Основные понятия и параметры процесса топливоподачи
1. Цикловая подача - подача топлива за один рабочий цикл
gц = (ge Ne m / 60 n i) г/цикл,
где: m - коэффициент тактности, для 2-х т. дв. =1; для 4-х т. дв. =2;
n – об/мин; i - число цилиндров.
2. Фазы подачи – φнпн, φкн, φкпф, φнпф – фазы начала и конца подачи по насосу и по форсунке.
φнпф = φф.о. или угол опережения впрыска топлива,
φп = φнпф + φкпф – продолжительность подачи топлива.
3. Pн, Pф, Pн. макс, Pф.макс, Pф.о., Pф.з., Pост. - давления топлива в насосе, форсунке, максимальные, открытия иглы, закрытия иглы, остаточное в топливопроводе между впрысками.
Остановимся более подробно на величине цикловой подачи.
В свою очередь,
gц = (Fпл ha ρт ηпод) 10-3 г/цикл;
Fпл = πd2 / 4- площадь плунжера м3; ha - активный ход плунжера м, ρт - плотность топлива кг/м3.
Коэффициент подачи топливного насоса ηпод -, представляющий собой отношение действительно поданной порции топлива gц к теоретически возможной и равной объему, описываемому плунжером на протяжении его активного хода, умноженному на плотность. Коэффициент подачи величина переменная и зависит от большого числа факторов, к числу которых относятся геометрические и конструктивные соотношения в ТНВД, сжимаемость топлива и явления дросселирования в периоды наполнения и отсечки и, конечно, утечки в системе насос-форсунка. По опытным данным ηпод = 0,75-1,1, на него существенное влияние оказывают число оборотов и величина цикловой подачи (рис. 6.7.1.). Увеличение gц (ha) приводит к росту коэффициента подачи. Важная особенность изменения ηпод заключается в том, что при снижении оборотов от номинальных до ≈ 75% nном и сохранении положения топливной рейки неизменным, он увеличивается (на 10-15%) и лишь затем падает. Это увеличение влечет за собой рост цикловой подачи и, соответственно, - среднего эффективного давления
|
|
Pe = k gц ηе,
и развиваемого двигателем крутящего момента Мкр, что благоприятно сказывается на тяговых свойствах двигателя и устойчивости режима малых оборотов.
Пример – главный двигатель буксирующего судна. С увеличением силы тяги на гаке обороты двигателя будут падать и, если крутящий момент не будет увеличиваться, то обороты и тяговое усилие будут продолжать снижаться. Если же при снижении оборотов, цикловая подача за счет роста коэффициента подачи растут, то, соответственно, увеличиваются момент и сила тяги.
Рис. 6.7.1. Кривые изменения коэффициента подачи в функции оборотов и величины цикловой подачи (ha).