Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Самой известной моделью, рассматривающей стратегии поведения в конфликте, является модель К.Томаса. Согласно этой модели все способы поведения людей в конфликтных ситуациях можно объединить в следующие пять типов стратегий:

- соперничество;

- компромисс;

- избегание;

- приспособление;

- сотрудничество.

Соперничество как стремление к доминированию, выигрышу любым способом, вплоть до устранения противоположной стороны, — наиболее очевидная стратегия и, возможно, поэтому легко осваивается детьми. Такую стратегию легко наблюдать в случаях соперничества мальчиков. Если в классе есть два претендента на лидерство, то любой повод, будь то неудачная реплика соперника на уроке или развязанный шнурок, будет использован для утверждения превосходства другой стороны. И из каждого такого пустяка может разгореться нешуточный конфликтный инцидент.

В компромиссе участники конфликта идут на взаимные уступки, принимают соглашение о частичном удовлетворении собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другого. Очень часто педагоги, разбирая детские конфликты, пытаются примирить детей и привести их к компромиссу. Однако половинчатая ситуация, в которой никто полностью не выигрывает и не проигрывает, далеко не всегда устраивает детей. На компромисс дети идут чаще всего в случае конфликта между друзьями.

Избегание — реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта, на самом деле достаточно распространенная стратегия. Однако она не всегда фиксируется педагогами, поскольку ученик, предпочитающий стратегию избегания, ищет любую возможность, чтобы выйти из конфликта (сменить тему, «замять» разговор, буквально уйти и т.д.).

В чем-то такие дети «удобны» для учителей, но стратегия избегания, стремление обходить стороной спорные вопросы, не принимать участия в обсуждении острых проблем свидетельствует, прежде всего, о страхе перед конфликтами, о боязни не только решать, но даже осознавать имеющиеся противоречия. Чаще всего такие дети имеют невысокий статус в классе, и их нежелание участвовать в конфликте связано с низкой самооценкой, неуверенностью в собственном ресурсе. Однако это не значит, что они не имеют своего мнения или им безразлична проблема: при соответствующей педагогической поддержке такие дети могут изменить свою стратегию и, как следствие, статус в классе.

Приспособление также в определенном смысле свидетельствует о конфликтофобических установках, только в данном случае речь идет не о страхе перед противоречием, а о боязни негативных последствий в первую очередь в сфере отношений. Ребенок, для которого важно сохранить хорошие отношения с окружающими, в конфликте готов скорее поступиться своими интересами в пользу другого в независимости от того, прав другой или нет. Как ни странно, нередко такую стратегию можно наблюдать в поведении девочек-отличниц. По всей видимости, это связано не только с большой конформностью, свойственной женскому, девичьему поведению, но и с завышенными требованиями, предъявляемыми такой девочке в семье. Установки на отличную учебу и пятерки могут привести к развитию страха перед неудачей, которая огорчит родителей или приведет к неприятному разговору с ними. В конце концов страх перед учебным конфликтом переносится на конфликт в социальной сфере.

Сотрудничество — стремление к объединению интересов всех участников конфликта — в обыденном представлении мало чем отличается от компромисса. Но в действительности это решение более сложное, поскольку должно устраивать всех участников конфликта. Реализация такой стратегии достигается при условии, что в содержание интересов каждого входит удовлетворение основных интересов другого и сохранение совместности людей. Такая стратегия редко встречается не только среди учеников, но и среди учителей, поскольку в отличие от предыдущих она не осваивается сама собой.

Как правило, в конфликтных ситуациях используются разные стратегии в зависимости от характера ситуации, предмета конфликта и характеристик других участников. Часто человек применяет несколько стратегий в одном и том же конкретном случае, пытаясь найти решение. Но каждый из нас имеет предпочитаемую стратегию, которую использует чаще всего или применяет в первую очередь. Определить предпочитаемые стратегии можно с помощью методики К.Томаса (в приложении к пособию она приведена в двух вариантах — для взрослых и для детей и подростков) [11 с.425].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: