Уральский экономический район

В процессе промышленного освоения Урала главное внимание до ХХ века уделялось отраслям, добывающим сырье, которые давали 90% всей промышленной продукции. Металлообрабатывающая промышленность была развита слабо, лишь Мотовилихинский, Воткинский, Златоустовский, Усть-Катавский и некоторые другие заводы выполняли несложное оборудование, метизы, инструменты, простые сельскохозяйственные машины. Пермский завод в Мотовилихе (основан в 1863) изготовлял стальные и чугунные орудия, артиллерийские снаряды. Воткинский (основан в 1759) в начале ХХ века занимал видное место в транспортном машиностроении, выплавлял паровозы, пароходы, шхуны. На Пожвинском в 1817 строились первые русские пароходы для Камы и Волги. На Нижне-Тагильском заводе Ефим и Мирон Черепановы построили в 1833-1834 первый русский паровоз. Он ходил по рельсовому пути, проложенному на протяжении свыше 800 м, и перевозил около 3,5 т груза со скоростью 15 км/ч.

В 1815 впервые на Урале в качестве двигателя была применена паровая машина. Организация производства паровых машин определила возникновение специального производства в Екатеринбурге. Первыми машиностроительными заведениями здесь были казенная механическая мастерская (1800-1805), машиностроительное производство Нижне-Исетского завода (основан примерно в 1807), Мало-Истокская частная механическая фабрика (открыта в 1838), Мельковская частная механическая фабрика (основан в 1844). На базе последней к концу XIX в. вырос специальный машиностроительный завод (владелец Ятес), который изготовлял паровые машины и котлы всех систем, краны, трансмиссии, локомобили, прокатные станы, оборудование и машины для горнодобывающей промышленности, металлообрабатывающие станки. В 1900 был построен первый в Кургане механический завод. В целом к началу ХХ века машиностроение Урала было слабо развито. Доля его в производстве промышленной продукции края не превышала 8-10%. По данным 1912 удельный вес машиностроение Урала в России был следующим: паровозо- и вагоностроения - 2,7%, промышленного машиностроения - 0,9%, сельскохозяйственного машиностроения - 1,9%.

Объем машиностроительного производства на Урале быстро возрастает в период индустриализации. В 1929 в Свердлове создан вагоноремонтный завод имени С.В.Воеводина, машиностроительный завод "Металлист" по производству металлургического оборудования, агрегатов для добычи и переработки нефти, Ижевский завод приступил к производству станков (1930). В 1933 на Урале вступили в строй два машиностроительных гиганта: УЗТМ, ЧТЗ, а в 1937 – Уралвагонзавод. Пуском этих предприятий положено начало производства на Урале тяжелого металлургического и горного оборудования, тракторов и большегрузных вагонов. Для производства энергетического оборудования в 1934 пущен Уралэлектроаппарат. В это же время в число действующих вступили заводы, составившие базу самого машиностроения. В Свердловской области построен завод малых агрегатных станков, в Челябинске - завод специальных станков. В середине 1930-х число машиностроительных заводов приближалось к 80. Урал постепенно превращается в сложный многоотраслевой индустриальный центр, где все больший вес приобретало машиностроение, удельный вес которого во всей крупной промышленности края в 1937 достиг 31,7%. Важным этапом в развитии машиностроения стали годы Великой Отечественной Войны. На Урале было перебазировано 667 предприятий. За годы войны промышленное производство Урала возросло в 4 раза. Удельный вес машиностроения и металлообработки в крупной промышленности региона поднялся с 42,7% в 1940 до 70% в 1943. В годы войны вступили в строй Уралхиммаш, Уральский автомобильный, Челябинский кузнечно-прессовый, Челябинский механический, Копейский машиностроительный, Магнитогорский крановый завод и др. Машиностроение Урала обогатилось за счет эвакуированных с З-х предприятий. На базе эвакуированного Харьковского турбинного и оборудования дизельных цехов Ленинградского Кировского завода был окончательно сформирован Уральский турбомоторный завод. В крупное машиностроительное предприятие превратился "Металлист", на базе эвакуированного оборудования построен Катайский насосный, Бузулукский механический, Сысертский завод гидромашин, Алапаевский станкостроитроительный завод и др. В послевоенный период М региона расширяли специализацию и объемы произв. В 1965 удельный вес машиностроения Урала в машиностроении РСФСР составил по валовой продукции 14,6%. К концу 1980-х на Урале сформировался мощный многоотраслевой машиностроительный комплекс, занимающий ведущее место в отраслевой специализации региона. Регион выдвинулся в первый ряд поставщиков продукции тяжелого, транспортного, горнорудного, металлургического, химического, строительного, дорожного, энергетического и электротехнического машиностроения, получило развитие приборостростроение и электроника. Здесь производились почти все установки непрерывной разливки стали, гусеничные трактора мощностью свыше 100 лошадиных сил, около 90% агломерационного оборудования, свыше 60% бульдозеров и электропогрузчиков, около 45% дизельных двигателей, свыше 30% доменного и сталеплавильного оборудования, около 30% прокатного оборудования и т.д. Около 25% основных фондов машиностроения Урала в конце 1980-х приходилось на предприятия Свердловской области, 21% - Челябинска, 15% - Башкирской автономной республики, 14% - Удмуртии и соответственно по 11%, 7% и 6% - Пермской, Оренбургской и Курганской областей.

До середине 70-х машиностроительный комплекс Урала развивался быстрыми темпами, затем уровень опережающего развития по сравнению со всей промышленностью региона снижается. Основные фонды комплекса региона к концу 80-х оказались изношенными, оснащенными устаревшим оборудованием. Техническая реконструкция машиностроительного комплекса проводилась недостаточно масштабно и комплексно. Доля металлорежущего оборудования в возрасте 20 лет, т.е. физически изношенного и морально устаревшего, составила в целом по машиностроению Урала почти пятую часть всего парка оборудования. Медленно внедрялись такие прогрессивные виды оборудования, как гибкие производительные модули, автоматические манипуляторы, чрезмерно затягивались сроки осуществления мероприятий по технологическому перевооружению отраслей. От разработки технологического задания до его внедрения проходило в среднем 4-5 лет, что значительно снижало эффективность обновления производственного процесса. После распада СССР в 1991 машиностроительные предприятия Урала оказались в чрезвычайно сложном положении из-за нарушения устоявшихся межрегиональных связей. На современном этапе уральское машиностроение ищут новых партнеров, включаются в рыночные отношения, идет процесс акционирования машиностроительных предприятий края.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: