Факторы, формирующие потребительские свойства

Удовлетворение потребности людей в одежде обусловливается различными факторами. Наиболее существенными из них являют­ся: развитие общественного производства, в частности производ­ства одежды; рост материального благосостояния и культурного уровня населения; численность и состав населения (социальный, половозрастной и др.); конституционные (морфологические, функ­циональные) особенности организма человека и психологический фактор; природно-климатические условия.

Потребность людей в одежде и степень ее удовлетворения зависят от уровня развития производства. Укреплению матери­ально-технической базы швейной и трикотажной промышленно­сти способствует широкое внедрение современной техники и тех­нологий. Важное значение имеют также рациональное использо­вание сырья, материалов, расширение производства химических волокон, стойких красителей. При этом в первую очередь долж­ны быть решены вопросы снижения материалоемкости и трудо­емкости одежды.

Насыщению рынка и удовлетворению потребности населения в одежде должен способствовать выпуск разнообразных и высоко­качественных швейных и трикотажных изделий по лицензиям инофирм, а также изделий, сделанных на совместных с иностран­ными фирмами предприятиях по изготовлению одежды.

Рост культурного уровня и доходов людей обусловливает повы­шение требований к ассортименту и качеству одежды. В гардеробе должно быть достаточное количество изделий разнообразного функционального назначения (повседневных, торжественных, для отдыха, занятий спортом и др.), обладающих высокими показате­лями эстетических, эргономических свойств и имеющих достаточ­ный срок службы. Для более полного удовлетворения потребно­стей населения различных групп необходим правильный учет пот­ребительских требований к одежде на стадиях ее проектирования, производства и реализации.

Численность и половозрастной состав населения существен­но влияют на потребность в одежде, на структуру ассортимента изделий. Половозрастной состав населения, т.е. соотношение ко­личества мужчин, женщин, детей (мальчиков и девочек), людей различного возраста (молодежь, люди среднего и старшего возра­ста), определяет структуру ассортимента одежды для этих групп. Возрастной состав населения различных регионов нашей страны не остается постоянным. Так миграция молодежи в районы ново­строек, ограничение прописки в крупных городах обусловили воз­никновение молодежных городов и поселков и одновременно уве­личение удельного веса людей среднего и старшего возраста в других районах. Поэтому в планах развития производства одежды и торговли ею, а также при формировании ассортимента изделий в каждом регионе необходимо учитывать потребности в одежде людей разного возраста.

Люди разного возраста формируют свой гардероб неодина­ково. Если молодежь при создании гардероба в первую очередь обращает внимание на соответствие изделий моде, их комплект­ность, взаимозаменяемость, считая износостойкость не самым глав­ным свойством одежды, то люди старшего возраста отдают пред­почтение одежде добротной, комфортной, со значительным сро­ком службы. Влияние половозрастных особенностей людей на их потребности в одежде более подробно рассмотрено в следующем разделе.

Социальный состав также оказывает влияние на потребности населения в одежде. Так объем и структура личного гардероба студентов, служащих и представителей других социальных групп различны.

Наблюдаются также различия в требованиях к одежде в соста­ве наличного набора изделий у городского и сельского населения. Это можно объяснить различиями в быте и характере труда жите­лей города и деревни.

Исходя из изложенного выше, при формировании ассортимен­та одежды нельзя ориентироваться на усредненного покупателя, а следует учитывать дифференцированные и конкретные требования к ассортименту и качеству одежды потребителей различных катего­рий. Для более полного удовлетворения потребностей населения в одежде необходимо разрабатывать концепции ассортимента на различных уровнях — федеральном, региональном, местном. Эти концепции, учитывающие особенности потребностей в одежде раз­личных групп населения, могут служить исходной базой для фор­мирования ассортимента одежды в промышленности и торговле.

Потребность в одежде различных видов из разных материалов в значительной степени зависит от природно-климатических усло­вий. Состав гардероба одежды человека, количество изделий разно­го сезонного назначения, выполненных из различных материалов (шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных и др.), определяются в основном климатическими особенностями данной местности.

На территории России и стран ближнего зарубежья выделен ряд климатических зон, отличающихся метеорологическими усло­виями и определяющих требования к теплозащитным свойствам одежды, ее ассортименту. Климатическое районирование страны проведено в целях создания гигиеничной одежды, обеспечиваю­щей нормальные условия для людей, проживающих на ее террито­рии. Важнейшие метеорологические факторы, которые необходимо учитывать при проектировании зимней бытовой одежды для раз­личных климатических зон и районов, — это температура воздуха, относительная влажность, скорость ветра.

Зона холодного климата, отличающаяся продолжительной морозной зимой с сильными ветрами и коротким и прохладным летом, обусловливает необходимость включения в гардероб мехо­вой одежды, изделий ветростойких, шерстяного нательного белья, верхних трикотажных изделий. Зимнюю одежду для этой зоны проектируют с высокими теплозащитными свойствами.

Зона умеренного климата включает западные районы с повы­шенной влажностью, небольшими морозами зимой, прохладным летом, а также восточные районы с резко континентальным кли­матом. Для западных районов предпочтительна зимой умеренно теплозащитная одежда, предохраняющая от влаги, а в восточных районах нужна зимняя одежда с высокой теплозащитностью.

Зона теплого климата распространяется на южные районы. В субтропических районах с очень высокой влажностью воздуха не­обходима гигиеничная, легкая летняя одежда повышенной гигро­скопичности и воздухопроницаемости. Зимняя же одежда предпо­читается из материалов, обработанных водоотталкивающими и противогнилостными составами. В районах с очень жарким, су­хим климатом летом и непродолжительной зимой высока потреб­ность в летней одежде, защищающей от перегрева и воздействия солнечной радиации.

Зона высокогорного климата (Кавказ, Алтай, Средняя Азия) требует особого внимания, поскольку характеризуется очень неус­тойчивым летом и продолжительной суровой зимой с сильными ветрами и снежными буранами. В условиях кислородной недоста­точности особенно велика потребность в легкой одежде, не стесня­ющей дыхание и кровообращение, теплозащитной, ветростойкой.

Следует отметить, что при проектировании бытовой одежды указанные факторы и различия в климатических условиях разных районов нашей страны учитываются пока еще недостаточно. Боль­шее внимание им уделяется при разработке специальной одежды.

Потребности человека в одежде определенных форм и разме­ров зависят от анатомического строения его тела, а также от обра­за жизни, профессии, возраста и т.д. Форма поверхности тела человека определяется полом, возрастом, конституционными осо­бенностями. Причем наиболее ощутимо влияние возрастных осо­бенностей на форму тела человека. Однако влияние возраста ска­зывается не только на форме поверхности тела человека, но и на его отношении к окружающему миру, требованиям к одежде, ее художественно-колористическому оформлению, подходу к форми­рованию своего гардероба.

Развитие и рост организма человека в разные периоды неодина­ковы. Каждый возрастной период характеризуется своими пропор­циями, различные части тела человека растут неодинаково. Напри­мер, голова новорожденного составляет 1/4 длины тела, а у взрос­лого человека— 1/8, т.е. размеры головы после рождения удваиваются. Рост других частей тела происходит более интенсив­но: длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина рук — в 4 раза, туловища — в 3 раза. С момента рождения до раннего детства организм быстро развивается, масса тела (вес) увеличивает­ся за этот год в 3 раза, а прирост длины тела превышает 20 см. От года до 3 лет темпы роста ребенка замедляются: годовой прирост длины тела не превышает 9-10 см, а обхвата груди— 2-3 см. У детей этой возрастной группы костные ткани отличаются мягко­стью и гибкостью, а мышцы слабые и тонкие, поскольку интенсив­но растут в длину. Поэтому утомляемость мышечной системы высо­кая по сравнению со взрослыми. Кроме того, вследствие большей, чем у взрослых, частоты дыхания и его поверхностного характера возрастает роль кожного дыхания. В эти годы отмечаются высокая подвижность, интенсивная жизнедеятельность организма, следстви­ем которых является повышенная теплоотдача.

Эти особенности развития детского организма диктуют жест­кие требования к одежде для детей до 3 лет. Одежда должна обладать высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, быть мягкой, легкой, без грубых и толстых швов, не стеснять ды­хания, движений ребенка. Силуэт такой одежды обычно свобод­ный, застежка должна располагаться в доступном месте и обеспе­чивать возможность ребенку самостоятельно надевать, застегивать и снимать изделие.

В первый период детства (4-7 лет) отмечаются интенсивный рост костей скелета и увеличение длины тела (особенно в возрасте от 5 до 7 лет). В этот период форма и размеры тела девочек и мальчиков не имеют отличий. Движения ребенка в этом возрасте отличаются разнообразием, большей сложностью, по сравнению с предыдущим периодом, и координацией. Особенность детей этого возраста — отставание роста сердца от роста кровеносных сосудов. Поэтому требования к гигиеничности одежды для детей этой возра­стной группы особенно велики. Одежда должна обеспечивать макси­мально комфортные условия для функционирования организма. Со­вершенно исключается применение в одежде синтетических мате­риалов, искусственных кож, пленочных материалов. Использование химических волокон допустимо только в верхней одежде, да и то при условии хорошей воздухопроницаемости материалов.

Для удовлетворения всех предъявляемых требований одежда должна обладать комплексом потребительских свойств, которые проявляются при ее эксплуатации (потреблении). Очень важно для потребителя, чтобы удовлетворение его требований к одежде про­исходило во времени, т.е. любое изделие должно обладать свой­ствами надежности.

Таким образом, все требования к одежде, а следовательно, и ее потребительские свойства можно подразделить на следующие груп­пы: эргономические, эстетические и требования к надежности (сроку службы) изделия. Эта группировка охватывает те требова­ния, которые потребители предъявляют к одежде как предмету личного пользования. К одежде предъявляются и требования эко­номической целесообразности массового производства, экономич­ности одежды с точки зрения затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию изделия.

Степень удовлетворения одеждой предъявляемых к ней требо­ваний зависит от многих факторов, которые можно си­стематизировать следующим образом:

—свойства материалов, обусловленные их волокнистым со­ставом, структурой, колористическим оформлением, физи­ко-химическими, санитарно-гигиеническими свойствами;

—модель и конструкция одежды (степень замкнутости, при­лежание к телу, посадка на фигуру, количество слоев, вели­чина и толщина прослоек, величина припусков на свобод­ное облегание);

—обработка изделий с целью придания ему дополнительных свойств (химическая обработка).

Рассмотрим основные требования к одежде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: