Системы управления содержимым

В последние годы стали популярны системы управления контентом (или как их еще принято называть CMS – от англ. «Content Managment System»). С помощью подобных систем опытный пользователь может при необходимости легко создать базовый веб-проект (без дополнительных трудозатрат), а веб-интегратор получает возможность развернуть масштабный проект в приемлемые сроки (модульность подобных систем расширяет их функционал).

Во времена, когда системы управления контентом практически не применялись – разработка очередного веб-проекта была сопряжена с созданием кода разметки каждой страницы, либо с тяжелым программированием и интеграцией графического оформления в каждую страницу. Процесс занимал огромное количество времени, а результат выполнял ограниченное количество функций и тяжело модернизировался.

Современные системы управления контентом снимают необходимость постоянного программирования. Достаточно выбрать готовый компонент, из тысячи ранее созданных и протестированных. Интеграция в систему не займет много времени, так как все дополнения делаются по единому стандарту.

Для того, чтобы оценить достоинства систем управления контентом следует заглянуть в прошлое и посмотреть, как и с помощью каких инструментальных средств создавались веб-ресурсы до появления подобных систем, и как они создаются сегодня.

Начало развитие веб-среды можно обозначить серединой 90‑ых г. Этот период характеризовался относительно невысоким уровнем развития веб технологий, а многие динамические веб-проекты (т.е. способные на интерактивное взаимодействие) могли создаваться только программистами.

Вся динамика реализовывалась через CGI и другие сложные технологии, поэтому обычной пользователь, создающий собственный проект, мог рассчитывать только на статичный базовый проект масштаба сайта и не более того. Такой сайт обычно представлял собой набор статичных html‑страниц, подготовленных в WYSIWYG-редакторах, которые начали появляться примерно с середины 1995 года. После набора, страницы объединялись ссылками (для осуществления возможности межстраничных переходов) и размещались на сервере. Вся работа по обновлению информации и проверке работоспособности проекта перекладывалась на его автора. Так, например, если требовалось изменить ссылку на странице, автор должен был найти эту страницу среди остальных, затем внести в нее изменения и снова загрузить страницу на сервер. Если же требовалось не просто изменить существующую страницу, а добавить новую, то приходилось также решать вопросы, связанные с логическим и физическим внедрением последней в весь проект. И если объем страниц возрастал, то «справляться» с ними становилось еще сложнее. А изменять и расширять динамические проекты было еще более проблематично.

Систем автоматизации всех этих процессов на тот момент практически не было, а точнее не было доступных и легких систем, не было выбора между открытыми и коммерческими системами, а популярность немногочисленных коммерческих систем была такова, что об их существовании практически никто не знал. Однако такое положение длилось относительно недолго, и в дополнение к статичным html‑страницами CGI программированию появились более «дружественные» технологии – Asp (конец 1996 г.), ColdFusion (июнь 1995 г.), а позже и PHP (2‑ая версия вышла в 1997 г.). Новые технологии позволили совместить разметку html‑страниц и несложный программный код, сделав тем самым пассивные html‑страницы активными. Активность последних позволила легко организовать интерактивное взаимодействие с пользователями, ведь каждый раз при обращении к одной и той же активной странице пользователь мог получать новые данные. В то же время стали создаваться активные страницы для автоматизации определенных действий, например, процесса загрузки файлов на сервер или же процесса создания новых страниц. Такие полезные страницы постепенно собирались во вспомогательные пакеты. Подобные пакеты применялись в типовых задачах, однако их возможностей не всегда хватало и многие клиенты предпочитали заказывать индивидуальные системы управления под свой собственный проект. Эти заказные системы изначально не были универсальными – когда требовалось изменять либо расширить их функциональность, заказчику приходилось снова обращаться к разработчикам. Вскоре и сами разработчики пришли к решению о необходимости создания универсальных систем. Таким образом, появились первые универсальные коммерческие системы управления.

Утвердилась и аббревиатура CMS, которая была заимствована и русскоязычными пользователями. Позже появились и открытые системы управления. Дальнейшая эволюция этих систем привела всю область к такому уровню развития, что нынешнее словосочетание «система управления содержанием» уже не совсем актуально, т. к. функциональность современных систем значительно расширилась, теперь они способны работать с темами, компонентами, а также управлять другими элементами. Современные системы уже можно смело именовать «системами управления веб-проектом (класса n)».

Сейчас системы управления это не только удобная оболочка-менеджер для пользователя, но и мощный инструмент для веб-разработчика (последнее справедливо далеко не для всех систем). Благодаря таким системам, все реже возникает необходимость в разработке веб-проектов «с нуля» – подготовленному пользователю или интегратору достаточно просто выбрать, установить и настроить существующую систему, чтобы быстро и без дополнительных финансовых затрат получить приемлемый результат профессионального уровня.

К сожалению, некоторая часть существующих веб-сайтов создана без систем управления. Это так называемые «пустышки».

Многие клиенты попросту не знают о существовании подобных систем, а разработчики не утруждают себя их внедрением. Если у заказчика веб-проекта возникнет необходимость во внесении корректировок или изменений в проект, то ему придется самостоятельно выполнять сложные манипуляции с гипертекстом и программным кодом, либо потребуется обратиться к разработчикам проекта и за дополнительную оплату решать вопросы с которыми он и сам бы мог справиться, имея систему управления (а во многих случаях разработчики даже заинтересованы в подобной зависимости собственных клиентов).

По объективным оценкам на данный момент существует пока немалая часть веб-проектов без систем управления, которые в ближайшее время будут переводиться на подобные системы.

Теперь следует рассмотреть, как системы управления представляются различным пользователям. Фактически к пользователям систем управления можно причислить всех тех, кто хоть как-то с ними взаимодействует. К примеру, пользователями обычно становятся следующие лица:

· будущие и настоящие посетители разрабатываемого / разработанного веб-проекта (гости, зарегистрированные и незарегистрированные пользователи)

· контент-менеджеры, модераторы, редакторы, администраторы (владельцы);

· программисты и интеграторы (пользователи cms «как продукта»).

Посетители – это самая многочисленная и самая значимая группа пользователей. Без них любой проект перестал бы развиваться (а возможно и вообще существовать), поэтому за их внимание и ведется столь жесткая борьба. Посетитель, он никогда не вникает в технические подробности – ему абсолютно безразлично, на базе какой системы управления функционирует разрабатываемый проект, ему важен результат – информация и способ ее получения. Систему управления посетитель не видит в таком виде, в каком ее видят доверенные участники вашего проекта, вся система для него – это страницы с материалами, навигационные элементы, формы обратной связи, подсказки и т.д., но не более того. Посетитель – это типичный потребитель, и чем проще и быстрее интересная информация «извлекается» из вашего проекта, тем меньше он задумывается о других, альтернативных проектах. Поэтому недостаточно создать удобный и хорошо настроенный проект, необходимо также позаботиться и о его содержании – оно должно быть интересным и актуальным, так вы сможете привлечь больше посетителей.

Контент-менеджеры, модераторы, редакторы, администраторы – это доверенные лица, которым делегирован набор дополнительных прав. Пользователям такого уровня система управления представляется в расширенном виде – к интерфейсу системы добавляются дополнительные элементы управления или целые административные разделы. В таких разделах администратор может легко и быстро добавлять например новых пользователей, а модератор может вносить правки в оставленные посетителями сообщения и делать другие разрешенные администратором действия.

Для лучшего понимания предметной области, а также установления порядка, была создана такая методика как классификация. Классификация – это разделение общего множества на частные по выбранным критериям, т.е. попросту деление на группы по общим признакам. Классификация также требуется и в области систем управления, где она должна сделать четкие разграничения между системами.

На данном этапе будут рассмотрены два наиболее очевидных вида классификации:

· классификация по «степени открытости»;

· классификация по «разработчику системы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: