Проблемы и перспективы развития отраслей машиностроения

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Машиностроению России в последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция – опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Распад единого машиностроительного комплекса СССР на отдельные республиканские блоки резко обострил проблемы машиностроения России, так как одновременно распались внешнеэкономические связи в области торговли машинами и оборудованием, которые отлаживались десятилетиями и благодаря чему сложился определенный баланс в насыщении отраслей народного хозяйства России современной техникой.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась “утяжеленностью”, и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего – главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в оборонном комплексе, где численность производственного персонала сокращается даже быстрее, чем в целом по машиностроению. Наиболее заметно упала занятость в электронной промышленности и в производстве спецсредств связи. Сохраняется отставание и в заработной плате: в 1994г. она составляла 67% от среднего уровня по промышленности. Все это обуславливает отток высококвалифицированных специалистов из исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где предприятия ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, некоторые области Центрального экономического района).

Одна из важнейших проблем Урала — техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой его предприятиями.

В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать вскрышные породы, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.

Главными проблемами для развития ЦЭР являются – конверсия производственного и научно-технического потенциала, усиление распространения достижений НТП. Важное значение для ЦЭР имеет совершенствование производственной и социальной инфраструктуры, «уплотнение» транспортной сети, создание надежных коммуникаций по связям ядра района с периферийными областями, новых радиально-кольцевых направлений.

В перспективе машиностроение и металлообработка ЦЭР будут определять научно-технический прогресс промышленности района. Преимущественными направлениями развития машиностроения в районе по-прежнему будут отрасли точного и сложного машиностроения, ориентирующиеся на использование наи­более квалифицированного труда. Главное внимание будет уделено рекон­струкции и техническому перевооружению действующих машиностроительных предприятий. В сложившихся и формирующихся машиностроительных террито­риальных группировках и узлах дальнейшее развитие получит внутри- и межот­раслевая кооперация. В связи с созданием высокоспециализированных пред­приятий целесообразна деконцентрация крупных заводов, особенно Москвы и других областных центров, путем организации их филиалов и смежников на пе­риферийных территориях ЦЭР, в том числе в малых и средних городах.

Перспективное размещение заводов автомобильной промышленности ЦЭР складывается под воздействием ряда факторов, которые свойственны и другим отраслям машиностроения. Это, во-первых, разукрупнение прежних уни­версальных заводов и выделение из их числа специализированных “дочерних” предприятий. Во-вторых, создание производственных объединений во главе с основным предприятием.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центральный экономический район исторически считается родиной машиностроения, в силу своего географического и экономического положения центр привлекал все новые и новые виды отраслей, так в свое время Центр изменил свой народнохозяйственный облик, став из «ситцевого» - машиностроительным районом. Машиностроительный комплекс ЦЭР по численности занятых и товарной продукции не имеет равных в стране. Среди отраслей машиностроения ведущее место принадлежит тем из них, которые в наибольшей степени зависят от наличия квалифицированных кадров и используют мощный научно-технический потенциал района.

Следующим можно выделить Уральский экономический район, в силу своего географического положения обладающий огромными запасами черной и цветной металлургии, что и особенно сильно повлияло на развитие тяжелого машиностроения. Развитые металлургическая и машиностроительная отрасли - Удмуртская республика, Свердловская, Челябинская, Пермская и Оренбургская области - делают Уральский район крупнейшим поставщиком металла и разнообразных машин и оборудования в масштабах России, ближнего и дальнего зарубежья.

 

 

Библиографический список литературы:

1. Винокуров А.А. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.

2. Экономическая география России: Учебник. / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999. стр. 279.

3. Алексеев А.И. Экономическая и социальная география России. М.: Издательство «Дрофа»,2006. стр. 376.

4. Гохберг М.Я. Центральный экономический район (перспективы развития). М.: Знание, 1982.

5. История рабочего класса СССР: Рабочий класс России от зарождения до начала ХХ в./ Гл. ред. С.С. Хромов.- М.: Издательство «Наука»,1983. стр. 99.

6. Адамова А.И. Экономическая и социальная география СССР. М.: Высшая школа, 1985.

7. Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева. 1863—1963. [Альбом], М., 1963.

8. Копылов Н.В. Крупные экономические районы СССР.- М.,1974.

9. «Машиностроительный комплекс РСФСР. Пути интенсификации», Москва, «Советская Россия», 1989 г.

10. Размещение производительных сил. Тексты лекций. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. М.: 1993.

11. Региональная экономика под ред. Т.Г. Морозовой. М.: Издательство Юнити, 1995.

12. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика. М.: «Московский Лицей», 2001. 288 с.

13. Справочное пособие по географии для поступающих в вузы. М.: Издательство «Дрофа» 1994 г.

14.  Экономическая и социальная география. В. П. Дронов, В. Я. Ром. М.1994.

15. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2000.- 527 с.

16. www.geosite.com.ru/pageid-321-1.html

17. www.kolomnadiesel.com/about/history/1863-1903/

18. www.raexpert.ru/ratings/expert400/2003/machine-building/

19. www.ural.ru

20. www.vzavod.ru/rus/corp.php


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: