Основные виды рисков в банковской деятельности

 

Банковский риск [3] – это присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) или внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

Эффективность оценки и управления риском во многом определяется его классификацией (Приложение Б). Научно обоснованная классификация создаёт возможности для эффективного применения соответствующих методов и приёмов управления риском.

К типичным банковскими рисками относятся:

Кредитный риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.

Рыночный риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют или драгоценных металлов.

Риск ликвидности - риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме.

Операционный риск - риск возникновения убытков в результате:

· несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации или требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок;

·  их нарушения служащими кредитной организации и иными лицами;

·  несоразмерности функциональных возможностей применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и их отказов;

·  а также в результате воздействия внешних событий.

Правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

ü несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;

ü допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности;

ü несовершенства правовой системы;

ü нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.

Риск потери деловой репутации - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.

 

 

 

1.3. Образцовая практика риск-менеджмента: политика, методология, инфраструктура[4]

Широко распространённая концепция «образцовой практики» риск-менеджмента состоит из трёх частей: политика, методология, инфраструктура.

Образцовая политика формулируется исходя из миссии банка, за которой скрывается основная цель управления – повышение стоимости компании. Данная цель трансформируется в определённые требования к доходности и уровню риска банка. Способность банка к принятию риска может определяться как максимальный размер убытков, которые банк может понести. Последние, в свою очередь, определяют приемлемые кредитные рейтинги дебиторов банка; объём позиций, подлежащих обязательному хеджированию и т. д. Таким образом, рисковая политика охватывает все организационные единицы банка. Кроме того, кроме того составной частью образцовой рисковой политики являются требования к раскрытию рисковой информации (объём, частота, ответственные сотрудники).

Основным элементом методологии является аналитическое моделирование, позволяющее измерять риски на уровне банковского портфеля в целом в соответствии со сформулированной рисковой политикой. Кроме того, образцовая методология предполагает наличие развитых аналитических инструментов для ценообразования и оценки эффективности.

Образцовая политика и методология представляют конкурентные преимущества только при наличии риск-ориентированной организационной структуры и системы корпоративного управления, использовании риск-ориентированных информационных технологий, применении риск-ориентированной системы оплаты труда. Всё это может быть объединено понятием образцовой инфраструктуры риск-менеджмента.

Глава 2. Анализ политики управления рисками в коммерческом банке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: