Глава 2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета

расход федеральный бюджет социальный

Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета 2010 – 2011 годов. Для этого используем данные Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес расходов, их абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения расходов.

 

Таблица 1 – Расходы Федерального бюджета на 2010-2011 гг.

Наименование расходов

2010

2011

Изменения

млрд. руб. удел. вес, % млрд. руб. удел. вес, % млрд. руб. удел. вес, % темп прироста, %
Общегосударственные вопросы 1 087,4 12,29 777,6 8,33 -309,80 -3,96 -0,28
Национальная оборона 678,4 7,67 793,0 8,50 114,60 0,83 0,17
Национальная безопасность 726,8 8,22 819,8 8,78 93,00 0,56 0,13
Национальная экономика 1366,1 15,44 1702,3 18,24 336,20 2,8 0,25
Жилищно-коммунальное хозяйство 103,0 1,16 196,5 2,11 93,50 0,95 0,91
Охрана окружающей среды 12,3 0,14 16,8 0,18 4,50 0,04 0,37
Образование 386,4 4,37 495,8 5,31 109,40 0,94 0,28
Культура, кинематография, СМИ 107,3 1,21 143,0 1,53 35,70 0,32 0,33
Здравоохранение, физ. культура и спорт 325,1 3,67 476,1 5,10 151,00 1,43 0,46
Социальная политика 328,7 3,72 2951,8 31,63 2 623,10 27,91 7,98
Обслуживание гос. и муниц. долга - - 389,9 4,18 389,90 4,18 -
Межбюджетные трансферты 3725,4 42,11 569,7 6,10 -3 155,70 -36,01 -0,85
Всего расходов: 8847,0 100 9352,4 100 485,40 - 0,05

 


Как видно из таблицы 1 за анализируемый период расходы федерального бюджета увеличились на 485,4 млрд. руб. (0,05%) и произошли значительные изменения в их структуре.

В 2011 г. по отношению к 2010 г. существенно выросли показатели жилищно-коммунальное хозяйство (0,91%), охрана окружающей среды (0,37%), здравоохранение (0,46%) и социальная политика (7,98%).

В 2011 г. значительно сокращены расходы на общегосударственные вопросы (на 309,80 млрд. руб. или на 0,28%), трансферты другим бюджетам также сокращены (на 3155,7 млрд. руб. или на 0,85%).

На общегосударственные вопросы расходы уменьшились с 1087,4 млрд. руб. в 2010 г. до 777,6 млрд. руб. в 2011 г., то есть на 309,80 млрд. или на 0,28%, значительно снизился их удельный вес в общей сумме расходов – на 3,96%.

На национальную оборону расходы возросли с 678,4 млрд. руб. в 2010 г. до 793,0 млрд. руб. в 2011 г., то есть на 114,60 млрд. или на 0,17%.

На национальную экономику расходы возросли с 1366,1 млрд. руб. в 2010 г. до 1702,3 млрд. руб. в 2011 г., то есть на 336,20 млрд. или на 0,25%, также значительно снизился их удельный вес в общей сумме расходов – на 2,8%.

Значительно возросли расходы по статье социальная политика: с 328,7 млрд. руб. в 2010 году до 2951,8 млрд. руб., т. е. на 2 623,10 млрд. руб. или 7,98%.

Межбюджетные трансферты в 2011 г. составили 569,7 млрд. руб., что на 3155,70 млрд. руб. меньше 2010 года.




Заключение

 

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Бюджетные расходы можно определить как «процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год». В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Федеральные расходы имеют две составляющие:

1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;

2) расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления.

Расходы в зависимости от их экономического содержания, в соответствии с бюджетной классификацией, подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий.

Капитальные расходы – расходы, связанные с осуществлением инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации, учреждения. Эти средства направляются на строительство, реконструкцию, приобретение оборудования. Капитальные расходы приводят к увеличению или созданию нового имущества.

Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых в соответствии с государственным или муниципальным заказом;

- трансфертов населению в виде установленных законодательством выплат;

- ассигнований на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни управления;

- бюджетных кредитов юридическим лицам;

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций бюджетам других уровней;

- кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая государственные или муниципальные гарантии.

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Классификация расходов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

За период 2010-2011 гг. расходы федерального бюджета увеличились на 485,4 млрд. руб. (0,05%) и произошли значительные изменения в их структуре.

В 2011 г. по отношению к 2010 г. существенно выросли показатели жилищно-коммунальное хозяйство (0,91%), охрана окружающей среды (0,37%), здравоохранение (0,46%) и социальная политика (7,98%).

В 2011 г. значительно сокращены расходы на общегосударственные вопросы (на 309,80 млрд. руб. или на 0,28%), трансферты другим бюджетам также сокращены (на 3155,7 млрд. руб. или на 0,85%).



Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с посл. изм. и доп.).

2. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. Приказов Минфина РФ от 29.12.2007 N 161н, от 28.01.2008 N 17н, от 28.03.2008 N 37н).

3. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (принят ГД ФС РФ 24.11.2010).

4. Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (принят ГД ФС РФ 20.11.2009).

5. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.

6. Бюджетная система России / Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2006. – 550 с.

7. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – 340 с.

8. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие / Д.В. Дементьев, В.А.Щербаков. – М.: КНОРУС, 2007. – 248 с.

9. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации. – Петрозаводск, 2003. – 118 с.

10. Куликова Н.И. Современная бюджетная система России: учеб. пособие / Н.И. Куликова, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко. – Тамбов: Изд–во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 104 с.

11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 479 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: