Соотношение системы права и системы законодательства

 

В данном параграфе работы мы остановимся на основных вопросах связи системы права и системы законодательства. Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку «правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления»[15].

В теории права соотношение категорий «система права» и «система законодательства» понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как «право» и «законодательство». Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.

Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более естественный характер. Т.К. Основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.[16]

Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. В основе такого утверждения лежат следующие посылки:

1. Первичным элементом системы права выступает норма, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативно правового акта. Но в одном нормативном акте могут выражаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями других нормативных актов (например, в законе о личной собственности граждан выражаются нормы гражданского и семейного права). Это происходит потому, что правотворчество в каждой сфере общественной жизни осуществляется не одним, в многими гос.органами в пределах их компетенции и всегда представляет собой непрерывный процесс[17].

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями законодательства и такое несовпадение двояко:


 

  Отрасль права Отрасль законодательства
Финансовое право + -
Право на социальное обеспечение + -
Таможенное законодательство - +
Воздушный кодекс РСФСР - +

 

Может быть и идеальный вариант, когда отрасли совпадают (гражданское, уголовное, трудовое право и др.), Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух система, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирование правового механизма государства.

2. Система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву. Например, это – различные программные положения, указание на цели и мотивы издания актов и т д.

3. В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней системой законодательства.

5. Система права носит объективный характер, а система законодательства более субъективна, поскольку во многом зависит от воли законодателя. Но эта субъективность относительна, поскольку каждый вновь принимаемый нормативно-правовой акт не может противоречить системе действующих актов.

6. Система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления. В России такой формой является федерация. Это обуславливает существование в каждой отрасли актов как федерального (Федеральный Закон РФ «О нормативных правовых актах РФ»»), так и уровня субъектов федерации (закон «Об административных правонарушениях на территории Новгородской области»).

К особенностям соотношения двух систем правоведы относят:

ü В системе права более конкретно и глубже, чем в системе законодательства, воплощается волевое начало права. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.

ü Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства, поскольку объединять нормы права в институты и отрасли можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.

ü Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).

ü Правильное понимание системы права является залогом успешного функционирования системы законодательства. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.

Итак, система права и система права являются меду собой диалектическими связанными, система права – это внутренняя сущность права, система законодательства – его внешнее выражение, но говорить о тождественности систем нельзя.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: