыков у детей на творческих занятиях идет активнее и быстрее, если применяются различные нетрадиционные техники, но такие с которыми дети могут справляться.Подлинно развивающийся характер дошкольное воспитание может приобрести лишь в том случае, если оно строится с учетом того особого значения, которое имеет дошкольное детство и интенсивно формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования для общего хода поэтапного формирования личности. Такие специфические для дошкольного возраста новообразования, как синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образного мышления, творческого воображения и т. д. могут складываться весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.Оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д. Необходимо, наоборот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми.

И одним из средств формирования у детей эстетической и нравственной культуры являются творческие занятия по изобразительному искусству. Ведь все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, необычные занятия с применением различных художественных техник, с музыкальным сопровождением, удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

 




Литература

 

1. Афанасьев В.В. В мире прекрасного. – М., 2000.

2. Волина В.В. Развитие детей. – М., 1991.

3. Волкова Г. А. Игровая деятельность. – М., 1983.

4. Горбушина А.А. Игра и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста. – Киев, 1987.

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1965. – №6.

6. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.

7. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М.: Наука, 2002.

8. Кабалевский Д.П. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 2003.

9. Кастерман Ж. Живопись: Рисуй и самовыражайся. – М., 2002.

10. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. / Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. – Ростов н/Д, 2003.

11. Левандо П. Могучее средство воспитания. – М., 2001.

12. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998.

13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

14. Пономарев. Психология творчества. – М.: Наука, 1973.

15. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004.

16. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

17. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996.

18. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2001.

 


[1] Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – С. 7.

[2] Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – С. 12.

[3] Волина В.В. Развитие детей. – М., 1991. – С. 24.

[4] Волина В.В. Развитие детей. – М., 1991. – С. 26.

[5] Волина В.В. Развитие детей. – М., 1991. – С. 27.

[6] Волина В.В. Развитие детей. – М., 1991. – С. 29.

[7] Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – С. 17.

[8] Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – С. 19.

[9] Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2001. – С. 44.

[10] Кабалевский Д.П. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 2003. – С. 67.

[11] Левандо П. Могучее средство воспитания. – М., 2001. – С. 89.

[12] Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. / Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. – Ростов н/Д, 2003. – С. 4.

[13] Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1965. – № 6. – С. 21.

[14] Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. / Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. – Ростов н/Д, 2003. – С. 5.

[15] Горбушина А.А. Игра и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста. – Киев, 1987. – С. 32.

[16] Кастерман Ж. Живопись: Рисуй и самовыражайся. – М., 2002. – С. 11.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: