Расчет шпоночных соединений
Во всех расчетах принимается призматическая шпонка ГОСТ 23360 - 78.
Расчет шпоночных соединений проводится только на смятие. Расчет на срез не проводится т.к. берутся стандартные сечения шпонок.
Допускаемое напряжение смятия принимается по ([2], табл.6.1) методических указаний
Л.П. Варламова, из условия что соединение неподвижное, соединяемые материалы - улучшенные или закаленные стали:
σсм =14 МПа
Рис.1 Расчетная схема для шпоночного соединения
На быстроходном валу
Номинальный крутящий момент: Тб = 53.8 Нм
Диаметр вала в сечении шпонки: d = 25 мм
Выбираем шпонку b = 8 мм
h = 7 мм
Глубина паза ступицы t1 = 4 мм
Глубина паза вала t2 = 3.3 мм
Глубина врезания при d ≤ 40 мм: k = 0.43h = 3.01 мм
Рабочая длина шпонки lраб = 2T*103/d*k* σсм = 10,2 мм
По ряду ([1]из табл. 24.29) принимается длина шпонки:
lраб = 12 мм
|
|
Полная длина шпонки l = lраб + b = 20 мм
На промежуточном валу
Номинальный крутящий момент: Тб = 409.89 Нм
Диаметр вала в сечении шпонки: d = 45 мм
Выбираем шпонку b = 12 мм
h = 8 мм
Глубина паза ступицы t1 = 5 мм
Глубина паза вала t2 = 3,3 мм
Глубина врезания при d ≥ 40 мм: k = 0.47h = 3.76 мм
Рабочая длина шпонки lраб = 2T*103/d*k* σсм = 34,6 мм
По ряду ([1]из табл. 24.29) принимается длина шпонки:
lраб = 36 мм
Полная длина шпонки l = lраб + b = 48 мм
На выходном валу
Номинальный крутящий момент: Тб = 1553,1 Нм
Диаметр вала в сечении шпонки: d = 70 мм
Выбираем шпонку b = 20 мм
h = 12 мм
Глубина паза ступицы t1 = 7,5 мм
Глубина паза вала t2 = 4,9 мм
Глубина врезания при d ≥ 40 мм: k = 0.47h = 5,64 мм
Рабочая длина шпонки lраб = 2T*103/d*k* σсм = 56,4 мм
По ряду ([1]из табл. 24.29) принимается длина шпонки:
lраб = 63 мм
Полная длина шпонки l = lраб + b = 75 мм
Номинальный крутящий момент: Тб = 1553,1 Нм
Диаметр вала в сечении шпонки: d = 60 мм
Выбираем шпонку b = 16 мм
h = 10 мм
Глубина паза ступицы t1 = 6 мм
Глубина паза вала t2 = 4,3 мм
Глубина врезания при d ≥ 40 мм: k = 0.47h = 4,7 мм
Рабочая длина шпонки lраб = 2T*103/d*k* σсм = 53.6 мм
По ряду ([1]из табл. 24.29) принимается длина шпонки:
lраб = 56 мм
Полная длина шпонки l = lраб + b = 62 мм
|
|
3 Конструирование редуктора
3.1 Предварительный расчет валов
3.1.1 Быстроходный вал
Рис.2 Расчетная схема быстроходного вала
Предварительные значения диаметров различных участков стальных валов редуктора определяются по формулам ([1], стр. 45), ([1], рис. 3.1):
Тб = 53.8 Нм – вращающий момент на быстроходном валу.
d = 31.555 мм
dП = d - 2t, dП = 30 мм – для подшипника;
(выбран коэффициент равный 7, потому что подшипники шариковые) принимается dk = 35мм диаметр быстроходного вала;
dм = 25 мм – диаметр под муфту.
3.1.2 Промежуточный вал
Рис.3 Расчетная схема промежуточного вала
где Тпр – вращающий момент на промежуточном валу.
Тпр = Ттих/2ηUтих,
Где Ттих – вращающий момент на тихоходном валу,
Uтих – передаточное число,
η = 0.94 – КПД.
dк = 44.57 мм
(выбран коэффициент равный 6, потому что подшипники шариковые) принимается dк = 45мм посадочный диаметр ступицы;
r = 2.5мм фаска подшипника;
f = 2мм фаска колеса;
dп = dк + 3*r dп = 37.5 мм
принимается dп1 = 40 мм диаметр под 1-й подшипник;
dп2 = 5 мм диаметр под 2-й подшипник.
3.1.3 Тихоходный вал
Рис.4 расчетная схема выходного вала
dТ = 5*3√ТТ dТ = 68.35 мм
(выбран коэффициент равный 5, потому что подшипники шариковые) принимается dk = 70мм диаметр тихоходного вала;
tцил = 4.5мм высота заплечика;
r = 3мм координата фаски подшипника;
f = 2мм размер фаски колеса;
dп = d + 2tцил dп = 64 мм
принимается dп = 65мм диаметр под подшипник;
принимается dбп = 65мм посадочный диаметр ступицы,
dм – диаметр под полумуфту.
3.2 Расстояния между деталями передач
Чтобы поверхности колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между ними оставляют зазор
Где L – расстояние между внешними поверхностями деталей передач.
L = 396 мм
Расстояние между дном корпуса и поверхностью колес
4 Расчет подшипников качения
4.1 Выбор типа и схемы установки подшипников
Так как неизбежны погрешности изготовления и сборки деталей, то это приводит к перекосу и смещению осей посадочных отверстий корпусов подшипников относительно друг друга. Кроме того, в работающей передаче под действием нагрузок происходит деформация вала.
Промежуточный вал нагружен консольно, кроме того нагружен несимметрично, за счет чего одна опора нагружена существенно сильнее другой, схема подшипников назначается схема с одной опорой фиксирующей, а с другой - плавающей, то есть использую вторую типовую схему нагружения. Тихоходный и быстроходный валы нагружены по третьей типовой схеме нагружения: а именно, две опоры фиксирующие. Использую схему установки подшипников враспор, так как конструктивно она наиболее проста, чем установка в растяжку. Чтобы не происходило защемления в опорах, предусматривают при сборке осевой зазор= 0.2-0.5мм.
Информация о схемах установки подшипников: (Стр. 52, рис. 3.9, схема 2а)
Для опор цилиндрических косозубых передач принимаются шариковые радиальные подшипники. Назначаются шарикоподшипники легкой серии для всех валов редуктора ([1], табл.24.10):
Для промежуточного вала:
-подшипник 308 ГОСТ 8338-75 с параметрами:
d = 40 мм, D = 90 мм, В= 23 мм, Cr = 41 кH, Cor = 22,4 кH.
-подшипник 310 ГОСТ 8338-75 с параметрами:
d = 50 мм, D = 110 мм, В = 27 мм, Cr = 61,8 кH, Cor = 36 кH.
Для быстроходного вала
-подшипник 306 ГОСТ 8338-75 с параметрами:
d = 30 мм, D = 72 мм, В = 19 мм, Cr = 28,1 кH, Cor = 14.6 кH.
Для тихоходного вала
-подшипник 313 ГОСТ 8338-75 с параметрами:
d = 65 мм, D = 140 мм, В = 33 мм, Cr = 92,3 кH, Cor = 56 кH.
4.2 Расчет подшипников быстроходного вала
Рис.5 Расчетная схема быстроходного вала
Подшипники расчитываются на ресурс ([1], стр.115): t = 1 час
|
|
Вращающий момент на быстроходном валу:
Tб = 53.8 Нм
Частота вращения быстроходного вала:
nб = 960 об/мин
Окружная и радиальная силы: (значения сил взяты из приложения 2)
Ftб = 1582.8 Н Frб = 587.1 Н
Консольная нагрузка(стр. 108):
Fм = 100 √Tб Fм = 733,48 Н
Определение реакций в опорах от сил в зацеплении:
lАВ = 90 мм lАС = 185 мм
Горизонтальная плоскость.
Рис.6 Расчетная схема быстроходного вала. Горизонтальная плоскость
∑М(А) =
Fr*0.045 – Fa*0.034 – FrB*0.09 = 0
FrB = (Fa*0.034 – Fr*0.045)/0.09
FrB = -176.38 H
∑М(B) =
-Fr*0.045 - Fa*0.034 + FrA*0.09 = 0
FrA = (Fa*0.034 + Fr*0.045)/0.09
FrA = 410.61 H
Вертикальная плоскость.
Рис.7 Расчетная схема быстроходного вала. Вертикальная плоскость
∑М(А) = 0
Ft*0.045 – FrB*0.09 = 0
FrB =Ft*0.045/0.09
FrB = 791.4 H
∑М(B) = 0
-Ft*0.045 + FrA*0.09 = 0
FrA = Ft*0.045/0.09
FrA = 791.4 H
Радиальные нагрузки, действующие на подшипники:
FrA = (FrAГ2 + FrAB2)1/2 = 891.58 H
FrB = (FrBГ2 + FrBB2)1/2 = 810.81 H
Плоскость с консольной нагрузкой.
Рис.8 Расчетная схема быстроходного вала. Плоскость с консольной нагрузкой
∑М(А) =
Fм*0.185 - FмB*0.09 = 0
FмB =Fм*0.185/0.09
FмB = 1506.7 H
∑М(B) =
Fм*0.095 + FмA*0.09 = 0
FмA = Fм*0.095/0.09
FмA = 773,3 H
Радиальные нагрузки, действующие на подшипники:
FrAmax = FrA + FмA = 1664,21 H
FrBmax = FrB + FмB = 2317,51 H
Осевые нагрузки, действующие на подшипники
Рис.9 Расчетная схема быстроходного вала. Осевые нагрузки
[1,стр.111]
e = 0.28(f0Fa/C0r)0.23 = 1.04
Fa1min = 0.83 * 1.04 * 1664,21 = 1436.36 H
Fa2min = 0.83 * 1.04 * 2317,51 = 2000 H
Fa1 = Fa2 – 310.9
Fa1 ≥ 1436,36
Fa2 ≥ 2000
Fa1 = 1683,1 H
Fa2 = 2000 H
Расчет ведем по опоре В, т.к. она самая нагруженная:
Fa/(VFr) = 310.9/(1*587.1) = 0.53
Коэффициент вращения колеса равен 1, т.к. вращается внутренне кольцо относительно вектора радиальной силы V = 1.
e = 1.04 > 0.53, следовательно из рекомендаций, X = 1, Y = 0.
Тогда формула для эквивалентной радиальной динамической нагрузки
Pr = (XVFr + YFa)KБKT будет иметь вид:
Pr = VFrKБKT
Где V -коэффициент вращения кольца,
KБ - коэффициент безопасности, учитывающий погрешность в определении нагрузки и динамической работы механизма.
|
|
Коэффициент динамичности принимается с расчетом на то, что редуктор будет использоваться при умеренных толчках; вибрационной нагрузке; кратковременных перегрузках до 150% от номинальной нагрузки:
Kб = 1.4
КТ - температурный коэффициент, равный 1 при температуре, меньшей 100 С.
Тогда Pr = 2215,92 H
Расчетный скорректированный ресурс подшипника при вероятности безотказной работы 90%:
, где
эквивалентная динамическая нагрузка,
- показатель степени, k = 3 для шариковых подшипников,
- базовая динамическая грузоподъемность подшипника.
- частота вращения кольца, мин-1,
- коэффициент долговечности в функции необходимой надежности, равный 1 при вероятности 90%,
- коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность особых свойств металла деталей подшипника и условий его эксплуатации, равный 0,7 при обычном режиме работы.
L10ah = 1*0.7*(33200/2215.92)3 * 106/60*960 = 0.12*106 часов, что больше заданного ресурса 105 часов работы.
Так как расчетный ресурс больше требуемого , вероятность безотказной работы выше 90%.
4.3 Расчет подшипников тихоходного вала
рис.10 Расчетная схема тихоходного вала
Подшипники расчитываются на ресурс ([1], стр.115): t = 1 час
Вращающий момент на тихооходном валу:
Tб = 1553.1 Нм
Частота вращения быстроходного вала:
nб = 32.5 об/мин
Окружная и радиальная силы:
(значения сил взяты из приложения 2)
Ftт = 7805.1 Н Frт = 2876.8 Н
Консольная нагрузка(стр. 108):
Fм = 250 √Tт Fм = 9852.3 Н
Определение реакций в опорах от сил в зацеплении:
lАВ = 168 мм, lАС = 296 мм
Горизонтальная плоскость.
Рис.11 Расчетная схема тихоходного вала. Горизонтальная плоскость
∑М(А) =
Fr*0.084 – Fa*0.199 – FrB*0.168 = 0
FrB = (Fa*0.199 – Fr*0.084)/0.168
FrB = 45.51 H
∑М(B) =
-Fr*0.084 - Fa*0.199 + FrA*0.168 = 0
FrA = (Fa*0.199 + Fr*0.084)/0.168
FrA = 2910.1 H
Вертикальная плоскость
Рис.12 Расчетная схема тихоходного вала. Вертикальная плоскость
∑М(А) = 0
Ft*0.084 – FrB*0.168 = 0
FrB =Ft*0.084/0.168
FrB = 3902.55 H
∑М(B) = 0
-Ft*0.084 + FrA*0.168 = 0
FrA = Ft*0.084/0.0168
FrA = 3902.55 H
Радиальные нагрузки, действующие на подшипники:
FrA = (FrAГ2 + FrAB2)1/2 = 4868.1 H
FrB = (FrBГ2 + FrBB2)1/2 = 3905.63 H
Плоскость с консольной нагрузкой.
Рис.13 Расчетная схема тихоходного вала. Плоскость с консольной нагрузкой
∑М(А) =
Fм*0.296 - FмB*0.168 = 0
FмB =Fм*0.296/0.168
FмB = 17358.9 H
∑М(B) =
Fм*0.128 + FмA*0.168 = 0
FмA = Ft*0.128/0.168
FмA = 7502.4 H
Радиальные нагрузки, действующие на подшипники:
FrAmax = FrA + FмA = 12370.2 H
FrBmax = FrB + FмB = 21263.3 H
Осевые нагрузки, действующие на подшипники
Рис.14 Расчетная схема тихоходного вала. Осевые нагрузки
[1, стр.111]
e = 0.28(f0Fa/C0r)0.23 = 1.06
Fa1min = 0.83 * 1.06 * 12370.2 = 10883.3 H
Fa2min = 0.83 * 1.04 * 21263.3 = 18707.1 H
Fa1 = Fa2 – 1245.8
Fa1 ≥ 10883.3
Fa2 ≥ 18707.1
Fa1 = 17461.65 H
Fa2 = 18707.1 H
Расчет ведем по опоре В, т.к. она самая нагруженная:
Fa/(VFr) = 1245.8/(1*2876.8) = 0.43
Коэффициент вращения колеса равен 1, т.к. вращается внутренне кольцо относительно вектора радиальной силы V = 1.
e = 1.06 > 0.43, следовательно из рекомендаций, X = 1, Y = 0.
Тогда формула для эквивалентной радиальной динамической нагрузки Pr = (XVFr + YFa)KБKT будет иметь вид:
Pr = VFrKБKT
Где V -коэффициент вращения кольца,
KБ - коэффициент безопасности, учитывающий погрешность в определении нагрузки и динамической работы механизма.
Коэффициент динамичности принимается с расчетом на то, что редуктор будет использоваться при умеренных толчках; вибрационной нагрузке; кратковременных перегрузках до 150% от номинальной нагрузки:
Kб = 1.4
КТ - температурный коэффициент, равный 1 при температуре, меньшей 100 С.
Тогда Pr = 4027,52 H
Расчетный скорректированный ресурс подшипника при вероятности безотказной работы 90%:
Где эквивалентная динамическая нагрузка,
- показатель степени, k = 3 для шариковых подшипников,
- базовая динамическая грузоподъемность подшипника.
- частота вращения кольца, мин-1,
- коэффициент долговечности в функции необходимой надежности, равный 1 при вероятности 90%,
- коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность особых свойств металла деталей подшипника и условий его эксплуатации, равный 0,7 при обычном режиме работы.
L10ah = 1*0.7*(92300/4027.52)3 * 106/60*32.5 = 4.43*106 часов, что больше заданного ресурса 105 часов работы.
Так как расчетный ресурс больше требуемого , вероятность безотказной работы выше 90%.
4.4 Расчет подшипников промежуточного вала
Рис.15 Расчетная схема тихоходного вала
Подшипники расчитываются на ресурс ([1], стр.115): t = 1 час
Вращающий момент на промежуточном:
Tп= 409.89 H
Частота вращения быстроходного вала:
nт = 635 об/мин
Окружная и радиальная силы:
(значения сил взяты из приложения 2)
Ftт = 7805.1 Н Frт = 2876.8 Н, Ftб = 1582.8 Н Frб = 587.1 Н
Определение реакций в опорах от сил в зацеплении:
lАВ = 146 мм lвС = 296 мм ldb = 60 мм lad = 86 мм, lac = 109 мм.
Горизонтальная плоскость.
Рис.16 Расчетная схема промежуточного вала. Горизонтальная плоскость
∑М(А) =
Frd*0.086 + Fa*0.041 – FrB*0.146 - Fa*0.207 + Frс*0.109 = 0
FrB = (Frc*0.109 + Frd*0.086 + Fa*0.041 - Fa*0.207)/0.146
FrB = 2402.1 Н
∑М(B) = 0
Frc*0.296 + Fa*0.041 + FrA*0.146 - Frd*0.060 - Fa*0.207 = 0
FrA = (-Frc*0.296 - Fa*0.041 + Frd*0.060 + Fa*0.207)/0.146
FrA = 5499.5 H
Вертикальная плоскость.
Рис.17 Расчетная схема промежуточного вала. Вертикальная плоскость
∑М(А) = 0
Ftс*0.109 – FrB*0.146 - Ftd*0.086 = 0
FrB = (-Ftd*0.086 + Ftс*0.109)/0.146
FrB = 4895.73 H
∑М(B) = 0
Ftс*0.296 + Fra*0.146 + Ftd*0.060 = 0
FrA = -(Ftс*0.296 + Ftd*0.060)/0.146
FrA = -16468.5 H
Радиальные нагрузки, действующие на подшипники:
FrA = (FrAГ2 + FrAB2)1/2 = 5453.2 H
FrB = (FrBГ2 + FrBB2)1/2 = 17347.9 H
Осевые нагрузки, действующие на подшипники
Рис.18 Расчетная схема промежуточного вала. Осевые нагрузки
Fa1 = Fa2 – Fad + Fac
Fa1 ≥ Fa1min
Fa2 ≥ Fa2min
Для подшипника А e = 0.28(f0Fa/C0r)0.23 = 1.15
Для подшипника B e = 0.28(f0Fa/C0r)0.23 = 0.94
Fa1min = 0.83*1.15*5453.2 = 5205.08 H
Fa2min = 0.83*0.94*17347.9 = 13537.3 H
Т.к. подшипники разные, то расчет ведем для обоих.
Для подшипника А.
Fa/(VFr) = 1245.8/(1*2876.8) = 0.43
Коэффициент вращения колеса равен 1, т.к. вращается внутренне кольцо относительно вектора радиальной силы V = 1.
e = 1.15 > 0.43, следовательно из рекомендаций, X = 1, Y = 0.
Тогда формула для эквивалентной радиальной динамической нагрузки Pr = (XVFr + YFa)KБKT будет иметь вид:
Pr = VFrKБKT
Где V -коэффициент вращения кольца,
KБ - коэффициент безопасности, учитывающий погрешность в определении нагрузки и динамической работы механизма.
КТ - температурный коэффициент, равный 1 при температуре, меньшей 100 С.
Тогда Pr = 2876,8 H
Расчетный скорректированный ресурс подшипника при вероятности безотказной работы 90%:
где
эквивалентная динамическая нагрузка,
- показатель степени, k = 3 для шариковых подшипников,
- базовая динамическая грузоподъемность подшипника.
- частота вращения кольца, мин-1,
- коэффициент долговечности в функции необходимой надежности, равный 1 при вероятности 90%,
- коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность особых свойств металла деталей подшипника и условий его эксплуатации, равный 0,7 при обычном режиме работы.
L10ah = 1*0.7*(61800/2876.8)3 * 106/60*635 = 0.13*106 часов, что больше заданного ресурса 105 часов работы.
Так как расчетный ресурс больше требуемого , вероятность безотказной работы выше 90%.
Для подшипника В.
Fa/(VFr) = 310.9/(1*587.1) = 0.53
Коэффициент вращения колеса равен 1, т.к. вращается внутренне кольцо относительно вектора радиальной силы V = 1.
e = 0.94 > 0.53, следовательно из рекомендаций, X = 1, Y = 0.
Тогда формула для эквивалентной радиальной динамической нагрузки Pr = (XVFr + YFa)KБKT будет иметь вид:
Pr = VFrKБKT,
Где V -коэффициент вращения кольца,
KБ - коэффициент безопасности, учитывающий погрешность в определении нагрузки и динамической работы механизма.
КТ - температурный коэффициент, равный 1 при температуре, меньшей 100 С.
Тогда Pr = 587,1 H
Расчетный скорректированный ресурс подшипника при вероятности безотказной работы 90%:
Где эквивалентная динамическая нагрузка,
- показатель степени, k = 3 для шариковых подшипников,
- базовая динамическая грузоподъемность подшипника.
- частота вращения кольца, мин-1,
- коэффициент долговечности в функции необходимой надежности, равный 1 при вероятности 90%,
- коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность особых свойств металла деталей подшипника и условий его эксплуатации, равный 0,7 при обычном режиме работы.
L10ah = 1*0.7*(41000/587.1)3 * 106/60*317 = 6.2*106 часов, что больше заданного ресурса 105 часов работы.
Так как расчетный ресурс больше требуемого , вероятность безотказной работы выше 90%.
Расчет подшипников приводного вала
Рис.19 Расчетная схема приводного вала
Силы, действующие на вал:
Ft = 7200 H
TT = 1553.1 Hм
Тпр = 1553.1*0.98 = 1522 Нм
Fм = 250 (Тпр)1/2
Fм = 9753.36 H – консольная сила, действующая на вал.
lAB = 640 мм, lCB = 740 мм.
Вертикальная плоскость.
Рис.20 Расчетная схема приводного вала. Вертикальная плоскость
∑М(А) = 0
- Ft*0.320 + FrB*0.640 = 0
FrB = Ft*0.320/0.640
FrB = 3600 H
∑М(B) = 0
Ft*0.320 - FrA*0.640 = 0
FrA = Ft*0.320/0.640
FrA = 3600 H
Плоскость с консольной нагрузкой.
Рис.21 Расчетная схема приводного вала. Плоскость с консольной нагрузкой
∑М(А) =
- Fм*0.100 - FмB*0.640 = 0
FмB = - Fм*0.100/0.640
FмB = -1523.9 H
∑М(B) =
- Fм*0.740 + FмA*0.640 = 0
FмA = Fм*0.740/0.640
FмA = 11277 H
Радиальные нагрузки, действующие на подшипники:
FrAmax = FrA + FмA = 14877.1 H
FrBmax = FrB + FмB = 5123.9 H
Опора А – самая нагруженная.
е для подшипника = 0.17
Fa/Fr = 0, т.к. нет осевых сил.
Из таблицы 24.12 при Fa/Fr ≤ e, принимаем X = 1, Y = 3.7.
Рассчитаем эквивалентную радиальную динамическую нагрузку
Pr = (XVFr + YFa)KБKT
V -коэффициент вращения кольца,
KБ - коэффициент безопасности, учитывающий погрешность в определении нагрузки и динамической работы механизма. Kб = 1.4.
КТ - температурный коэффициент, равный 1 при температуре, меньшей 100 С.
Тогда Pr = 5040 H
Расчетный скорректированный ресурс подшипника при вероятности безотказной работы 90%:
Где эквивалентная динамическая нагрузка,
- показатель степени, k = 3 для шариковых подшипников,
- базовая динамическая грузоподъемность подшипника.
- частота вращения кольца, мин-1,
- коэффициент долговечности в функции необходимой надежности, равный 1 при вероятности 90%,
- коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность особых свойств металла деталей подшипника и условий его эксплуатации, равный 0,7 при обычном режиме работы.
L10ah = 1*0.7*(31000/5040)3 * 106/60*32.5= 0.8*106 часов, что больше заданного ресурса 105 часов работы.
Так как расчетный ресурс больше требуемого , вероятность безотказной работы выше 90%.
5 Расчет валов на прочность
Проверку статической прочности выполняют в целях предупреждения пластических деформаций в период действия кратковременных перегрузок.
Уточненные расчеты на сопротивление усталости отражают влияние разновидности цикла напряжений, статических и усталостных характеристик материалов, размеров, формы и состояния поверхности.
5.1 Расчет быстроходного вала на статическую прочность
Материал вала принимается Сталь 40Х, на основании передачи высокого крутящего момента, вследствие чего необходим высокий предел текучести по кручению, каким и обладает выбранная сталь, разработанная специально для высоконагруженных валов.
Для стали 40Х ([1], стр. 185):
σт = 750 *106 Па предел текучести при изгибе;
τт = 450 *106 Па предел текучести при кручении;
σв = 900 *106 Па временное сопротивление;
σ-1 = 410 *106 Па
τ-1 = 240 *106 Па пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручении;
ψτ = 0.1 коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений;
Кп = 2.2 коэффициент перегрузки.
Силы, действующие на вал:
Tб = 53.8 Нм
Ftб = 1582.8 Н
Frб = 587.1 Н
Fм = 733,48 Н
FA = 310.9 H
Расчетная схема:
Горизонтальная плоскость:
Рис.22 Эпюра моментов и сил быстроходного вала. Горизонтальная плоскость
Горизонтальные реакции опор (найдены в 4.2.):
FrA = 410.61 H
FrB = -176.38 H
Вертикальная плоскость:
Рис.19 Эпюра моментов и сил быстроходного вала. Вертикальная плоскость
Вертикальные реакции опор (найдены в 4.2.):
FrA = 791.4 H
FrB = 791.4 H
Плоскость с консольной нагрузкой.
Рис.23 Эпюра моментов и сил быстроходного вала. Плоскость с консольной нагрузкой
Вертикальные реакции опор (найдены в 4.2.):
FмA = 773,3 H
FмB = 1506.7 H
Опасным сечением является сечение в шестерне.
Мх = 71.2 Нм
Му = 26.4 Нм
Мм = 34.75 Нм
Мк = 105.4 Нм
КП = 2.2 – коэффициент перегрузки.
Определим нормальные σ и касательные τ напряжения в рассматриваемом сечении вала при действии максимальных нагрузок:
σ = Mmax*103/W;
τ = Mкmax*103/Wк, где
Mmax = KП((Mx2 + My2)1/2 + Mм) = 243.5 Нм
Мкmax = KП Мк = 231.88 Нм
W = 0.1d3 = 4287.5 мм3
Wк = 0.2d3 = 8575 мм3
σ = 243.5*103/4287.5 = 56.7 МПа;
τ = 231.8*103/8575 = 27 МПа.
SТσ = σТ/ σ = 750/56.7 = 13.23 – коэффициент текучести,
SТτ = τТ/ τ = 450/27 = 16.7 - коэффициент текучести.
Коэффициент запаса по текучести:
SТ ≥ [SТ] = 2
SТ = SТσ* SТτ/(SТσ 2 + SТτ2)1/2 = 13.23*16.7/(176.89 + 278.89)1/2 = 10.35 > 2 – статическая прочность обеспечена.
5.2 Расчет быстроходного вала на усталостную прочность
Расчеты на сопротивление усталости отражают влияние разновидности цикла напряжений, статических и усталостных характеристик материалов, размеров, формы и состояния поверхности. Расчет выполняют в форме проверки коэффициента S запаса прочности, минимально допустимое значение которого принимают в диапазоне [S]=1,5 – 2,5 в зависимости от ответственности конструкции и последствий разрушения вала, точности определения нагрузок и напряжений, уровня технологии изготовления и контроля.
Где τ-1D и σ-1D – пределы выносливости сплошного образца вала при симметричном цикле и данном сечении,
ψτD – коэффициент чувствительности асимметрии цикла.
Где КσD и КτD – коэффициенты снижения предельной выносливости материала вала в данном сечении.
, где
Кσ и Кτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений,
Кdσ и Кdτ - коэффициенты, учитывающие абсолютные размеры поперечного сечения вала,
КFσ и КFτ - коэффициенты, учитывающие качество рабочих поверхностей вала,
КV – коэффициент, учитывающий поверхностное упрочнение поверхности вала.
σ-1D = 410/3.52 = 116.48
τ-1D = 240/3.19 = 75.26
σA = M*103/W = 16.7 МПа,
τA = Mкmax*103/2Wк = 6.2 МПа.
Sσ = σ-1D/ σA = 116.48/16.7 = 6.97
Sτ = τ-1D/ τA = 75.26/6.2 = 12.14
S = Sσ* Sτ/(Sσ 2 + Sτ2)1/2 = 6.97*12.14/(48.58 + 147.4)1/2 = 6.04 > 2.5 - усталостная прочность обеспечена.
5.3 Расчет тихоходного вала на статическую прочность
Материал вала принимается Сталь 40Х, на основании передачи высокого крутящего момента, вследствие чего необходим высокий предел текучести по кручению, каким и обладает выбранная сталь, разработанная специально для высоконагруженных валов.
Для стали 40Х ([1], стр. 185):
σт = 750 *106 Па предел текучести при изгибе;
τт = 450 *106 Па предел текучести при кручении;
σв = 900 *106 Па временное сопротивление;
σ-1 = 410 *106 Па
τ-1 = 240 *106 Па пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручении;
ψτ = 0.1 коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений; Кп = 2.2 коэффициент перегрузки.
Силы, действующие на вал:
Tт = 1553.1 Нм
Ftт = 7805.1 Н
Frт = 2876.8 Н
м = 9852.3 Н
FAт = 1245.8 H
Расчетная схема:
Горизонтальная плоскость:
Рис.24 Эпюра моментов и сил тихоходного вала. Горизонтальная плоскость
Горизонтальные реакции опор (найдены в 4.3.):
FrA = 2910.1 H
FrB = 45.51 H
Вертикальная плоскость:
Рис.25 Эпюра моментов и сил тихоходного вала. Вертикальная плоскость
Вертикальные реакции опор (найдены в 4.3.):
FrA = 3902.55 H
FrB = 3902.55 H
Плоскость с консольной нагрузкой.
Рис.26 Эпюра моментов и сил тихоходного вала. Плоскость с консольной нагрузкой
Вертикальные реакции опор (найдены в 4.3.):
FмA = 7502.4 H
FмB = 17358.9 H
Опасным сечением является сечение в колесе.
Мх = 327.8 Нм
Му = 244.45 Нм
Мм = 1260.4 Нм
Мк = 3098.2 Нм
КП = 2.2 – коэффициент перегрузки.
Определим нормальные σ и касательные τ напряжения в рассматриваемом сечении вала при действии максимальных нагрузок:
σ = Mmax*103/W;
τ = Mкmax*103/Wк, где
Mmax = KП((Mx2 + My2)1/2 + Mм) = 3672.6 Нм
Мкmax = KП Мк = 6816.04 Нм
W = 0.1d3 = 34300 мм3
Wк = 0.2d3 = 68600 мм3
σ = 3672.6*103/34300 = 107 МПа;
τ = 6816.04*103/68600 = 99.4 МПа.
SТσ = σТ/ σ = 750/107 = 7 – коэффициент текучести,
SТτ = τТ/ τ = 450/99.4 = 4.53 - коэффициент текучести.
Коэффициент запаса по текучести:
SТ ≥ [SТ] = 2
SТ = SТσ* SТτ/(SТσ 2 + SТτ2)1/2 = 7*4.53/(49 + 20.59)1/2 = 3.8 > 2 - статическая прочность обеспечена.
5.4 Расчет тихоходного вала на усталостную прочность
Расчеты на сопротивление усталости отражают влияние разновидности цикла напряжений, статических и усталостных характеристик материалов, размеров, формы и состояния поверхности. Расчет выполняют в форме проверки коэффициента S запаса прочности, минимально допустимое значение которого принимают в диапазоне [S]=1,5 – 2,5 в зависимости от ответственности конструкции и последствий разрушения вала, точности определения нагрузок и напряжений, уровня технологии изготовления и контроля.
,
Где τ-1D и σ-1D – пределы выносливости сплошного образца вала при симметричном цикле и данном сечении,
ψτD – коэффициент чувствительности асимметрии цикла.
,
Где КσD и КτD – коэффициенты снижения предельной выносливости материала вала в данном сечении.
,
Где Кσ и Кτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений,
Кdσ и Кdτ - коэффициенты, учитывающие абсолютные размеры поперечного сечения вала,
КFσ и КFτ - коэффициенты, учитывающие качество рабочих поверхностей вала,
КV – коэффициент, учитывающий поверхностное упрочнение поверхности вала.
σ-1D = 410/3.52 = 116.48
τ-1D = 240/3.19 = 75.26
σA = M*103/W = 11.5 МПа,
τA = Mкmax*103/2Wк = 22.5 МПа.
Sσ = σ-1D/ σA = 116.48/11.5 = 10.12
Sτ = τ-1D/ τA = 75.26/22.5 = 3.34
S = Sσ* Sτ/(Sσ 2 + Sτ2)1/2 = 10.12*3.34/(102.4 + 11.15)1/2 = 3.17 > 2.5 - усталостная прочность обеспечена.