Глава 1 Теоретические основы бюджетных санкций в современных условиях

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические основы бюджетных санкций в современных условиях.5

1.1 Государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере...5

1.2 Сущность бюджетных санкций……………………………………………….8

1.3 Классификация санкций за бюджетные правонарушения………………….10

Глава 2 Роль бюджетных санкций в усилении финансово-бюджетной дисциплины в РФ…………………………………………………………………..15

2.1 Анализ количества ревизий и проверок проведенных в 2007-2008 гг……..15

2.2 Анализ выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере в 2007-2008 гг……………………………………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….30

Список используемой литературы………………………………………………...32

 

Введение

 

Существенные преобразования бюджетной системы нашего государства в конце прошлого столетия потребовали формирования комплекса средств воздействия на нарушителей бюджетного законодательства - института ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

За непродолжительный период правовое регулирование института ответственности за нарушения бюджетного законодательства претерпело существенные преобразования. Однако, несмотря на его развитие, происходившее в 1994 - 1998 гг., произвольное финансирование отдельных видов расходов, не предусмотренных законами о бюджете, отсутствие многих, особенно процедурных, норм, регламентирующих применение ответственности, сомнительная легитимность имеющихся правил ввиду установления их подзаконными актами, хроническое неисполнение законов о бюджете и другие проблемы свидетельствовали в правовом отношении о слабости законодательного регулирования и механизмов ответственности, а в социально-экономическом отношении порождали самые негативные последствия.

Исследуемая тема весьма актуальна, поскольку в финансовых отношениях принимает участие широкий круг лиц. Знание финансовых санкций дает в свою очередь защиты от произвольного применения мер ответственности в отношении заинтересованных субъектов.

В результате вышесказанного определена актуальность выбранной темы курсовой работы: «Бюджетные санкции, их роль в усилении финансово-бюджетной дисциплины в РФ».

Целью написания работы является рассмотрение и анализ нарушений в области финансово-бюджетной сферы РФ.

Исходя из поставленной цели, выявлены следующие задачи:

- определить сущность бюджетных санкций;

- изучить классификацию санкций в области бюджетных нарушений;

- проанализировать количество ревизий и проверок, проведенных в 2007-2008 гг. Росфиннадзором РФ;

- провести анализ выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере в 2007-2008 гг.

Теоретической основой явились учебники по предмету «Финансы и кредит», в частности труды Сенчагова В.К. и Поляка Г.Б.

Практической основой явились статистические данные Росфиннадзора РФ, опубликованные на сайте http://www.rosfinnadzor.ru.

Глава 1 Теоретические основы бюджетных санкций в современных условиях

 

1.1 Государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере

 

Финансовый контроль раскрывает новые явления в экономической деятельности различных звеньев экономики, определяет их закономерность с целью совершенствования этой деятельности на научной основе. На всех стадиях общественного воспроизводства, охватывающего производство, распределение, обмен и потребление продукта, финансовый контроль изучает производительные силы и производственные отношения с целью выявления противоречий и их регулирования со стороны общества.
Контролируя производственные отношения и производительные силы в сфере производства, финансовый контроль определяет эффективность использования общественного труда как целесообразной деятельности человека, включающего собственно труд, предметы и средства труда, соответствие его действующему законодательству, нормативным правовым актам. В частности, проверяются финансовые отношения на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. На уровне предприятий и организаций проверяется эффективность затрат живого и овеществленного труда, использование основных фондов и оборотных средств. Таким образом, в предмет финансового контроля включаются все составные части процесса воспроизводства, а также законодательная и нормативная база, обеспечивающие функционирование экономики[1].

Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов. Финансовый контроль — стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов, т. е. объект финансового контроля - денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Финансовый контроль - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специальных учреждений за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Объектом контроля выступают денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях финансовой системы. Основу финансового контроля составляют документы бухгалтерского учета, бюджетной и налоговой отчетности.

Предметом контроля выступают прибыль, доходы, себестоимость, контрольные показатели бюджета и другие. Финансовый контроль включает контроль за: соблюдением требований экономических законов; распределением и перераспределением стоимости ВВП и НД; оценку эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; налоговыми взаимоотношениями; другие.

Задачи контроля[2]:

- своевременность и полнота выполнения обязательств перед бюджетом;

· выявление внутренних резервов увеличения финансовых ресурсов;

· определение потребности в финансовых ресурсах и размеров денежных фондов;

· правильность ведения финансовой отчетности и другие.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это в первую очередь разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Финансовый контроль включает проверку[3]:

· соблюдения требований экономических законов (оптимальности пропорций распределения и перераспределения национального дохода);

· составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

· эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

· налоговых взаимоотношений.

· Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

· содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

· выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового.

Отчетная документация - главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

 

1.2 Сущность бюджетных санкций

 

Бюджетные санкции - (англ. budget sanctions) - меры воздействия, применяемые в случае нарушения бюджетного законодательства.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства урегулирована частью четвертой Бюджетного кодекса РФ. В ст. 283 БК перечислены виды нарушений бюджетного законодательства, в том числе[4]:

· неисполнение закона (решения) о бюджете;

· нецелевое использование бюджетных средств;

· неперечисление (неполное перечисление) бюджетных средств получателям бюджетных средств;

· несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

· иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом РФ в ст. 282 предусматриваются следующие санкции:

· предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

· блокировка расходов;

· изъятие бюджетных средств;

· приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

· наложение штрафа;

· начисление пени;

· иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

Правом применения указанных санкций обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (ст. 284 БК РФ). Руководители органов Федерального казначейства и их заместители имеют право:

· списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных в настоящей части кодекса;

· списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

· списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

· взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

· выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

· составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

· взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

· приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.

 

1.3 Классификация санкций за бюджетные правонарушения

 

Классификация мер принуждения, применяемых за бюджетные правонарушения, неоднозначна. Так, Другова Ю.В. предлагает следующий вариант классификации мер принуждения, применяемых за нарушение бюджетного законодательства РФ.

К пресекательным мерам государственного принуждения относятся[5]:

1) блокировка расходов (ст. 231 БК РФ);

2) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

3) сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ);

4) аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ).

Перечисленные меры являются пресекательными, так как направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной сфере, предотвращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным образованиям. Никаких дополнительных обременений в случае применения этих мер принуждения нарушители бюджетного законодательства не несут.

Правовосстановительными мерами являются:

1) изъятие в бесспорном порядке следующих видов бюджетных средств:

а) используемых не по целевому назначению;

б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст. 289 - 291, 296 - 299, 302 - 303 БК РФ);

2) пеня (ст. 290, 291, 304, 305 БК РФ, ст. 33 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества");

3) выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293 БК РФ).

Перечисленные меры направлены на компенсацию, устранение вреда и убытков, причиненных как общественно-территориальным образованиям, так и бюджетополучателям неправомерными действиями в бюджетной сфере. При применении этих мер дополнительные обременения в отношении нарушителей не наступают.

Думается, что юридическую природу мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, объективно отражает следующая классификация бюджетно-правовых санкций:

1) пресекательные меры (блокировка расходов (ст. 231 БК РФ), приостановление операций по счетам в кредитных организациях (ст. 290 БК РФ), аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ));

2) предупредительные меры (сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета - ст. 290 БК РФ);

3) правовосстановительные меры (изъятие в бесспорном порядке следующих видов бюджетных средств:

а) используемых не по целевому назначению;

б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст. 289 - 291, 296 - 299, 302 - 303 БК РФ);

выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293 БК РФ));

4) меры бюджетной ответственности (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, пеня и др.).

Таким образом, действующая редакция Бюджетного кодекса РФ дает нам право выделять три вида ответственности за нарушения бюджетного законодательства - уголовную, административную и финансовую. Получается, что за правонарушения, предусмотренные ст. 292, 294 - 302, 306 Бюджетного кодекса РФ, может наступать одновременно два вида ответственности: административная в виде штрафа и финансовая в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Следовательно, такие правонарушения являются сложными - административно-финансовыми

Помимо названных мер, видимо, к санкциям следовало бы отнести[6]:

1) передачу федеральным органом государственной власти исполнения бюджета субъекта РФ под контроль федерального казначейства за превышение субъектом РФ норматива расходов на обслуживание государственного долга и неспособность самостоятельно осуществлять погашение и обслуживание долговых обязательств (ст. 112 БК РФ).

Как известно, первоначально ряду субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург и т.д.), а в настоящее время и остальным ее субъектам разрешено не только выпускать свои ценные бумаги, но и выходить с ними на внешний рынок. Практически все субъекты РФ активизируют взятие займов у коммерческих банков. Расплатой за рискованную долговую политику может послужить применение ст. 112 БК. Как следствие, возможна смена руководства исполнительной власти субъекта РФ, руководства финансового органа, сокращение его аппарата.

2) запрещение главному распорядителю бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы главного распорядителя бюджетных средств;

3) запрещение главному распорядителю бюджетных средств осуществлять отдельные расходы - п. 2, 4 ст. 166 БК РФ;

4) лишение федерального государственного органа, бюджетного учреждения прав главного распорядителя бюджетных средств вследствие назначения в этот орган (учреждение) уполномоченного по федеральному бюджету, к которому переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, - п. 3 ст. 166;

5) возмещение на основании судебного акта (нормой является иммунитет бюджетов) в размере недофинансирования; возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, - ст. 238 БК РФ;

6) право законодательного (представительного) органа субъектов РФ, органа местного самоуправления (в случае отклонения отчета об исполнении бюджета по мотивам несоответствия исполнения бюджета утвержденному закону (решению) о бюджете) возбудить процедуру недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц - ст. 273 БК РФ.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: